Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:27, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов распределения продукции, практики управления системой распределения, а также разработка предложений по совершенствованию системы распределения на исследуемом предприятии. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить содержание и основные этапы формирования и управления системой распределения продукции;
- проанализировать процесс распределения продукции в ООО «Электротехмаркет»;
- исследовать технологию управления системой распределения продукции в 000 «Электротехмаркет»;
- рассмотреть организацию управления распределением товаров на предприятии;
Введение……………………………………………………………………….….6
1 Теоретические основы управления системой распределения продукции предприятия
1.1 Сущность и значение сбытовой политики предприятия……………….…..8
1.2 Виды систем распределения продукции……………………………..….…11
1.3 Процесс управления системой распределения продукции на предприятии………………………………………………………..……….……14
2 Практика управления системой распределения продукции в ООО «Электротехмаркет»
2.1 Анализ основных направлений сбытовой деятельности предприятия..…18
2.2 Исследование организации управления системой распределения продукции в ООО «Электротехмаркет»………………………………………..20
2.3 Оценка эффективности управления системой распределения в ООО «Электротехмаркет»…………………………………………………………..…24
3 Совершенствование процесса управления системой распределения продукции в ООО «Электротехмаркет»
3.1 Совершенствование организации распределения продукции предприятия……………………………………………………………………...27
3.2 Повышение эффективности управления системой распределения продукции предприятия………………………………..………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников……………
От начальников основных
цехов поступает приемо-
- договора поставки; документы об оплате;
- протоколы согласования цен;
- сертификаты происхождения товара (по требованию заказчика).
Составляется отчет по сдаче готовой продукции и наличию документов в ФСО и ПДО.
После заключения договоров о поставке составляется график отгрузки поступившей продукции. Погрузка продукции и контроль над ней осуществляют мастера транспортного цеха. Отгрузка готовой продукции происходит самовывозом (транспортом покупателя), либо транспортом производителя (автомобильным или железнодорожным). За несвоевременный вывоз продукции на покупателя накладывается пени в размере 0,1% от общей стоимости оборудования.
Расходы по транспортировке продукции так же оплачивает покупатель. При перевозке автотранспортом к стоимости готовой продукции добавляются транспортные затраты. Определенного способа расчета транспортных затрат на 000 «Электротехмаркет» не существует.
При транспортировке железнодорожным транспортом к стоимости готового изделия добавляется железнодорожный тариф, который рассчитывается при заключении договора со станцией отправления - станция Саранск и Рузаевка РЖД.
Контроль за отгрузкой, транспортировкой готовой продукции осуществляют мастер ОГК, мастер цеха №5, представитель МГТС и иногда представитель заказчика.
Управление системы распределения начинается уже на этапе сбора информации о потенциальных потребителях, а также их информированию о собственной деятельности (осуществляется посредством письменного извещения, рекламных объявлениях в специализированных изданиях, посредством прямых контактов с потенциальными потребителями. В такого рода деятельности задействованы, прежде всего, заместитель начальника ОПП и группа договоров.
Большое внимание уделяется сбору информации о конкурентах. В первую очередь ООО «Электротехмаркет» интересует, где производится аналогичная продукция и ее стоимость
Основными производителями и продавцами металлокорпусов и НКУ в Поволжье являются предприятия, отраженные в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные конкуренты ООО «Электротехмаркет»
Предприятие |
Продукция |
ООО НМК «МАСТ» Г.Н.Новгород ЗАО «Континент ЭТС» Г.Н.Новгород ООО «Интерэлектрокомплект» г.Москва ООО «Электрощит-Казань» г.Казань |
Металлокорпуса |
ОАО КЭМЗ г.Ковылкино ООО «Электрощит-НН» Г.Н.Новгород ОАО «Электрощит» г.Самара ООО «ЭТМ» Г.Н.Новгород |
НКУ |
Следующим этапом по управлению системы распределения продукции в ООО «Электротехмаркет» является работа по установлению контакта с потенциальным покупателями. Наиболее распространена практика телефонных звонков.
