Средний класс как потребитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы будет понять, что такое средний класс, как он образуется и чем пополняется. Понять, как средний класс ведет себя в роли потребителя, определить его особенности. Нужно будет оценить размер и структуру среднего класса, опираясь на данные.
Мы поставили себе цель, после этого нам нужно определить задачи:
1.Нужно просто за жизненным циклом термина «средний класс»
2.Установить критерии определения среднего класса;

Содержание

Введение..................................................................................................3

1. Теоретические аспекты исследования среднего класса как потребителей на рынке товаров и услуг………………………….…. 5

1.1 Основные признаки и структура среднего класса………………………..5

1.2 Средний класс в развитых странах…………………………..…………..…..8

1.3 Средний класс в России…………………………………………..…………11

1.4. Роль среднего класса в современной экономике……………….…………17

2.Исследование особенностей потребительского поведения среднего класса в России………………………………….…………21

2.1 Необходимость, динамика и проблемы формирования среднего класса в
России………………………………………..………………………………….. 21

2.2 Средний класс – фактор развития отечественной экономики: особенности экономического сознания, возможности и ограничения…...….28

3. Практическая часть. Анализ рынка, предпочтения среднего класса……………................................................................................ 31

3.1 Как изменятся предпочтения среднего класса в условиях кризиса, санкций………………………………………………….…..33

Заключение…........................................................................................37

Список литературы………………………………………..………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Gromov_Kurs_Proekt.docx

— 415.33 Кб (Скачать файл)

 

Эволюция среднего класса в России довольно своеобразна. Россия как всегда демонстрирует уникальный путь, который в корне отличается от других стран.

 

Принято полагать, что до октябрьской революции развивались традиционные слои среднего класса. После октябрьской революции, на протяжении 70 лет они полностью отсутствовали. В России появляется новый тип среднего класса. Он получил название «Новый средний класс». Это связано в первую очередь с тем временем, в котором он зарождался. Ученые еще не решили, капиталистический или социалистический это класс. Очень хорошо видно то, что этот класс не включал в себя людей, которые вошли в средний класс с помощью рынка. Это такие как: управленцы с рыночной ориентацией, люди относящиеся к банковскому делу, специалисты разных слоев рынка, Представители различных контор и фирм и т.д.

 

В 90 годы ученые в России стали поговаривать о третьего зарождении среднего класса. Новый Российский класс очень отдален от развитых стран. Поэтому, мы не можем с полной уверенностью называть его новым, хотя его природа и впрямь новая для России.

Если мы будем делить этапы развития, то условно у нас получится:

 

1) 60-80 годы. В это время средний  класс очень сильно был зависим  от государственной собственности. Укреплялись социальные гарантии, окрепли выплаты населению.

2) В 90 годы формируется новый средний класс. В отличии он первого, его основой был частный сектор. Он также имеет название постсоветский этап. Появилась возможность приватизации государственных объектов в частные руки. Появление частного сектора дало толчок к развитию. Другого среднего класса, такого как «рыночного».

 

Изюминка Российского среднего класса в том, что он проходит этап революции во время построения индустриального общества, хотя предыдущая стадия общества еще не исчерпала себя. Образование среднего класса в такой период мало вероятен, но в России средний класс все таки обрел размытые, но все же рамки. 90- е годы для России стали не лучшими. Во первых. Промышленный потенциал упал. Это связано с социально-экономическим преобразованием 90-х годов. Во вторых России не вступила полностью в постиндустриальную стадию. Тут же можно и прислушаться к мнению некоторых исследователей, которые говорят про то, что России не смогла даже плотно удержаться в индустриальной стадии развития общества. А это довольно странно, как как переход между индустриальным и постиндустриальным обществом очень велик, и отнести становление среднего класса куда либо очень сложно.

 

Если мы представим процесс образования графиком, то он будет скачкообразный. В большинстве других стран такой график выглядит как восходящая и нисходящая линия. Это связано в первую очередь с тем, что в России насыщенное прошлое. То есть все точки перегибов обозначают важные события в жизни России (схема 1).

