Сегментирование рынка. Процесс сегментации. Основные критерии сегментации потребительских рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 02:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является обзор и анализ понятия и техники процесса сегментации с целью выяснения его роли в практическом маркетинга, а также определение основных функций маркетинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сегментирование рынка 5
Основные критерии сегментации потребительских рынков. 5
Процесс сегментации. 9
Глава 2. Основные функции маркетинга. 11
Определение маркетинга, основные понятия, его задачи. 11
Функции маркетинга. 13
Тест . Когда начались попытки применения маркетинга? 17
Заключение. 19
Список литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг контрольная 1 курс.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Процесс сегментации.

Существует  ли формальный порядок выявления  основных сегментов рынка? Ниже приведена  методика, обычно используемая исследовательскими маркетинговыми службами.

Первый  этап: опрос

Исследователь проводит опрос потенциальных потребителей и обсуждение  с целью понять их мотивацию, отношение к товару и исследовать поведение покупателей. На основании полученных данных составляется формальная анкета для сбора следующей информации.

Основные характеристики респондентов и степень их значимости.

Уровень осведомленности респондентов об основных торговых марках, рейтинг марок.

Способы использования товара потребителями.

Отношение к категориям товара.

Демографические, психографические и поведенческие характеристики респондентов, а также регион их проживания.

Второй  этап: анализ

Далее исследователь проводит факторный  анализ собранной информации, чтобы исключить коррелирующие переменные, а затем -- анализ каждой группы, определяя конкретное число четко различающихся сегментов.

Третий  этап: определение  профиля сегмента

На третьем  этапе составляется общая характеристика выделенного сегмента, в которой  указывается его профиль, особенности  поведения потребителей, демографические и психографические характеристики. Каждому сегменту может быть присвоено имя исходя из его преобладающих особенностей. Например, изучая рынок услуг по проведению досуга, можно выделить шесть его сегментов и составить общую характеристику каждого: пассивные домоседы, люди, увлеченные спортом, эгоцентричные интраверты, покровители искусств, активные домоседы и социально активные люди. Предприниматели, занятые в шоу-бизнесе, могли бы продавать больше билетов, если бы направили свои усилия на покровителей искусств и социально-активных людей.

Сегментированием  рынка рекомендуется заниматься постоянно, поскольку границы сегментов постоянно изменяются.1

Глава 2. Основные функции  маркетинга.

Определение маркетинга, основные понятия, его задачи.

В литературе существует несколько сотен определений маркетинга.

Вот одно из них: маркетинг -- система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций; реклама является лишь одним из факторов процесса маркетинга.

Маркетинговые функции формируют следующие  понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной  идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

Нужда -- чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны, однако в целом их количество конечно, в отличии от потребностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знаниях и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить ее.

Второй  исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность -- нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Например, пожилому человеку потребность в  общении может возместить телевизор, для молодежи -- дискотека. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу конкретного общества или социальной группы.

Спрос -- это потребность, подкрепленная  покупательной способностью.

Нетрудно  перечислить запросы конкретного  общества в конкретный момент времени, при этом общество могло бы планировать  объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Примерно так и происходило с  планированием производства в СССР. Однако запросы -- показатель неустойчивый. Людям надоедают вещи, которые сейчас в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Несколько лет назад в моду вошли пуховики, ради которых люди отказались от ранее используемой одежды, затем также отказались от пуховиков.

Товар -- все, что может удовлетворить  потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения  внимания, приобретения, использования  или потребления.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свою нужду и запросы с помощью обмена.

Обмен -- основное понятие маркетинга как  научной дисциплины.

Сделка -- коммерческий обмен ценностями между  двумя сторонами. Например, покупатель отдает продавцу какую-то сумму и  получает нужный ему товар. Это классическая денежная сделка. При бартерной сделке происходит обмен вещами -- подсолнечник обменивают на металл, или услугами -- юрист составляет завещание врачу, в обмен на медицинское освидетельствование.

От понятия  «сделка» можно перейти непосредственно к понятию «рынок».

Рынок -- совокупность существующих и потенциальных  покупателей товара. В различных  экономических системах способы  удовлетворения нужд людей различаются. В примитивных социальных структурах преобладает самообеспечение -- потребностей мало и каждый человек сам обеспечивает себя всем необходимым. В случае децентрализованного обмена, каждый производитель определенного товара ищет и вступает в сделку с каждым потребителем интересующих его товаров. Третий способ -- централизованный обмен, при котором необходимо появление дополнительного участника обмена -- купца и определенного места обмена -- рынка.

От понятия  «рынок» можно вернуться к  базовому понятию «маркетинг». Процесс обмена требует определенных действий. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т. д. Основу деятельности маркетинга составляют такие процессы, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Из принципов, маркетинг выполняет несколько  стратегических и тактических задач. Наиважнейшими стратегическими задачами маркетинга являются определение генеральной линии предприятия, целевых рынков, ориентация производства на удовлетворение потребностей и запросов потребителей, создание коммуникационных и распределительных систем и т.д.

