Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:06, лекция
Система распределения товаров: понятие, формы, причины использования посредников, виды посредников.
Понятие, функции канала распределения. Структура, уровни, виды каналов распределения.
Оптовая торговля: понятие, функции, формы, основные решения, принимаемые в оптовой торговле.
Розничная торговля: понятие, функции, классификация предприятий розничной торговли.
СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Система распределения товаров: понятие, формы, причины использования посредников, виды посредников
Товародвижение в маркетинге представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение доставки необходимых потребителю товаров к местам продажи в определенное время (включая транспортировку, хранение, совершение сделок) с максимально возможным уровнем обслуживания и муниципальными издержками.
Система товародвижения – это совокупность элементов внутренней и внешней среды. Элементы внутренней среды: скорость обработки заказа, контроль за движением товаров, качество упаковки, транспортировки, складирование и многое другое. Элементы внешней среды: оптовые посредники.
Существует три формы распределения товаров.
1. Эксклюзивная (исключительная) –
небольшое число посредников,
обладающих исключительными
2. Интенсивная – наличие большого числа посредников в целях максимального приближения товара к покупателю. Данная форма применима для товаров повседневного спроса. Плюсы данной формы состоят в широком охвате рынка и низких затратах на сбыт. Минус – слабый контроль посредников.
3. Селективная – заключается
в том, что фирма работает
со специально отобранными
Причины использования и неиспользования посредников
Причины использования |
Причины неиспользования |
1. Сокращение числа контактов. 2.
Экономия на масштабе. 3. Снижение
функционального |
1. Производитель получает всю
прибыль, не делясь с |
Виды торговых посредников
В зависимости от отношения к риску и приобретения прав собственности на товар оптовых посредников принято классифицировать:
1 группа – дилеры, которые берут риск на себя, так как приобретают право собственности на товар, поэтому их вознаграждение – это разница между продажной и покупной ценой;
2 группа – агенты и брокеры, которые не берут риск на себя и не приобретают право собственности на товар, а следовательно, их вознаграждение – это комиссионные.
К дилерам относятся:
Дистрибьютор– это крупная оптовая фирма, осуществляющая оптовые закупки у фирм-производителей и предоставляющая полный комплекс маркетинговых услуг при сбыте, а также услуги по установке и наладке оборудования, обучению, консультированию пользователей.
Дистрибьюторы обычно хорошо знают рынок, имеют складские помещения, сервисное обслуживание, обладают квалифицированными специалистами.
Джоббер – это оптовый продавец,
занимающийся поставкой промышленных
товаров в крупные
Организатор – это оптовый посредник, который во время транспортировок товара принимает риск на себя и приобретает на него право собственности на этот период. В основном организаторы работают на рынках леса, угля, строй материалов, зерна.
Группа агентов и брокеров включает:
Агенты по сбыту товаров – это оптовые посредники, использующие широкие деловые связи с покупателями.
Агенты по закупке товаров – это оптовые посредники, оформляющие соглашения с покупателями на приобретение (закупку) товара на основе хорошего знания рынка за их счет и от их мнения.
Брокер – это посредник между продавцов и покупателем при заключении сделки. Он действует от имени и за счет клиента, не принимая риск на себе. Брокер, как правило, хорошо знает конъектуру рынка, цены, владеет искусством ведения переговоров. За свою работу он получает комиссионные.
Комиссионеры – посредники, совершающие сделки по поручению клиента и за его счет, но от своего имени.
Консигнаторы – это «
Коммивояжер – это разъездной представитель торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам и проспектам.
2. Понятие, функции канала распределения. Уровни, виды, система выбора каналов распределения
Канал товародвижения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Структура (протяженность) канала распределения – это число промежуточных звеньев между производителем товара и потребителем.
Уровень канала товародвижения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Канал нулевого уровня – состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи – торговля вразнос. Посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины.
Одноуровневый канал – включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал – вкл. в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал – вкл. в себя трех посредников. Например, между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, к-ые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.
Функции каналов распределения:
1) исследовательская –
2) функция взаимосвязей –
3) функция согласования –
4) организационная – разработка и формирование наиболее оптимальной системы транспортировки и складирования;
5) стимулирующая;
6) финансовая;
7) функция риска.
Любое предприятие самостоятельно выбирает систему и методы сбыта.
Выделяют три основных метода сбыта:
1) прямой – производитель
2) косвенный – в процессе
товародвижения производитель
3) комбинированный – в качестве
посредников используются
Важным вопросом фирмы при организации
товародвижения является вопрос выбора
наиболее эффективной системы
Как показывает практика, прямые продажи выгодны, если:
1) объем продаваемого товара велик;
2) потребители сконцентрированы
на сравнительно небольшой
3) высок уровень сервиса;
4) наличие «транзитной нормы товара», т. е. объем каждой производимой партии товара равен объему вагона (контейнера);
5) развита складская сеть в местах продаж;
6) себестоимость продукции
7) финансовое положение фирмы достаточно устойчиво;
8) товар не является
9) фирмой хорошо изучен рынок.
3. Оптовая торговля: понятие, функции, формы, основные решения, принимаемые в оптовой торговле
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Функции оптовой торговли:
Оптовую торговлю могут осуществлять как товаропроизводители, так и различные коммерческие оптовые фирмы. Непосредственное участие в оптовой торговле принимают агенты и брокеры.
Прямую оптовую торговлю осуществляют товаропроизводители. Это они делают тогда, когда считают, что таким способом они смогут обеспечить наиболее эффективную политику продаж.
В условиях прямой оптовой торговли товаропроизводители обычно создают свои торговые филиалы или торговые конторы. Они могут также поручить оптовую торговлю отделам сбыта.
Торговые филиалы или конторы
создают запасы товаров фирмы
и обеспечивают реализацию широкого
круга функций оптовой
Коммерческие оптовые
Коммерческие оптовые фирмы с полным обслуживанием осуществляют определенный комплекс функций, присущих оптовой торговле. Такие фирмы бывают двух видов:
• оптовые фирмы, обслуживающие
предприятия розничной
• оптовые фирмы, обслуживающие в основном товаропроизводителей.
Наиболее широкий и полный набор услуг предоставляется фирмами первого вида.
Такие оптовые фирмы оказывают ограниченный круг услуг своим поставщикам и потребителям. Среди них обычно выделяют:
• фирмы, продающие за наличный расчет предприятиям розничной торговли товары ограниченного ассортимента. Последние сами осуществляют отгрузку и транспортировку продукции;
• фирмы, которые продают за наличный расчет товары и сами их поставляют;
• фирмы, которые после получения заказов находят поставщика, непосредственно отгружающего товар потребителю;
• фирмы, поставляющие товары известных марок ограниченной номенклатуры небольшими партиями и взимающие с розничных торговцев оплату только за проданные товары;
• кооперативы производителей;
• фирмы, рассылающие каталоги на
продукцию ограниченного