Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение оборота розничной торговли в торговых предприятиях.
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
показать роли розничной торговли в экономике;
раскрыть понятие, сущность оборота розничной торговли;
исследовать факторы, формирующий объем розничного оборота;
определить мероприятия по увеличению оборота розничной торговли.
Введение
1. Сущность и роль розничной торговли в рыночной экономике
2. Экономическое содержание оборота розничной торговли
3. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли
4. Организация коммерческой работы на розничном предприятии
5. Мерчендайзинг
6. Резервы роста оборота розничной торговли
Заключение
Список использованных источников
В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе оборота розничной торговли выделяют следующие формы: продажа товаров с немедленной их оплатой; продажа товаров в кредит (порядок такой продажи регулируется специальными правилами). Вне зависимости от установленных сроков расчетов сумму проданных в кредит товаров включают в состав оборота в момент их реализации.
В зависимости от форм денежных расчетов оборот розничной торговли подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и продажу товаров по безналичному расчету (включая использование различных кредитных карточек).
3. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли
Факторы, воздействующие на цикличность развития экономической системы могут быть объединены в две группы экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
Один из главных экзогенных факторов связан с теорией недопотребления. Начало которой положили известные экономисты Т. Мальтус и Ж. Сисмонди. Эти экономисты и их последователи обращали внимание на отставание потребляемого дохода от произведенного, на отставание роста заработной платы от роста цен. Все они обвиняли капитализм в плохой системе распределения доходов, выгодной для прибыли и не выгодной для заработной платы. В связи с этим, они отмечали, что потребление отстает от инвестирования.
Другим серьезным экзогенным
фактором, воздействующим на цикличность
и кризисы, является движение кредита.
В фазе процветания банки расширяют
кредит, это сопровождается ростом
цен и искусственным
К другим внешним факторам можно отнести следующее:
1) личное потребление,
сокращение или возрастание
2) инвестирование, т.е. вложение
средств в расширение
3) экономическую политику
государства, его прямое или
косвенное воздействие на
К другим внешним экзогенным факторам относятся:
1) войны, революции и
другие политические
2) открытия крупных месторождений нефти, золота, урана;
3) освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения;
4) колебания численности населения земного шара;
5) мощные прорывы в технологии,
изобретения и инновации,
При всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов. Поэтому политика, направленная на сглаживание цикличности и ослабление интенсивности кризисов или спадов, должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.
Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детерминированной и стохастической связи с объемом реализации. Для изучения детерминированных моделей могут применяться любые аналитические приемы и способы, соответствующие типу модели.
Факторы, связанные с товарными фондами, влияют на объем оборота розничной торговли через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода. Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:
Nзап1 + Nп = Np + Nвыб + Nзап2, (1)
где Nзапl - запасы товаров на начало периода;
Nп - поступление товаров;
Nвыб - прочее выбытие товаров;
Nзап2 - запасы товаров на конец периода;
Np - реализация товаров.
Балансовая модель (1) позволяет определить любое слагаемое на основе остальных.
Каждое из алгебраических
слагаемых товарного баланса
соответствующим образом влияет
на объем оборота розничной
Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом абсолютным разниц или путем балансовой увязки, т.е. определения разницы между фактическими и плановыми величинами.
В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя-фактора можно исчислить проще - методом балансовой увязки. Величина влияния определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора. Влияние:
начального запаса товаров: N1зап1 - N0зап1;
поступления товаров: N1п - N0п;
прочего выбытия товаров: N1выб - N0выб;
конечного запаса товаров: N1зап2 - N0зап2;
общее отклонение: N1p-N0p.
Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем оборота розничной торговли можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.
Однако рассмотренная
модель не позволяет оценить влияние
эффективности использования
Nр = Коб * Nзап, (2)
где Np - объем оборота розничной торговли;
Коб - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;
N зап - средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.
Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению оборачиваемости, - самостоятельный раздел экономического анализа.
К третьей группе факторов, влияющих на объем оборота розничной торговли, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.
Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема оборота к среднесписочной численности персонала. Факторная модель имеет вид:
Nр = Ч * В, (3)
где Ч - среднесписочная численность работников;
В - выработка.
Объем оборота розничной торговли может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней Тр, продолжительности рабочего дня tсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч:
Nр = M*Tp*tсм*Bч. (4)
Четвертая группа факторов связана
с использованием основных средств.
В качестве показателей для оценки
эффективности использования
нагрузка на 1 м2 товарной площади - Н;
фондоотдача основных средств - Fo. Соответственно факторные модели, являющиеся объектом
анализа, имеют вид:
Np=H*Птз, (5)
где Птз - площадь торгового зала;
Nр=S*F0,
где S - среднегодовая стоимость основных средств.
