Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 11:16, контрольная работа
Радиожанр как итог творческой работы журналиста
Информационные жанры радиожурналистики
Аналитические жанры радиожурналистики
Документально-художественные
Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия новостей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей. Информация живет в программах в самых разных формах.
Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по своей форме. Более того, как наиболее мобильные, значимые — выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.
Практика отечественной радиожурналистики, опыт работы зарубежных радиостанций выработали основные принципы организации информационного вещания. Они основаны на осмыслении прошлого, изучении аудитории, наблюдениях за ее реакцией, рекомендациями психологов, а главное, повторим этот важнейший постулат, — на изменениях политического «климата».
Особенность информационного вещания проявляется в первую очередь в том, что оно должно стремиться к максимальной объективности. Задачи хроникера, корреспондента редакции новостей — сообщать факты. Комментарии, оценки должны давать специалисты, эксперты, обозреватели. На что обращают внимание слушатели прежде всего, с каких позиций, по каким критериям оценивают они содержание и форму радиоинформации? Наиболее существенными, значимыми для восприятия являются показатели: объективность, оперативность, компетентность, актуальность и доходчивость. Эти качества и должны лежать в основе выпусков новостей. А это значит: определять работу журналиста при сборе, отборе и подаче сообщений.
Информационное вещание обращено к самой широкой аудитории, поэтому оно должно сочетать в себе сообщения о важных событиях, проблемах общественной жизни с их доступностью для слушателей. При составлении программ, выборе места и времени для информационных выпусков учитывается время выхода в эфир (утренние, дневные, вечерние, ночные выпуски) —- а они бывают разными по своему характеру. Объем звучания (от 3—4 мин до 10) определяет тематику содержания, панорамность, доминанту основных событий, их развитие в течение дня, психологию восприятия на слух насыщенного конкретной информацией текста. Слушатель сам «фильтрует» новости значимые и незначимые для него, представляющие интерес прямой, опосредованный и т.д.
Выпуск новостей в самом общем виде — это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радио России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» — каждые 15 мин, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.
Выпуск имеет свое «фирменное» звуковое оформление. Заставку или, как еще говорят радиожурналисты, «шапку», музыкальные разбивки (музыканты называют этот материал «музыкальными обоями»). Такое специальное оформление выделя информационный выпуск из других передач. Не рекомендуется часто менять звуковое оформление: слушатель должен привыкнуть к его звучанию и настраиваться на него. Знакомый-сигнал привлекает его внимание. Он должен быть коротким, музыкально ярким, насыщенным, динамичным и психологически настраивать слушателя на восприятие этой программы. Музыкальная заставка — это звуковая визитная карточка программы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей. Так, радиостанция «Маяк» начинает передачи музыкальной фразой из популярной песни «Подмосковные вечера», которая повторяется 2—3 раза и звучит В с, создавая этот важный настрой. Позывные новостей «Радио России» звучат 20 с, разбивки внутри выпуска — 7. Разбивка, как короткая музыкальная рубрика, дает возможность «отбить» один блок новостей от другого. Блоки обычно объединяют сообщения на разные темы: политические, экономические, культурные, спортивные, рекламные.
По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности — выпуски новостей делятся на следующие:
Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель – дать движущуюся панораму событий. Это самые распространенные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, дающих представление о положении в стране й в мире.
Тематические выпуски содержат рассказ о том, что происходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или большую часть суток.
Специальные выпуски посвящены крупным событиям: спортивным соревнованиям мирового уровня (Олимпиады, чемпионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.)- Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих крупнейших мероприятиях.
Экстренные выпуски новостей обусловлены необходимостью самого оперативного сообщения об очень важных событиях (например, об отставке президента, премьер-министра).
Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Вьшускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Такая работа требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентации в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.
