Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:51, курсовая работа
Маркетинг – это, с одной стороны – всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей потребителей, а с другой стороны – это активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
1.Понятие конкурентоспособности предприятия. Структура и свойства конкурентоспособности…………………………………………………………..4
2.Оценка конкурентоспособности предприятия. Сегментирование рынка………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………………………………...…..28
Продукция ОАО "ЧТПЗ" экспортируется более чем в 20 стран мира, среди которых Германия, Италия, США, Турция, Египет, Сирия, Китай, Иран и другие. Стабильно высокое качество трубной продукции, передовые технологии, высокая квалификация технических и производственных кадров, внедрение в производство новейших достижений науки и техники в металлургии - отличительные черты ОАО "Челябинский трубопрокатный завод".
На предприятии разработаны совместные программы по улучшению качества поставляемой металлопродукции с такими крупнейшими предприятиями ТЭКа, как: ОАО "Газпром", ОАО "АК Транснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Тюменская нефтяная компания", ОАО "Лукойл", ОАО "Роснефть", "Юкос" и другими.
ОАО "Таганрогский металлургический завод"
ОАО "Таганрогский металлургический завод" (ТагМет) – крупнейшее предприятие-производитель стальных труб на юге России. ТагМет был основан в 1896 году как акционерное общество Русско-Бельгийское общество. Располагается в г. Таганрог Ростовской обл. Близость сырьевых баз, географическое положение и транспортные терминалы города Таганрога явились основными факторами дальнейшего строительства завода. Промышленная зона занимает более 2 кв. км с правом бессрочного пользования. Следуя в ногу с техническим прогрессом, требующим удовлетворения растущих потребностей вновь создаваемых и развивающихся отраслей промышленности, завод наращивал объемы производства за счет расширения старых и строительства новых цехов, одновременно осуществляя реконструкцию и совершенствование технологий в действующих цехах. Увеличение объема выпуска продукции, расширение сортамента труб, стремление обеспечить высокое качество продукции осуществлялись на основе широкого использования достижений отечественной и зарубежной науки и практики трубного производства.
В производственных процессах применяется оборудование, изготовленное ведущими заводами страны и передовыми зарубежными фирмами. Успешно эксплуатируются станы и механизмы, в которых используются оригинальные решения отечественных конструкторов и технологов, учитывающих мировой опыт трубного производства.
Важнейшей задачей предприятия является коренная реконструкция и модернизация существующего производства, позволяющая получить высоко конкурентоспособную продукцию на внутреннем и на внешнем рынке.
Сталеплавильное производство представлено тремя мартеновскими печами садкой 300 тонн. Мартеновские печи работают скрап процессом на твердом чугуне и специализированы на выплавке трубных марок сталей широкого сортамента по отечественным стандартам ГОСТ 1050, ГОСТ 4543, ГОСТ 19281 и зарубежным стандартам API, ASTM, DIN. . Высокое качество трубных слитков обеспечивается комплексом технических мероприятий, многоступенчатым контролем технологической дисциплины, действующим на основе системы качества аттестованной по ИСО 9001.
Таганрогский металлургический завод производит высококачественные бесшовные горячедеформированные трубы. Трубы изготавливаются на трубопрокатных пилигримовых станах 4"-10" методом пилигримовой прокатки сплошных заготовок из раскисленной и очищенной стали собственного производства в комплексе со специальным отделочным и высокоточным контрольно- измерительным оборудованием. Данная технология позволяет производить трубы в соответствии с ГОСТ, техническими условиями, API, DIN,ASTM.
Производственная мощность двух трубопрокатных цехов - более 300 тысяч тонн высококачественных труб в год.
На ОАО "ТагМет" впервые в российской практике применено страхование трубной продукции по международным нормам. В настоящее время ОАО "ТагМет" - единственное в отрасли предприятие, осуществляющее страхование ответственности товаропроизводителя трубной продукции в целях защиты имущественных и жизненных интересов потребителя.
Продукция ОАО "ТагМет" застрахована в страховых компаниях "Ингосстрах" и "Интеррос-Согласие". Страхование ответственности ОАО "ТагМет" за качество продукции осуществляется на добровольной основе[6].
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПО КОНКУРЕНТАМ.
Исходные данные для проведения
маркетинговой оценки были собраны
Дирекцией по маркетингу и сбыту
ОАО "ВМЗ". Оценка степени конкурентоспособности
предприятий приведена в таблиц
Из данной таблицы я сделала вывод, что ОАО "Выксунский металлургический завод" является лидером среди данных предприятий. ОАО ВМЗ выпускает качественную продукцию, поддерживает престиж торговой марки, продукция имеет относительно высокий срок службы, защищена патентами; цена по прайс листам, в основном используется предоплата, но в зависимости от объемов поставок и условий оплаты предоставляются скидки. ОАО ВМЗ используются различные каналы сбыта, для транспортировки продукции используется в основном ж/д транспорт или самовывоз. Для продвижения продукции по каналам торговли используется различная реклама (СМИ: газеты, журналы, реклама в интернете), проводятся конкуренции для металлоторговцев и нефтянников, организуются выставки как центральные, так и региональные.