Анализ факторных моделей
оборота позволяет оценить
Изучение взаимосвязи оборота и производительности труда, оборота и нагрузки на 1 м2 площади оборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессионного анализа
Кроме факторов, сгруппированных по четырем направлениям, на оборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как:
ценовая эластичность спроса;
расходы на рекламу;
расходы на сервисное обслуживание и т.д.
4. Организация коммерческой работы на розничном предприятии
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя специфические способы и методы розничной продажи. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможность его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета покупательских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Эффективное проведение коммерческой работы возможно лишь при наличии полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, то есть социально-экономических, торгово-организационных и других условиях реализации товаров, сложившихся в определенный период времени и в конкретном месте. Для получения такой информации необходим сбор сведений как о самом товаре, так и его производителе. Важно также владеть информацией о социальных, экономических, демографических и прочих факторах, определяющих спрос на товары, о покупательской способности населения. Наряду с этим необходимо иметь достоверную информацию о возможностях предполагаемых конкурентов, что позволит принять верные коммерческие решения и занять собственную нишу на рынке. Кроме того, информация о состоянии рынка способствует установлению рациональных хозяйственных связей, заключению и исполнению договоров с поставщиками товаров. Из услуг, которые может оказать торговое предприятие, отбирают только пользующиеся спросом у покупателей.
Коммерческая работа на предприятиях розничной торговли состоит из следующих основных взаимосвязанных операций:
изучение и анализ спроса покупателей;
формирование ассортимента товаров;
управление товарными запасами;
рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
выбор эффективных методов розничной продажи товаров;
оказание торговых услуг.
Специфика выполнения этих операций заключается том, что потребителем товаров и услуг в розничной торговле является население. Следовательно, коммерческая работа здесь должна вестись с учетом многообразия психологических типов и других индивидуальных особенностей покупателей и их постоянно меняющихся потребностей.
В основе коммерческой работы предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов. Изучение и прогнозирование спроса в розничной торговле направлены на определение структуры спроса. Спрос в розничной торговле изучают специалисты - маркетологи, экономисты, коммерсанты торговых фирм, объединений или крупных магазинов.
На исследуемом предприятии коммерческую работу осуществляет директор магазина. Он занимается изучением спроса, изучением динамики розничного товарооборота, его структуры, ведет учет неудовлетворенного спроса на товары отсутствующие в продаже, проводит анкетные опросы среди покупателей по выявлению предпочтений и усовершенствованию работы магазина. Кроме того, в коммерческой работе помогают беседы продавцов с покупателями, здесь ведется работе на основе маркетинговой функции - взаимодействия с покупателями. Проводится работа по учету спроса на товары-новинки, с проведением дегустаций.
Директор магазина следит за технической оснащенностью магазина - наличием в рабочем, исправном состоянии торгово-технологического оборудования, весоизмерительного оборудования, инвентаря. Проводится постоянная работы по изыскиванию поставщиков товаров, которые доставляют товар непосредственно в магазин - центродоставкой. Для этого директор магазина посещает выставки, ярмарки, производителей. Проводится постоянная работа по изучению ассортимента реализуемых товаров рядом находящихся магазинов-конкурентов. При формировании ассортимента учитывается уровень доходов и обеспеченности сельского населения. При работе в летний период в сельской местности увеличивается количество обслуживаемого населения, так как приезжают городские жители, в связи с этим директор магазина ведет работу по расширению ассортимент безалкогольных напитков, пива, мороженого, в связи с увеличением спроса. Директором магазина ведется постоянный контроль за состоянием товарных запасов для обеспечения бесперебойного их предложения покупателям.
Есть некоторые моменты в коммерческой деятельности предприятия, которые пока еще не отражены по ряду причин: некоторая инертность, недостаточность финансовых средств, желание работать по давно уже отработанной схеме, не знание новых методов продвижения товаров.
В современных рыночных условиях, конечно, учет внутригрупповой структуры реализуемого спроса, данных о запасах и поступлении необходимо автоматизировать, использовать программу 1С.
Для совершенствования коммерческой деятельности директор магазина должен принимать участие в проведение различных тренингов, деловых игр, обмениваться опытом с работниками уже действующих магазинов, изучать передовые методы продвижения товаров.
В целях совершенствования коммерческой деятельности предприятию необходимо практиковать маркетинговый подход. Маркетинг изучает организацию процесса сбыта товаров, продвижения новых товаров к потребителю, вырабатывает стратегию рекламы этих изделий. В основе маркетинговых подходов стимулирования продажи (сбыта) лежит деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Существуют формы коммуникации маркетинга, которые стараются перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык запросов и нужд потребителя. Маркетинговые коммуникации с точки зрения маркетинга делятся на четыре части: реклама, стимулирование сбыта, PR, мерчендайзинг.