3. Аналитические жанры радиожурналистики
Поиски новых принципов журналистики, ее ценностей проявляются в свободе выражения мнений, усилении авторского начала — это одна из ведущих тенденций в современных массовых коммуникациях. Это относится в первую очередь к масштабу и глубине интерпретации событий, явлений, той области, где доминирует комментирование как форма проявления оценок. Возрастает роль осмысления, толкования происходящего. Это связано с потребностями людей быть в курсе всех значительных событий, влияющих на их жизнь, судить о переменах В обществе, суммируя разные точки зрения, — в этом состоит одна из задач демократизации общественной жизни.
Аналитическая радиожурналистика призвана помогать гражданам страны разобраться в сложных перипетиях политической, экономической и социальной жизни, обо всем иметь свое мнение. Журналистское произведение существует в контексте реальной жизни, хорошо знакомой людям. Слушатели, зрители, читатели воспринимают информацию радио- и телепрограмм, газет, соотнося ее со своими знаниями, взглядами на мир, убеждениями, опытом. Эта ориентация на объективность, возможную полноту отражения жизни, учет жизненных реалий повышает убедительность аргументов, которые использует журналист в своих выступлениях. И, наоборот, слова, расходящиеся с реальностью, вызывают недоверие к средствам массовой коммуникации.
Сравнительный анализ информационной политики в советское время и во время реформ наглядно демонстрирует разные подходы к журналистике, разную степень объективности: начиная от выбора фактов и их подачи в контексте подборки информационных заметок (на газетном листе) и сообщений (в радио- и телепрограмме).
Споры об объективности в журналистике ведутся и на страницах западной прессы. Абсолютной объективности в журналистике не может быть изначально, так как любой факт содержит в себе объективное начало, существующее в действительности независимо от сознания человека, и отражение этого факта в его сознании. Это отражение, его выделение из действительности уже несет в себе элемент субъективности. А тем более, когда публикация факта продиктована определенными целями. И все-таки в подаче новостей оценка, как правило, существует в скрытом виде.
Аналитическая журналистика предлагает аудитории рассмотрение событий, пропущенных через отношение к ним журналиста- Она может оказывать прямое воздействие на общественное мнение. Ядро аналитики составляет аргументация, система доказательств, направленных на подтверждение определенной точки зрения. Анализ предполагает наличие собственной точки зрения на предмет исследования, основанного на изучении ?сех возможных обстоятельств события.
Слово «анализ» в переводе с греческого значит — разложение, расчленение. Это разложение какого-то предмета на части с целью изучения внутренних связей между элементами и его составляю11гими, чтобы увидеть этот предмет в ином качестве. Анализ — это один из основных путей познания, метод научного исследования. Анализом оперируют многие науки и в каждой из них — в математике, химии, физике, биологии и т.д. -- особенности его определяются спецификой предмета и задачами его изучения.
В журналистике под термином «анализ» понимается изучение фактов, событий, основанных на личностной оценке. Публицистический анализ предопределяется задачами Журналистики. Его виды разнообразны и включают в себя эмпирические, научно-теоретические методы исследования, наблюдение, изучение документов, обстоятельств взаимоотношений, обобщения...
Аналитическая радиожурналистика, в основе которой лежит анализ, не может обходиться без синтеза. Журналист обобщает, подводит итоги, делает заключение, выводы, т.е. выводит мысль на новый уровень. В основе анализа всегда лежит мысль, высказанная прямо или лежащая в основе подбора фактов, аргументов. Аргумент — это факт или мысль, введенные в систему логических, эмоциональных связей с другими фактами и суждениями, усиленный этим контекстом и в свою очередь повышающий совокупное действие всей этой системы фактов. Аргумент — форма доказательства в споре, дискуссии, столкновения мнений.