Оценка степени конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности |
Ваше предприятие |
Конкуренты | |
ОАО "ВМЗ" |
ОАО "ТагМет" |
ОАО "ЧТПЗ" | |
Продукт Качество Престиж торговой марки Надежность Срок службы Защищенность патентами |
5 5 4 4 4 |
4 3 4 3 5 |
5 4 4 4 4 |
Цена Прейскурантная Договорная Срок платежа |
4 4 4 |
3 4 3 |
5 4 3 |
Каналы сбыта Форма сбыта: прямая доставка оптовые посредники Степень охвата рынка Размещение складских помещений Система транспортировки |
4 5 5 5 4 |
3 5 3 4 4 |
4 5 4 5 4 |
Продвижение продуктов на рынке Реклама: для потребителей демонстрационная торговля показ образцов изделий Обучение и подготовка персонала сбытовых служб Продвижение продуктов по каналам торговли: демонстрация продуктов продажа на конкурсной основе премии торговым посредникам упоминание об изделиях в средствах массовой информации |
5 5 5 4
5 4 5 4 |
4 4 4 3
4 3 5 4 |
5 5 5 3
5 3 4 4 |
Общее количество баллов: |
94 |
79 |
89 |
Для оценки конкурентоспособности предприятия выбираю следующие предприятия:
Лидер в отрасли – ОАО "Выксунский металлургический завод";
Предприятие выше среднего уровня – ОАО "Челябинский трубопрокатный завод";
Предприятие в кризисной ситуации – ОАО "Таганрогский трубопрокатный завод".
Для оценки конкурентоспособности предприятия составляю сводный анализ деятельности предприятий, который приведен в таблице № 2.
Сводный анализ деятельности предприятий
Основные категории |
Лидер в отрасли ОАО ВМЗ |
Выше среднего уровня ОАО ЧТПЗ |
Предприятие в кризисной ситуации ОАО ТагМет |
Финансы Производство Маркетинг Технология |
5 5 5 5 |
4 5 4 4 |
2 3 3 3 |
Проведем
сегментацию рынка по
Исходные данные для сегментации предоставлены Дирекцией по маркетингу и сбыту ОАО ВМЗ.
По результатам сегментации я сделала вывод, что ОАО "ВМЗ" среди выбранных конкурентов занимает наибольшую долю рынка по производимой и отгружаемой продукции по итогам 2010 г. Он удерживает свои позиции в течении последних трех лет. На втором месте находится ОАО "ЧТПЗ", на третьем ОАО "ТАГМЕТ" – по итогам 2010 г. Если смотреть в динамике то предприятия меняются местами, в зависимости от занимаемой доли рынка. Достаточно прочные позиции занимает только ОАО "ВМЗ".
Рассмотрим сегментирование рынка по конкурентам на примере Рынка Черных Металлов.
На сегодняшний день около 98% всей стали, производимой в мире, приходится на 63 страны. Основными производителями являются: Китай, Япония, США, Германия, Россия и Южная Корея. В Китае наиболее активно действуют 12 сталелитейных компаний. Производственные мощности пяти наиболее крупных колеблются от 6 до 10 млн. т. стали в год. Две компании - Shanghai Steel Co. и Wuhan Iron and Steel Co. - владеют производственными мощностями по 6 млн. т. в год каждая. Япония сохраняет второе место после Китая как по выплавке стали, так и по производству чугуна. Японская компания Nippon Steel Co является крупнейшей в мире. Ее производственные мощности достигают 25.5 млн. т. стали в год. Остальное производство делят между собой NNK Co. - 10.9 млн. т, Sumitomo Metal Industries - 10.1 млн. т, Kawasaki Steel Co. - 10.0 млн. т и Kobe Steel Ltd. - 5.6 млн. т. Основная доля стали производится доменно-конвертерным способом (68.4%), остальное - электроплавкой.
В металлургической промышленности США работают 79 компаний, производящих сталь в 116 регионах страны. Общая производственная мощность сталелитейных предприятий по выпуску составляет более 100 млн. т. в год. Наибольшее количество сталелитейных заводов находится в штатах Индиана - 22%, Огайо - 16% и Пенсильвания - 9%. Полный металлургический цикл - от производства чугуна до выпуска стальной продукции - осуществляют заводы 15 компаний, эксплуатирующие 58 доменных печей. Эти компании производят 64% стальной продукции страны, поступающей в промышленное производство. В целом, на доменно-конвертерную технологию в США приходится 61% производства, на выплавку в электропечах - 39%.
