Разработка товарной стратегии предприятия ОАО «Димское» Тамбовского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в исследовании товарной стратегии, и ее влияния на эффективность деятельности предприятия, а также поиск путей совершенствования товарной стратегии
Основные задачи исследования:
1. Изучить товарную стратегию предприятия и ее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия;
2. Исследовать подходы к оценке товарной стратегии предприятия;
3. Составить организационно-экономическую характеристику ОАО «Димское» Тамбовского района;
4. Проанализировать факторы, влияющие на формирование товарной стратегии ОАО «Димское» Тамбовского района;
5. Предложить мероприятия по совершенствованию товарной стратегии в ОАО «Димское» Тамбовского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Понятие, сущность и цели товарной стратегии в стратегии предприятия
1.2Условия формирования и элементы товарной стратегии
1.3 Жизненный цикл товара как основной элемент товарной стратегии
2 АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ДИМСКОЕ» ТАМБОВСКОГО РАЙОНА
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2Характеристика товарного ассортимента и специализация ОАО «Димское» Тамбовского района
2.3 Анализ факторов, влияющих на формирование товарной стратегии в ОАО «Димское» Тамбовского района
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ В ОАО «ДИМСКОЕ» ТАМБОВСКОГО РАЙОНА И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.docx

— 81.26 Кб (Скачать файл)

Повышение требование к качеству товара – одна из характерных особенностей мирового и национальных рынков.  Для обеспечения высокого качества товара следует соблюдать технологическую дисциплину на стадиях производства, транспортировки, хранения, переработки, реализации. 

При разработке мероприятий по повышению качества продукта основное внимание уделяется экономическим показателям, в особенности затратам за весь срок службы продукта. 

Управление товарным знаком, упаковкой, маркировкой также является элементом товарной стратегии.

Товарный знак – это марка (или ее часть), защищенная законом, которая дает продавцу исключительное право на использование марочного имени или марочного знака.

Марка – это своеобразный термин, символ, знак либо рисунок, предназначенный для того, чтобы выделить товар из всей товарной массы.

Марка включает в себя:

- марочное имя – это часть марки, представленная в виде букв, слов;

- марочный знак – это символ, рисунок, цвет, знак;

- товарный знак.

  Часто потребители на основе своего суждения о товаре фирмы формируют мнение о ее товарном знаке, тем самым создавая ей имидж.

Замечено, что наличие товарного знака способно увеличить цену товара на 10–20 %. Однако создание престижного знака по силам достаточно крупным компаниям, которые могут выпускать качественные товары, поставлять их на различные рынки, а также нести значительные издержки при их продвижении.

Успешным считается товарный знак, охотно покупаемый потребителями и торговыми организациями. Он способен увеличить долю рынка для фирмы, путем увеличения объемов продаж.

Товарные марки появились в средние века как необходимость обозначения своих товаров ремесленниками и торговцами с целью контроля над объемом и качеством продукции, т. е. марки выступали неким стандартом качества при продаже на рынке. Сформировать приверженность к марке значит создать и поддерживать ее прочный образ, а следовательно, максимизировать продажи.

Хорошая торговая марка ассоциируется с достоинствами и качеством этого товара; она легко запоминается; юридически защищена. Поэтому маркировка товара – это один из важных инструментов маркетинга фирмы.

Упаковка – это дополнительный сервис (удобство), а для производителя – средство стимулирования продаж, источник информации о товаре, реклама, защита товара.

Под упаковкой понимают тару (ящики, пакеты, контейнеры, бочки, мешки и т. д.), которые позволяют предохранять товар от порчи.

Задача службы маркетинга в данном направлении заключается в разработке максимального удобной и приемлемой упаковки, создании ее дизайна, исследовании отзывов покупателей о ней и принятие необходимых мер в случае плохих отзывов.

Составляющими упаковки являются этикетка и вкладыш.

Этикетка – это своеобразный «кусочек» информации на товаре, содержащий фирменное наименования, символ компании, состав, коды, адреса, инструкции.

Вкладыш – это детализированные инструкции о способах применения и мерах предосторожности либо это купоны, брошюры, призы и т.д.

