Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение роли упаковки в маркетинговой деятельности, описание общих методологических основ разработки упаковки и в общем рассмотрение упаковки, как одного из важнейших элемента маркетинга.
Введение
Теоретический раздел
1. Роль упаковки товара
1.1 История создания и развития упаковки
1.2 Роль упаковки в маркетинге
1.3 Сущность и назначение упаковки
1.4 Классификация упаковки
1.5 Функции упаковки
2. Требование потребителя к упаковке товара
2.1 Ожидаемые возможности от упаковки товара у потребителей
2.2 Что требуется от упаковки
2.3 Восприятие упаковки покупателем
Практический раздел
1. Оценка качества упаковки на примере «Dupon»
2. Анкетирование
2.1 Анализ анкетирования
2.2 Вывод по опросу потребителей
Заключение
Список использованной литературы
Необходимость того, чтобы упаковка защищала окружающую среду от ее содержимого, очевидна и не требует особых доказательств: никто не станет покупать не упакованным надлежащим образом шоколадный сироп, домашний сыр, типографские краски, жидкие (или сыпучие) пестициды, скипидар или какие-либо другие химически активные (или клейкие), пачкающиеся или иные продукты подобного рода. Тем не менее, несмотря на всю очевидность этого положения, ему не всегда уделяется должное внимание при создании и усовершенствовании упаковки.
Гораздо сложнее и серьезнее становится проблема защиты окружающей среды от нерационального развития упаковки, от бездумного и массового уничтожения не возобновляемых сырьевых ресурсов на эти цели. Ученые, руководители предприятий и профессионалы в области упаковки должны считать своей первостепенной задачей осуществление разумного выбора упаковочных материалов, разработку и внедрение ресурсосберегающей стратегии развития упаковки, обеспечение максимального вторичного использования упаковочных материалов, массовой переработки и восстановления ресурсов или, в конечном счете, надлежащего уничтожения загрязняющих окружающую среду остатков.
В конечном счете, "упаковочные" профессионалы должны быть готовы оценить "стоимость" природы при подборе материалов для упаковки, которую они конструируют. И, теоретически, упаковка может (в идеале - должна) оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Обязанность ученых, руководителей производств и профессионалов в данной сфере строго учитывать этот фактор. В грядущие годы - это требование времени.
В этой связи заслуживает особого внимания еще одна актуальная проблема - приоритетное развитие тех видов упаковки, которые могут быть вторично использованы после извлечения из них продукта. Например, упаковки из-под желе могут впоследствии использоваться дома как стаканчики для сока, металлическая упаковка - служить емкостью для хранения муки, кофе, чая и других подобных продуктов, баночки от детского питания - для хранения маленьких винтиков и скобяных изделий, которые необходимо отделить друг от друга и эффективно разместить на рабочем столе. Такой творческий подход к вопросу повторного использования упаковки может оказать стимулирующее воздействие на сбыт и одновременно сократить расход упаковочных материалов.
Повторное использование упаковки, т.е. возвращение ее после использования на промышленные предприятия, очищение от загрязнений и наполнение тем же самым продуктом, дает возможность особенно эффективной экономии упаковочных материалов. Самый типичный в этом отношении пример - это бутылки для напитков, повторно собираемые и наполняемые вновь. Это снижает потребности в новой стеклянной или пластмассовой таре, но связано с затратами на доставку ее обратно на предприятие и очистку перед заполнением.
Переработка использованной упаковки - это деятельность, привлекающая в последние годы особенно большое общественное внимание и являющаяся стратегией, которая может способствовать ослаблению спроса на ограниченные природные ресурсы. Например, переплавка алюминиевых консервных банок в целях получения алюминия для производства новых консервных банок, переплавка стекла для того, чтобы выработать новую стеклянную тару, переработка макулатуры для производства "переработанной" упаковочной бумаги - все это необходимая и ответственная деятельность.
Избавление от ненужных остатков упаковки - не менее сложная задача работы с упаковкой; это большая часть упаковочных материалов - бумага, картон и пластмассы - хорошие горючие материалы и пригодны для сжигания. В случае если сжигание недоступно (или запрещено государством), тогда избавление от этих упаковочных остатков может составить большую проблему. Поэтому важно подчеркнуть, что одним из важнейших направлений совершенствования упаковки будет сокращение использования упаковочных материалов. Именно это, возможно, станет критерием повышения ее эффективности в перспективе и окажет существенное влияние на технологию изготовления и саму форму упаковки для каждого конкретного продукта.
Обеспечение удобства использования продукта. Эта роль упаковки особенно многогранна и призвана удовлетворять запросы потребителя, т.е. упаковка должна максимально и наиболее конкретно оказывать полезные услуги человеку, использующему данный товар. Необходимо, например, чтобы она открывалась, позволяя свободно доставать и использовать продукт, а также (в необходимых случаях) и закрывалась для того, чтобы часть продукта могла быть сохранена для повторного использования. В ряде случаев она должна быть практически недоступна для любопытных детей. Может также понадобиться, чтобы упаковка отмеряла дозированное количество продукта, или имела просеивающую насадку, или сточный желобок для облегчения использования продукта, или специальную кромку вдоль всего контейнера для того, чтобы было проще разорвать парафинированную бумагу или пластиковую пленку на необходимую ширину. Наконец, специальная упаковка может потребоваться для того, чтобы уберечь от любопытных рук некоторые стерильные товары и т.п.