К основным тактическим задачам относятся:

1) выявление  существующих и потенциальных желаний покупателей, реального и возможного спроса на товары и услуги и на этой основе обоснование целесообразности их производства и сбыта;

2) организация  НИОКР ( Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для создания качественной, конкурентоспособной, удобной продукции;

3) планирование  и координация производственной, сбытовой и финансовой деятельности  предприятия;

4) организация  и усовершенствование системы  и методов сбыта продукции;

5) управление  маркетинговой политикой цен;

6) планирование  и реализация мероприятий комплекса  маркетинговой коммуникации;

7) регулирование  процессов производства, транспортирования,  упаковки продукции, сервисного обслуживания покупателей;

8) контроль  и анализ маркетинговой деятельности  предприятия.

Для правильного  понимания и применения теории маркетинга на практике необходимо глубокое изучение функций маркетинга.2

Функции маркетинга.

Функции маркетинга - отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе организации и осуществления маркетинга. К важнейшим функциям маркетинга относят: исследование маркетинга и сбор информации; планирование маркетинга; организацию маркетинга; разработку нового продукта; продвижение продукта; сбыт и распределение продукта.

Исходя  из задач, основными функциями маркетинга являются:

1) Аналитическая. Для выживания в конкурентной борьбе необходимо постоянное обеспечение лиц принимающих решения максимально достоверной информацией. Сегодня информация является не менее важным ресурсом предприятия, чем деньги, сырье, оборудование и персонал.

Выходя  на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворить  запросы всех покупателей. Вместе с  тем необходимо стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности, существующих и потенциальных покупателей. Это будет возможно только в том случае, когда будет установлено, что производимые или запускаемые в производство товаров соответствуют запросам и вкусам покупателей, что товары отличаются по свойствам и качеству от товаров конкурентов. Важно выявить недостатки и достоинства товара; определить отношение к нему отдельных групп потребителей; определить возможные тенденции изменения требований рынка к товару в будущем; установить области его использования в будущем. Все это достигается в результате исследования рынка .

Маркетинговые исследования - это целенаправленный сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений.

2) Товаро-производственная. Производственно-сбытовая функция маркетинга предполагает осуществление заложенных в планах направлений:

· товарной политики (производство определенной ассортиментной гаммы продукции, разработку новых товаров, осуществление предпродажного обслуживания товара, обновление оборудования и т.д.);

· ценовой  политики (определение уровня цен  за единицу товара и динамики цен  в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения  цен фирмы с ценами конкурентов  на каждом сегменте рынка и т.д.);

· сбытовой политики (создание каналов сбыта, определение  момента выхода на рынок, обеспечение  системы товародвижения и.т.д.);

· коммуникационной политики (осуществление мер по продвижению  товара на рынок: проведение рекламных  компаний, предоставление посредникам и потребителям соответствующим льгот и скидок, стимулирование собственных сотрудников, занимающихся сбытом продукции, участие в выставках и ярмарках и т.д.);

· кадровой политики (набор кадров, обучение и  переподготовка персонала, осуществление мероприятий по мотивации сотрудников и т.д.).

3) Сбытовая. Для обеспечения эффективной реализации произведенных товаров предприятие (фирма) должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, активно воздействовать на ценовую политику, рекламу, а также сервисное обеспечение проданных товаров.

На этот комплекс приходится значительный объем  целенаправленных маркетинговых действий как самого товаропроизводителя, так и целого ряда других коммерческих посредников. Кроме того, необходимо учитывать происходящие изменения социально-экономической обстановки вокруг предприятия (политика, международная экономика, культура, транспорт и др).

Система товародвижения призвана в конечном счете обеспечивать передачу того, что произведено тем, кто будет потреблять произведенную товарную массу посредством обмена. Таким образом, система товародвижения как подфункция сбыта и продаж охватывает значительную сферу хозяйственной деятельности предприятия, начинающуюся от склада готовой продукции до мест продажи произведенных товаров.

Система товародвижения - это обеспечение доставки товара в то место, где он нужен, в то время, когда он нужен, в таких количествах, в каких он будет востребован, и такого качества, которое вполне удовлетворит потребителя.

Эта система  включает в себя также и управление складским хозяйством с основными и промежуточными складами, которые играют роль своеобразного денфера в условиях динамично развивающейся конъюнктуры, особенно рынков потребительских товаров, значительных колебаний в спросе и предложении, сезонности продажи многих товаров.

Сам процесс  организации товародвижения на практике включает в себя несколько самостоятельных этапов:

а) выбор места хранения запасов готовой продукции и системы складирования (включая автоматизированную поисковую систему);

Информация о работе Сегментирование рынка. Процесс сегментации. Основные критерии сегментации потребительских рынков