Республика Беларусь как субъект ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:47, реферат

Краткое описание

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Всем гарантируются равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

субъекты внешнеэконом деятельности.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)
    • свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
    • свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
    • свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;
    • свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
    • включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Законодательством Республики Беларусь предопределено, что предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия – участники внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право– и дееспособностью.

Гражданская правоспособность предприятия носит специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.

Гражданская дееспособность – это способность юридического лица к реализации своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении. За неисполнение обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия – производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно–импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации–посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы–посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно–финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно–импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Белорусское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Одним из основных условий успешного осуществления международных торговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента) Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле–продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

В зависимости от целей и характера деятельности контрагентов на мировом рынке можно разделить на 4 категории:

    1. Фирмы.
    2. Государственные органы и организации (министерства и ведомства).
    3. Союзы предпринимателей.
    4. Международные экономические организации системы ООН.

Большая часть международных торговых операций осуществляется фирмами. Рассмотрим подробнее эту категорию.

Термин "фирма" (в переводе с итальянского означает подпись на деловом документе) применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента, преследующего коммерческие цели. Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли.

В странах с рыночной экономикой отработана четкая система классификации фирм. Они классифицируются по ряду критериев:

    • по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций;
    • по правовому положению;
    • по характеру собственности;
    • по принадлежности капитала и контролю;
    • по объему операций;
    • по характеру хозяйственных отношений и целям объединения.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций фирмы могут быть промышленными (если более 50% оборота составляет собственная продукция), сельскохозяйственными и агропромышленными (осуществляют переработку и сбыт основных видов продукции фермерских хозяйств), торговыми (осуществляют внешнеторговые операции по купле–продаже товаров и услуг), транспортными (обеспечивают перевозку товаров по внешнеторговым сделкам), страховыми (выполняют операции страхования), инжиниринговыми (предоставляют комплекс услуг инженерно–технического характера), туристическими (предметом торговли являются туристические услуги) и т.д.

Что касается правового положения, то надо отметить следующее. Каждая фирма, которая участвует в хозяйственной деятельности, относится к определенной правовой форме и действует в соответствии с нормами гражданского и торгового права своего государства. Знание правового положения фирмы дает ответы на следующие вопросы:

    • кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы?
    • кто оплачивает долги фирмы в случае ее банкротства?
    • кто имеет право заключать контракты от имени фирмы (т.к., если ее представитель превысил свои полномочия, то фирма имеет право отказаться от выполнения своих обязательств по данной сделке)?

Правовая форма определяет ответственность и правомочность пайщиков фирмы, формы отчетности, порядок налогообложения полученной прибыли, порядок ликвидации фирмы и ряд других аспектов, которые необходимо знать при установлении деловых отношений с фирмой.

По правовому положению фирмы подразделяются на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, разные формы товариществ, индивидуальные предприниматели или коммерсанты. Главные отличия между основными юридическими формами состоят:

    • в праве собственности на капитал;
    • в присвоении дивидендов;
    • ответственности по обязательствам.

Хотелось бы отметить, что в соответствии с нормами гражданского и торгового права отдельных государств, правовые формы отличаются и имеют свои специфические особенности.

Наименование фирмы обязательно должно содержать указание на ее правовое положение. Фирма, по правовому положению аналогичная обществу с ограниченной ответственностью Республики Беларусь и зарегистрированная в Германии, в своем названии содержит аббревиатуру GmBH, в Великобритании – Ltd., в Нидерландах – BV, во Франции – SARL или SaRL, в Италии – SRL или S.r.l., в Венгрии – Kft., в Польше – Spzo.o., в Чехии и Словакии – S.R.O. Для акционерных обществ приняты следующие указания на правовое положение фирмы: в Германии, Австрии –AG, во Франции – S.A., в Великобритании, США – Co., Inc.

В международной торговле достаточно часто встречаются фирмы с указанием на правовое положение LLC (Limited Liability Company). Такие фирмы, как правило, зарегистрированы в оффшорных зонах, и, в частности, в штате Делавер (США). Они представляют собой товарищества, доходы которых облагаются налогами только после перераспределения между действующими владельцами и декларируются как их личные доходы. Привлекательность фирм LLC состоит в том, что их владельцы получают доход без вычета федеральных налогов США (т.е., нет высоких корпоративных налогов, есть только личные).

По характеру собственности фирмы подразделяются на частные, государственные и кооперативные.

По принадлежности капитала и контролю различают национальные, иностранные и смешанные.

По объему операций фирмы делятся на крупные, средние и мелкие (малые), в зависимости от количества работающих и оборота, причем в разных странах эти критерии неодинаковы. Так, например, в Германии к малым фирмам – до 49 человек работающих, средние – от 49 до 500 человек. В США к малым относятся фирмы с количеством работающих до 499 человек, к средним – свыше 500 человек. В странах Европейского Союза: малые фирмы – до 49 человек, средние – от 50 до 249 человек работающих.

По характеру хозяйственных отношений и целям объединения – это могут быть картели, тресты, концерны, холдинги. На международных рынках действуют крупные ТНК, которые создают в различных странах сбытовые, производственные, экспортные дочерние компании (юридически самостоятельные, но под строгим контролем материнской компании), которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов.

Государственные органы и организации. Они обычно не преследуют коммерческих целей в отличие от государственных фирм. В коммерческих операциях могут принимать участие лишь те министерства и ведомства, которые имеют специальное разрешение правительства. Например, в США – это Управление государственным имуществом, которое производит закупки и распродажи стратегических материалов, а также осуществляет продажу на внешнем рынке серебра из запасов правительства США. В Англии – это Министерство торговли и промышленности, в Индии – Министерство обороны и Министерство сельского хозяйства, через которое осуществляется 90% импорта сельскохозяйственной продукции.

Союзы или объединения предпринимателей. От фирм они отличаются тем, что целью их деятельности является не получение прибыли, а представление групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. Например, в Южной Корее существует Корейская международная торговая ассоциация. В ведении союзов предпринимателей находятся вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и т.д. Могут быть отраслевые, территориальные союзы и союзы по роду деятельности (торговые, промышленные, туристические и т.д.).

В ряде стран (Япония, Швеция, Франция) отраслевые союзы предпринимателей выступают как представители отрасли. Большая часть союзов не осуществляет торговых операций, но, например, в Финляндии существуют 4 союза, имеющие монопольное право на экспорт продукции лесобумажной промышленности от имени своих участников.

В Республике Беларусь создан Белорусский союз предпринимателей и ряд других.

Международные экономические организации системы ООН выступают на мировом рынке как крупные покупатели товаров и услуг. Среди них крупнейшими организациями по купле–продаже товаров и услуг на мировом рынке являются ПРООН (Программа развития ООН) и ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию).

За счет целевых добровольных взносов государств – участников системы технического сотрудничества в рамках ООН образуются (формируются) фонды финансирования ПРООН. Государства могут производить поставки оборудования и материалов в качестве взносов. ПРООН регулирует объем и направление средств по оказанию многосторонней экономической и технической помощи. В основном за счет финансирования ПРООН осуществляется строительство инвестиционных объектов (на суммы более 10 млн долларов США). ПРООН в этом случае берет на себя выполнение "проектов техпомощи" на условиях контракта субподряда с государственными органами или частными фирмами развивающихся стран. Непосредственными исполнителями проектов выступают другие специализированные организации системы ООН: ЮНИДО, ЮНЭП (Программа по охране окружающей среды), МОТ (Международная организация труда), ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН).

Информация о работе Республика Беларусь как субъект ВЭД