В Германии производством стали занимаются 4 крупные компании, владеющие 25 заводами с общей производственной мощностью более 45 млн. т. стали в год. Это Thyssen Stahl AG - 13 млн. т.; Fried Krupp AG Hoesh-Krupp - 9 млн. т.; Stahlwerke Peine-Salzgitter AG - 4.5 млн. т. и Kuckher-Werke AG - 4.2 млн. т.
В Южной Корее ведущей компанией по выплавке стали является Pohang Iron and Steel Co. Ее производственные мощности составляют более 20 млн. т. стали в год - это почти 60% от всей производимой в стране стали.
В Италии одной из крупнейших компаний по производству стали является Ilva S.p.A., владеющая 34 сталелитейными заводами. Большинство из них сосредоточено в г. Торонто. Суммарная производственная мощность заводов составляет 13 млн. т. в год. Вторая по объемам производства стали - компания Riva S.p.A. В ее ведении находятся 5 заводов с общей мощностью 5 млн. т. На остальные заводы, рассредоточенные по всей стране, приходится 10 млн. т. выплавки стали в год. В Бразилии из 8 частных компаний, занимающихся выплавкой стали, выделяются четыре, в ведении которых находятся наиболее крупные производственные мощности. К ним относятся: Companhia Siderurgica Nacional (CSN) - мощность 4.6 млн. т.; Usinas Siderurgicas de Minas Gerais S.A. (Usiminas) - 4.4 млн. т.; Companhia Siderurgica Paulista (COSIPA) - 3.9 млн. т. и Companhia Siderurgica de Tubarao (CST) - 3 млн. т. В остальных компаниях производственные мощности не превышают 1 млн. т. стали в год. Производством стали в Индии занимаются 7 государственных сталелитейных предприятий. Наиболее крупные из них принадлежат компании Steel Authority of India Ltd. В ее ведении находятся два металлургических комбината в штатах Мадхья-Прадеш и Бихар мощностью по 4 млн. т. стали в год. К ведущим компаниям относятся также Tata Iron and Steel Co. Ltd., имеющая завод мощностью 3.2 млн. т. в штате Бихар, и компания Rashtriya Ispat Nigam Ltd., выплавляющая сталь на заводе в штате Андхра-Прадеш. В металлургической отрасли Франции лидирующей по выплавке стали является компания Usinor-Sacilor. Она располагает четырьмя металлургическими комплексами с общей производственной мощностью около 23 млн. т. стали в год. В Великобритании производством стали занимается компания British Steel PLC. Она владеет 4 металлургическими комплексами, расположенными в различных частях страны. Их общая производственная мощность составляет более 16 млн. т. стали в год. Многие из металлопроизводящих стран являются в то же время и крупными потребителями металла. Соотношение между странами по импорту и экспорту: основная доля экспорта приходится на страны ЕС (15%), Россию (14%), Японию (10%), Южную Корею (6%), США (3%) и Китай (2%). Что касается импорта, то здесь безусловным лидером является США (19%), за ним следуют страны ЕС (9%), Китай (7%), Южная Корея (4%), Япония (3%) и Россия (1%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе я попыталась раскрыть тему "Сегментирование рынка по конкурентам". Для этого я рассмотрела следующие теоретические вопросы: конкурентоспособность предприятия, конкурентная среда, сегментация рынка, виды рынков, критерии сегментации и другое. Я сделала вывод: сегментирование рынка - это разделение его на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга.
Сегментирование рынка производится:
- по группам потребителей;
- по группам продуктов (товаров,
- по предприятиям – конкурентам.
Конкуренты фирмы влияют на выбор конкретного рынка. Изучив позиции конкурентов, фирма принимает решение о позиционировании своего товара и приступает к детальному планированию комплекса маркетинга.
Далее я выбрала предприятия для сегментации, привела основные сведение по ним, посчитала общее количество баллов по каждому предприятию, составила сводный анализ деятельности предприятий и сделала выводы. После осуществила сегментацию рынка по конкурентам, по критерию – объемы производимой и отгружаемой продукции. По результатам сегментации стало видно какую долю рынка и какое предприятие занимает.
Таким образом, сегментация рынка по конкурентам позволяет оценить возможности своего предприятия и его конкурентов, сделать выводы и выдвинуть предложения по улучшению состояния предприятий.
Подведем выводы:
1.Сегментирование рынка
- это разделение его на четкие
группы покупателей, для
2.Сегментирование рынка производится:
а) по группам потребителей;
б) по группам продуктов (товаров, услуг);
в) по предприятиям-конкурентам.
3.Фирма (Продавец) может
пренебречь различиями в
4.Конкуренты фирмы
влияют на выбор конкретного
рынка. Изучив позиции
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы маркетинга. Практикум. Учебное пособие. / Под ред.