OOO «Электротехмаркет» использует два пути получения заказов и реализации продукции предприятия: самостоятельно и через посредников.
Продажа через посредников осуществляется посредством заключения договора. В 2011 году заключен договор на услуги дилера с ООО «СитиТрейд». На основе договора дилер принял на себя обязанности по реализации продукции на территории РФ, изучению рынка сбыта и спроса, осуществлению рекламных и маркетинговых услуг.
В нашем случае наблюдается многоканальная система сбыта. Это когда существуют независимые организации: производитель (ООО «Электротехмаркет»), посредники («СитиТрейд»), потребитель («Ульяновскэнерго», «Жилкомунстрой») связанные договорными отношениями. Большим минусом в работе данной системы в ООО «Электротехмаркет» является то, что каждый из участников стремиться достичь большей экономии и больших коммерческих результатов не учитывая интересы других участников цепочки.
Таким образом, можно
сделать вывод, что в ООО «Электротехмаркет»
существует два «условных» этапа
управления системой распределения - выбор
системы распределения и
2.3 Оценка эффективности управления системой распределения в ООО «Электротехмаркет»
Для определения эффективности
системы распределения
Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство и реализацию продукции составляют материальные затраты 87,5% в 2011 году. Мы видим что удельный вес с 2009-2011 года колебался незначительно. Из таблицы видно, что в 2010 и в 2011 году покупные и комплектующие изделия занимали наибольший удельный вес в материальных затратах (в 2 раза больше чем сырье и материалы). В целом по предприятию происходит увеличение затрат, это связано с увеличением объема выпуска продукции.
В прочие затраты входят расходы на информацию о потребителях и конкурентах, на контакты с нами и на рекламу. Расходы на информацию и контакты определяются на основе стоимости телефонных звонков и командировочных выплат. Рекламная деятельность на ООО «Электротехмаркет» представляет собой сложную систему, кроме того, является делом дорогостоящим, но выгодным. Приведем в виде таблицы 2.3 основные средства рекламы и затраты на них.
Таблица 2.3 - Затраты на рекламную деятельность ООО «Электротехмаркет» в 2011 г
Наименование средства рекламы |
Цена, руб. |
Количество, шт. |
Сумма, руб. |
Буклет цветной (25 листов) |
32,6 |
1 000 |
32 600 |
Макет |
8 000 |
5 |
40 000 |
Плакат (1,2х0,9м) |
2 000 |
12 |
24 000 |
Ежедневник |
36,8 |
1 000 |
36 800 |
Ручка фирменная |
25,3 |
2 500 |
63 250 |
Календарь настенный настольный (призма) карманный |
25,3 12,1 6,7 |
1 000 1000 1 000 |
25 300 12 100 6 700 |
Рекламный ролик |
10 000 |
2 |
20 000 |
Как мы уже отмечалось, ООО «Электротехмаркет» реализует свою продукцию, как напрямую, так и через посредников. Большая часть продукции продается через каналы нулевого уровня.
Номенклатура металлокорпусов отличается большим разнообразием и изготавливаются только на заказ. При небольших объемах заказа, продукция поставляется напрямую, в этом случаи затраты на хранение не значительны или их практически нет так как продукция сразу отправляется покупателю, но транспортные расходы велики и их приходится оплачивать клиенту. Заказы на большой объем продукции обычно исходят от посредника. Транспортные расходы у них не значительны, и складских затрат тоже практически нет так как продукция сразу на станции назначения передаётся клиенту.
Иная ситуация наблюдается с НКУ. Это связано с тем, что данный вид продукции заказывается в небольших объемах и ООО «Электротехмаркет» чаще всего работает непосредственно напрямую с заказчиком. Поэтому выгоднее для ООО «Электротехмаркет» использовать склады с готовой продукцией и магазины, это уменьшит затраты на размещение товара.