Приемы и способы аргументации также разнообразны. Среди них можно назвать прямую оценку (мнение, суждение), интерпретацию, аналогию, противопоставление, привязку к опыту той или иной группы аудитории, демонстрацию примеров, обращение к личному опыту, ссылки на статистику, цитирование, обращение к авторитетному мнению известного человека (специалиста, эксперта), использование клише, пропагандистских штампов, введение в полемику новых мыслей, оригинального авторского подхода к объяснению событий, развитие мысли, утверждение, опровержение, полемика с оппонентами, акцентирование внимания на самых значительных, по мнению автора, фактах, пояснение, истолкования, прогноз, обобщение, довод и контрдовод и т.д.
Эти приемы. свойственны аналитической журналистике вообще, они проявляются в разных жанрах, конкретных журналистских произведениях сообразно задаче выступления, опыту, профессиональной квалификации, подготовке.
Глубина анализа зависит не только от задач конкретного выступления, профессионализма эксперта, журналиста, но и от объема радиотекста, времени работы в эфире, которые позволяют автору «развернуться». Они помогают лучше увидеть сам сценарий использования аргументации, подходы к освещению проблемы.
Аргументация в публицистике требует логики фактов, но еще и внутренней логики — связи между ними и логики построения всего произведения: последовательного развития сюжета, переходов между его частями, контрапункта и итога.
В целом, современная аналитическая журналистика становится ареной мнений, способствует развитию демократических форм общения, помогая становлению гражданского самосознания людей.
Радиобеседа
Жанр беседы органически присущ радио, его диалогично-сти, направленности на слушателя. Слово «диалог», — в переводе с греческого — «беседа», восходит к опытам софистов. В античной философии это литературная форма, к которой прибегали для изложения своих взглядов с помощью диалектики — всестороннего развития определенных постулатов, мыслей, проверяемых на противоречиях, т.е. испытание этих мыслей противоположными доводами.
Платон довел диалог до высокого совершенства, сделав его эффективным инструментом познания действительности. В своих диалогах-дискуссиях, в которых только задаются вопросы, он приводит своего оппонента к определенным выводам, подталкивая к ним направлением и содержанием своих вопросов.
В наше время под диалогом понимается «разговор между двумя или несколькими лицами». Беседа, как и некоторые другие жанры радиожурналистики, пришла в эфир из обиходного речевого общения. Все мы нередко беседуем друг с другом. Обсуждаем важные семейные дела, насущные вопросы политической, общественной жизни.
Не меньшее воздействие на радиобеседу оказала такая форма, как лекция. Еще на заре становления отечественного вещания в эфире звучали лекции, беседы, с которыми выступали ведущие политики, ученые, специалисты народного хозяйства.
Функция беседы: сообщить новые знания слушателям в форме глубокого, системного изложения определенной темы. Тема беседы «всегда актуальна, созвучна времени, а нередко и вызывается оперативным поводом».
Радио прибегает к большим циклам радиобесед. В эфире советского радиовещания звучали циклы «Беседы о природе», «Взрослым о детях», которые продолжались в течение многих лет. Беседа преследует воспитательные, образовательные, пропагандистские цели.
Природа этого жанра — разговор, прямое обращение к предполагаемому слушателю. Радиобеседа ближе всего стоит к газетной статье. Поэтому для выяснения специфики жанра обратимся к сравнительному анализу беседы и статьи. Оба эти жанра подразумевают наличие определенной темы: мыслей, наблюдений с привлечением фактов, сведений, объединенных этой темой. Основа статьи и беседы — развитие, как правило, одной мысли, .идеи, концепции. В статье, беседе автор получает возможность широкого подхода к фактам и их оценке, интерпретации. Широки здесь и временные рамки. Соответственно автор беседы может оперировать любым материалом, лишь бы он «работал» на раскрытие его темы, подтверждал его мысли, наблюдения, оценки. И этот выбор зависит от творческих установок автора, от его эрудиции и компетенции. Поэтому статья и беседа требуют от автора специализации, серьезной подготовки. Цель беседы и статьи: убедить читателя и слушателя, дать ему пищу для размышлений или подвигнуть его к собственным выводам.