На протяжении уже ряда лет два термина обычно использовались для описания эффективности эксплуатационной функции упаковки: "удобство" и "практичность". В общем, термин "удобство", казалось бы, должен быть связан с открыванием, повторным закрыванием и распределением разного рода вещей в контейнерах для потребительских товаров, которые обычные покупатели приобретают в розничных магазинах и приносят домой для индивидуального потребления. По существу же, смысл термина "удобство упаковки" состоит в том, что она должна быть рассчитана на неподготовленного потребителя и должна быть понятной даже без подробной инструкции о том, как она действует.
Термин "практичность" также уже многие годы используется для того, чтобы охарактеризовать особые преимущества той или иной упаковки в деле доставки товара к месту его реализации. Прежде всего, этот термин используется для определения способности упаковки подавать товар потребителю в том виде и последовательности, в которых это необходимо для его наиболее эффективного использования. Например, упаковка лобового стекла автомобилей, элементов приборной доски, а также и других деталей сборки должна быть сконструирован так, чтобы работникам производственной линии не приходилось перекладывать их с места на место для того, чтобы обеспечить точные, быстрые и эффективные операции сборки. Это можно сравнить с требованиями к распределению стерильных инструментов в операционной, когда необходима как специальная подготовка к использованию этих инструментов, так и их размещение на столе, облегчающее их успешное применение. Иными словами, смысл термина "практичность упаковки" состоит в специальном ее конструировании (приспособлении) для решения конкретных задач и использовании ее подготовленным для этой цели персоналом.
Коммуникационная функция. Упаковка должна нести всю необходимую информацию. В первую очередь она обеспечивает идентификацию продукта, информирует покупателя об особенностях товара и является последним связующим звеном с потребителем в торговом зале, побуждая его приобрести данный товар, чему предшествуют реклама и продвижение продукта другими способами. Она всегда должна быть прямо увязана с формой, содержанием, строением, а также с напечатанным текстом и художественным оформлением товара. Концепция качества продукта, его чистоты, целостности, ощущение расточительности или бережливости, мужественности или женственности всегда могут быть представлены покупателю при помощи успешно сконструированной упаковки. Упаковка - это деталь, которая, прежде всего, бросается в глаза и наглядно показывает специфику продукта. С этой точки зрения она, прежде всего, призвана:
• идентифицировать продукт по его обычному, узаконенному наименованию. Вдобавок к этому она идентифицирует продукт по его качеству, неся на себе печать (имидж) компании. Качество продукции, которое компания пытается поддерживать, также может быть выражено упаковкой;
• информировать покупателя о том, что представляет из себя продукт и как его использовать. Она должна содержать перечень ингредиентов, инструкции к использованию продукта (как замесить тесто для пирога или как наилучшим образом распылить краску или инсектициды), указания о том, как хранить продукт ("хранить в прохладном месте", "не разбивать" или "не сжигать" и т.п.);
• побуждать покупателя к приобретению продукта. Производитель продукта может использовать многие способы достижения этой цели с помощью упаковки. Так, одна компания может увеличивать реализацию своих висячих замков, используя на упаковке большие тисненые надписи для того, чтобы представить имя компании на упаковке, - в этом случае расширение продажи строится в расчете на идентификацию покупателем продукта с именем хорошо известной компании, с ее мощью и надежностью. Другая компания может сделать упор на рекламу конструкции замка и его надежности, показывая на упаковке, например, что замок не откроется даже после прямого попадания в него пули. Третья компания может создать образ вора-взломщика, крадущегося по заднему дворику, что напоминает покупателю о необходимости защиты своей собственности от краж, и т.п.
В ряде работ американских авторов упаковка называется "молчаливым торговцем". Действительно, многие исследования подтверждают, что покупательный импульс на месте продажи товара срабатывает, прежде всего, благодаря упаковке. Это особенно очевидно в том случае, когда реклама и изображение, представляющее продукт, согласуются с видом упаковки, а упаковка ярко представляет компанию, продукт и создает определенный имидж товара в торговом зале.
Хорошо разработанная упаковка обладает определенной ценностью с точки зрения удобства - в глазах потребителей и с точки зрения продвижения товара - в глазах производителя. Таким образом, можно отметить, что упаковка стала действенным инструментом маркетинга.
Таковы главные функции современной упаковки. Уже простое их перечисление дает основание утверждать, что упаковочное хозяйство вторглось ныне практически во все отрасли экономики от производства до потребления, оказывает огромное влияние на социальную сферу, функционирование рынка, структуру сбыта и т.д. При этом особенно важное значение и наибольшее распространение (около 75-80%) получило производство и использование упаковки в АПК. Экономия материальных затрат на упаковку, фасовку и т.п. оборачивается здесь не только снижением качества, но и огромными потерями продовольствия, полуфабрикатов и готовой продукции.