При сравнении уровня эффективности реализации продукции на предприятии за 2010- 2011 г.г. наблюдается снижение уровня затрат на единицу произведенной продукции с 0,07 до 0,03. Это связано с тем, что ООО «Электротехмаркет» старается своевременно удовлетворять потребности в перемещении продукции, но на первое место предприятие ставит заинтересованность в объемных показателях, а не экономию средств, затраченных в системе распределения.
Посреднику предоставляются скидки, за счет которых он может компенсировать свои расходы и получать прибыль. При этом ООО «Электротехмаркет» не затрачивает средства на поиск и установления контакта с потребителями своей продукции тем самым, снижая совокупные расходы в системе распределения, что как мы рассматривали очень важно для их эффективности. Анализируя систему распределение продукции, мы можем сделать вывод, что они недостаточно эффективны. Технология сбыта довольно запутана и характеризуется большим документооборотом, который значительно усложняет работу. Сегодняшнее положение предприятия требует новых подходов к формированию системы распределения, более глубокому анализу рынка. Это требует новых специалистов, повышения квалификации управленческого персонала.
3. Совершенствование процесса управления каналами распределения продукции в ООО «Электротехмаркет»
3.1 Совершенствование
организации распределения
Проведенное исследование показало, что система распределения в ООО «Электротехмаркет» в том виде, в котором она существует, не является интегрированной. Функции распределения не отделены от функций производственных, вследствие чего наблюдается сильная загруженность персонала (особенно ОПП). Это приводит к значительному удлинению цикла реализации продукции и как следствие этого, многие заказы остаются нерассмотренными длительное время, что в свою очередь приводит к потере клиентов. Структура неповоротлива, с длинной цепью взаимосвязей подразделений, громоздким документооборотом. Специалистов по распределению (логистов) как таковых нет. Есть сотрудники, обладающие опытом работы в этой области, но этот опыт является однобоким, так как сотрудники привыкли работать в командно - административной системе. Было бы гораздо эффективнее выделить в структуре предприятия ООО ««Электротехмаркет»» отдел сбыта, который занимался вопросами распределения, и организовать современный отдел маркетинга, освободить отделы планирования производства и подготовки производства от несвойственных для них функций.
Отсутствие службы маркетинга в ООО «Электротехмаркет», сужение области внутреннего анализа наряду с отсутствием информационной базы, в том числе и по управленческому учету, соответствующего опыта и традиций, является одной из причин, объясняющей, почему одним из важнейших результатов планирования по каналам распределения является возможный вариант структуры продаж, а, соответственно и производства, ориентированный на получение желаемого уровня прибыли.
Практика ООО «
Такая практика уже наблюдалась в ООО «Электротехмаркет». Существовали отдел сбыта и отдел маркетинга. Они подчинялись коммерческому директору. В 2010 году отдел маркетинга был ликвидирован и его функции переданы отделу подготовки производства из-за экономии средств. Финансово-сбытовой отдел стал подчиняться непосредственно заместителю генерального директора по экономике. В результате мы наблюдаем ситуацию перегруженности обоих отделов и выполнение ими не свойственных функций.
По мере того как сфера торговой деятельности ООО «Электротехмаркет» расширяется, усиливается конкуренция, появляется необходимость проводить исследования по более широкому кругу маркетинговых проблем: изучение рынка и товара, реклама, организация послепродажного обслуживания. Поэтому необходимо частично вернуться к структуре предприятия 2010 года.
Укрепление отдела маркетинга возможно путем передачи ему специалистов, выполнявших ранее функции маркетинга (информационные, рекламные, экономические) в других подразделениях предприятия. ФСО необходимо освободить от работы с финансовыми средствами всего предприятия и возможно необходимо создать отдельно финансовый отдел и сбытовой отдел. Сбытовой отдел должен непосредственно заниматься товародвижением выпускаемой продукции. Финансовый отдел необходимо оставить в подчинении заместителя генерального директора по экономике. Сбытовой отдел, а в дальнейшем отдел маркетинга отдать в подчинение заместителю генерального директора по сбыту.