Цена является не только важным фактором, определяющим прибыль, но и условием реализации товаров в силу следующих причин: 

Во-первых, в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д. 

Во-вторых, привлекательность товаров, выраженную в цене, потребители находят легче, чем на основе рекламы, продвижении и т.д. 

В-третьих, даже когда другие методы стимулирования, в частности организация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена может использоваться как мощное средство их поддержания. 

Предприятиям систематически приходится определять положение продукта на рынке, т.е. соотносить свои предложения с пожеланиями потребителей. Им приходится следить за жизненным циклом товара с момента поступления его на рынок до момента снятия с рынка. 

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателя широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно на производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулирования и организации производства должны ориентироваться на конкретного потенциального покупателя.

 

1.3 Жизненный цикл товара  как основной элемент товарной  стратегии

 

Каждый товар имеет жизненный цикл, описываемый так называемой «Кривой Гомпарта», демонстрирующий динамику доходов (прибылей, рентабельности) в зависимости от этапов (времени) «жизни» товара на рынке. Можно дать характеристику каждому этапу жизненного цикла товара с соответствующими особенностями и соответствующими им стратегиями поведения фирмы.

Исследую товарную стратегию необходимо обратить внимание на  понятие жизненный цикл товара - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.

Таблица 1 - Характеристика стадий жизненного цикла товара

Стадия

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

1

2

3

4

5

Темпы роста продаж

Рост

Быстрый рост

Стабильный рост, а затем некоторое снижение из-за насыщения рынка

Резкое снижение


 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Расходы на клиентов

Высокие

Средние

Низкие

Низкие

Прибыль

Убыток

Растущая прибыль

Высокая прибыль

Снижающаяся прибыль

Клиенты

Новаторы

Восприимчивые

Среднее большинство

Отстающие

Конкуренция

Незначительная

Умеренная

Сильная

Незначительная

Цели маркетинга

Привлечение внимания к товару лиц, формирующих общественное мнение

Расширение сбыта и

ассортиментных групп

Поддержание

отличительных

преимуществ

Сократить падение,

оживить рынок

Задачи маркетинга

Выявление спроса, информативная реклама, повышение

качества товара,

гибкая ценовая политика, организация сервиса, создание имиджа товара и фирмы

Стимулирование спроса, развитие сегмента рынка, убеждающая реклама, снижение цены.

Расширение сервиса,

расширение

потребительских

свойств товара

Напоминающая реклама,

Стимулирование сбыта за счет повышения качества, улучшения обслуживания, освоения новых сегментов рынка,

дальнейшее расширение

потребительских свойств товара, определение масштабов затрат на обслуживание реализованных товаров,

предложение о времени запуска нового товара


 

Зарождение. Товара на рынке еще нет, он проходит как бы внутрифирменную стадию замысла и разработки, выработки необходимых программ, определения оптимальных сроков выхода на рынок.

Выход (начало). «Рождение» товара, его появление на рынке. Обычно на этом этапе товар предлагается малыми порциями (партиями). Объемы его реализации невелики. Себестоимость товара на этом этапе наиболее высоки.

Цены тоже высокие. Прибыли незначительны, а доходы на вложения могут быть и отрицательными. Технология еще не отработана, а значит и в качестве товара возможны недостатки и «накладки». Конкуренция обычно практически отсутствует, а покупатель инертен.

Ключевую роль на этом этапе играют конструктивные особенности и потребительские качества товара, его дизайн и оперативная обратная связь с потребителем, необходимая для доработки качества товара по возможным рекламациям и нареканиям.

Маркетинг на этом этапе должен быть направлен на стимулирование рынка, осведомление потребителя о товаре, активное формирование сбытовой сети (мобилизация ее к последующему этапу), определение возможных конкурентов и вариантов их поведения.

Затраты на рекламу высоки, и высока их доля в общей сумме затрат. Реклама на этом этапе несет прежде всего информационный характер, но должна дополняться активным стимулированием непосредственно продаж: льготы, купоны, конкурсы, викторины, ярмарки и т.п. Акцент в рекламе целесообразно делать на обращение не к потребителю в целом, а к его трендовой группе - наиболее динамичной, откликающейся на новое, и перспективной части потребителей данного товара.