Так же упаковка должна быть особой для каждого нестандартного вида продаж (например, для товаров, продаваемых со скидкой при определенных условиях, или для товаров, при покупке одного из которых второй получаешь бесплатно). Место продажи товара также должно непосредственно влиять на упаковку: продукт, продаваемый в магазинах по сниженным ценам, должен быть упакован по-иному, нежели тот же самый продукт, упакованный для эксклюзивной продажи в модном магазине.
Лишь
немногие российские производители
рассматривают упаковку как элемент
брэнда. Это приводит к появлению
большого количества товаров, упаковка
которых не только не помогает продавать,
но и мешает этому. Еще сравнительно недавно
для успешного выведения товара на рынок
было достаточно произвести товар и сделать
хотя бы несколько правильных шагов относительно
тех или иных элементов позиционирования
товара (приемлемая цена, удобная упаковка,
удачное название и т.д.). Сегодня ситуация
значительно изменилась вследствие ожесточившейся
конкуренции: на многих товарных рынках
существуют явные лидеры (часто это всемирно
известные западные брэнды) и чтобы отвоевать
свою нишу, новые товары должны обладать
более высокой степенью привлекательности
для покупателя. В результате все элементы
маркетингового микса товара становятся
значимыми в борьбе за потребителя.
2.
Требования потребителей
к упаковке товара
2.1Ожидаемые
возможности от упаковки
товара у потребителей
Можно выделить несколько
основных требований к упаковке, ставших
особенно актуальными в последнее время:
• экономия времени;
• специальная упаковка для любой ситуации;
• удобное потребление в офисе;
• здоровье;
• расширение линейки.
Экономия времени. Современный
потребитель все четче понимает ценность
собственного времени. Покупателю гораздо
проще заплатить за качественный продукт
быстрого приготовления в удобной упаковке,
чем тратить большое количество времени
проводя на кухни.
Прежде всего речь, конечно
же, идет о готовых блюдах. Их ассортимент
в настоящее время расширяется – от разнообразных
нарезок до супов в пакетах, которые нужно
просто налить в тарелку и разогреть.
Также расширяется ассортимент, казалось
бы, привычных отечественному потребителю
полуфабрикатов: производителями пройден
длинный путь от простейших котлет до,
например, готовых лазаний и блюд китайской
кухни. И каждый день появляются все новые
и новые наименования. С приходом такой
продукции на рынок все более разнообразной
становится и ее упаковка. Потребителя
прежде всего интересует упаковка, в которой
продукты можно готовить.
Особенно интересна эволюция процесса
открывания упаковки - сегодня для него
все реже и реже требуются специальные
приспособления.
Специальная
упаковка для любой
ситуации. Современный потребитель
хочет получить именно ту упаковку, которая
ему необходима в конкретной ситуации
потребления. Учитывая многообразие ситуаций
потребления, количество возможных форматов
упаковки постоянно растет.
В качестве примера возьмем упаковку
прохладительных напитков. На этом рынке
все начиналось с единственной упаковки
– стеклянной бутылки 0,5 литра. Но для
индивидуального потребления часто требуется
меньший объем, поэтому в настоящее время
растет доля продажи напитков в более
мелких упаковках. Когда же собирается
компания, удобнее взять с собой бутылку
большого объема. Люди выезжают на пикник
- и появляется Bag-in-Box. Подобные изменения
в упаковке затрагивают и другие сегменты
продовольственного рынка.
Потребление в офисе. В офисе становится
востребованным расфасованный, готовый
к употреблению продукт. Речь может идти
о супе в удобном стакане или о готовом
сэндвиче, который находится в легко вскрываемой
индивидуальной упаковке. Главные требования
к офисной упаковке можно сформулировать
следующим образом: она должна легко открываться,
не пачкаться, содержать ровно одну порцию
продукта.
Здоровое питание. Разнообразные товары
для здоровья: добавки в пищу, заменители
сахара, специально витаминизированные
товары. Хорошо зарабатывающий человек
часто просто не имеет времени заниматься
своим здоровьем. В то же время такой потребитель
готов доплачивать за упаковку, сохраняющую
все полезные свойства продукта.
Расширение ассортимента. Во многих
товарных группах происходит резкое расширение
ассортимента. Растет доля как дорогих,
так и экзотических товаров. Хорошим примером
такого видоизменения товарной группы
может послужить крепкий алкоголь, или,
как говорили еще несколько лет назад,
водка и другие напитки. За последние годы
резко расширившийся ассортимент экзотических
дорогих алкогольных продуктов полностью
изменил лицо группы.
Подводя итоги нашего обзора, хочется
подчеркнуть, что с ростом продовольственного
рынка меняются требования потребителей
к упаковке товара. Таким образом, можно
прогнозировать, что компании, готовые
удовлетворить запросы современных покупателей,
получат возможность сделать хороший
бизнес на одном из самых быстрорастущих
продуктовых рынков в мире – российском.
Однако для этого им потребуется также
пересмотреть товарный ассортимент и
обратить внимание на еще вчера казавшиеся
необычными и непривычными товары, упаковку
разных форм и размеров, полуфабрикаты
и готовые блюда, офисное питание, здоровые
продукты.