Рост (ускорение). Этап ускоренного темпа роста доходов. Этот этап характерен минимальными издержками и массовым выпуском товара на рынок. Технология к началу этого этапа уже наработана, и качество товара высокое (выше, чем на предыдущем этапе). Растет число конкурентов, слетающихся на перспективный бизнес, но конкуренция на этом этапе не носит угрожающего характера, так как всем на этом этапе находится место на рынке. Потребитель активен, объем продажи растет, растут и прибыли, достигая пика к концу этапа. Цены на этом этапе носят оптимальный характер, поскольку только на этом этапе спрос и предложение достигают баланса.

Ключевую роль на этом этапе играют минимизация издержек и организация массового сбыта товаров. Стратегия маркетинга на этой стадии состоит в избегании прямой конкуренции, укреплении позиций за счет модификаций товара, углубления в рынок и создания предпочтительной марки, обеспечении оптимального высокого уровня цен (за счет тщательного контроля за спросом), своевременном снижении цен для привлечения дополнительных клиентов, обеспечении бесперебойности работы сбытовой сети, привлечении дополнительных каналов сбыта. Расходы на рекламу могут возрастать в абсолютном выражении, но их доля в общей сумме издержек снижается существенно. Целесообразно указывать в ней не просто достоинства товара, а его преимущество по сравнению с конкурентами, необходимо все большее дистанционирование и позиционирование товара в сравнении с аналогами.

Замедление темпов роста доходов (не их снижение - доходы все еще могут возрастать, замедляется их рост). Свидетельствует о насыщении рынка. Вследствие роста конкуренции и высокого качества товара (наиболее высокого к концу этапа) потребитель становится все более разборчивым - начинается его «звездный час». Поэтому растут издержки (интенсивная реклама, углубление ассортимента и модификаций). Конкурентная борьба доходит до ценовой конкуренции - иногда единственным средством и решающим фактором борьбы может стать снижение цен. Поэтом рост прибылей замедляется и даже падает.

Наиболее эффективной стратегией на этом этапе является уход на другой рынок. Накопленный опыт, технология, компетентный и мотивированный персонал - все это применяется к еще не насыщенному рынку. Именно это обстоятельство является главным стимулом «вывоза капитала за границу», а на внутреннем рынке (сняв с него «сливки» на этапе роста) фирма идет дальше, реализуя новые товарные идеи и программы с потребителем, активно реагирующим на марку фирмы.

Уход может быть неполным, за счет лицензионной стратегии - продажи лицензий желающим продолжать бизнес. Обеспечив источник дохода, выйдя из активного бизнеса, сама фирма, опять-таки, приступает к новым проектам.

Можно, разумеется, за счет все новых модификаций пытаться продлить жизненный цикл товара, но необходимо отдавать себе отчет, что это путь все больших издержек, а главное, он бесперспективен - товарная идея уже отработана.

Но если фирма со своим товаром находится в этой стадии, то ее стратегия будет заключаться в отстаивании своей доли рынка, попытке все более глубокой сегментации, привлечении новых потребителей, все более активном стимулировании продажи, снижении цен. Реклама на этом этапе носит наиболее агрессивный, назойливый характер, доля издержек на нее заметно возрастает, она адресуется уже к наиболее массовой и консервативной части потребителей. И очень важно обеспечить уровень марки и репутации фирмы, создавая и ведя за собой, таким образом, потребителей - приверженцев марки фирмы.

Затухание и спад. Это стадия уже не замедляя роста, а прямого падения дохода (объемов продажи). Выход из конкуренции приобретает лавинообразный характер. Цены продолжают падать (в целях удержания потребителей). Хотя возможны и их всплески, так как за счет выхода из конкуренции на рынке могут образовываться лакуны, а инерция потребления, привычка к товару могут еще действовать. В расчете на эти всплески некоторые фирмы задерживают свой полный уход с рынка. Но в любом случае стратегия маркетинга на этом строиться не может.

Первостепенными целями фирмы неизбежно становится обновление товарного ассортимента, диверсификация, плавный переход к другим товарам при сокращении позиций на рынке и репутация фирмы в обществе.

Информация о работе Разработка товарной стратегии предприятия ОАО «Димское» Тамбовского района