 

 

Схема 1- Периоды подъема и спада в формировании среднего класса в России. 

 

 

 Так как процесс формирования среднего класса в России был довольно долгий, а в других странах он происходил гораздо быстрее и имел более выраженные границы, то можно считать, что Россия потратила очень много ресурсов на создание среднего класса, что не является хорошим показателем для страны.

 

Началом всего был 1861 год. В этом году отменили крепостное право. Стал действовать капитализм. Вторым «отрезком» будем считать 1917 год. В этот год произошла октябрьская революция. Она полностью уничтожила капитализм и дала направление к развитию социального равенства. Военный коммунизм подчистил остатки людей, кого можно было отнести к представителям дореволюционного среднего класса. «Коммунизация» общества была приостановлена в 1921 году. В этом году верну к жизни частный бизнес. Развязались руки у частных предпринимателей и дали возможность проникнуть элементам буржуазии в слои.

 

В !921 общество приостановило свое развитие. Это связано в первую очередь с НЕПом.  По его требования частично усилился частный бизнес, которого до данного время трудно было назвать «частным».

 

1929 год известен как год перелома. К власти пришел Сталин. По  его политике требовалось откатиться  от капитализма и вернуться  к командно-административной системе. С течение времени положение  не улучшилось. Для формирования  среднего класса все так-же не было благоприятных вестей. К тому же, внезапно начавшаяся Великая Отечественная Война не могла служить благоприятным толчком к развитию среднего класса. Великая Отечественная Война серьезно подорвала уровень жизни населения. А мы знаешь, что одной из отличительных черт деления на классы – это заработная плата.

 

Из истории мы знаем, что после смерти Сталина политические взгляды и предпочтения страны резко поменялись. Новая политика плодотворно влияла на развитие среднего класса. Это время называли «Хрущевской оттепелью». Активно стал развиваться научно-технический прогресс. Не трудно понять, что развитие прогресса не может происходить без внедрения новых масс в производство. Активно подготавливается большое количество квалифицированных кадров. В стране отсутствовали мелкая буржуазия, но это не мешало активному формированию среднего класса. За частую это руководители мелкиъ предприятий, гос. Рабочие.

 

В 1990 году на первое место выходит капитализм. Социализм больше не актуален. В стране стали разорятся сотни предприятий, многим отраслям приходилось перестраиваться на производство другой продукции, появлялись новые мелкие предприятия. Это привело к резкому снижению уровня достатка всего населения. Многие потеряли работу, многие работали за копейки. Кто- то за идею.

 

Средний класс сохранил свой интеллектуальный потенциал, хотя его численность резко сократилась из-за ухудшения дел в гос. Секторе.

 

Для того, чтобы положение среднего класса улучшилось, Россия должна совершить переход от не рыночного к рыночному капитализму. Западный средний класс в 2000-ный год имел показатели в несколько раз превышающие показатели достатка среднего класса. К примеру: нижняя часть финансового показателя в России в тот год было около 18 тыс.  рублей в год. На западе этот порог определялся в 60 тысяч долларов в год. Учитываю курс на то время, можно смело заявить, что средний класс в России имеет достаток равный достатку черты бедности на западе.

 

Одними из барьеров формирования среднего класса в России принято считать:

- маленькая база высококвалифицированного персонала;

-недостаточный уровень жизни и заработка тех групп людей, который в потенциале могли бы составить средний класс;

- довольно шаткий статус большинства  групп. Это объяснятся тем, что  государство не могло дать  полною защиту социальным институтам.

 

Формирование среднего класса – один из важнейших периодов в развития каждого государства. Средний класс хорошо показывает и отражает рыночную экономику того или иного государства. Период формирования может быть разным. Если средний класс формируется достаточно быстро, то это привет к размыву границ среднего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Средний  класс – фактор развития отечественной  экономики:    особенности экономического  сознания, возможности и ограничения

 

В первую очередь нужно понимать, насколько средний класс отражает экономику государства и как может повлиять на ее развитие и служить основой.

 

Одной из особенностей среднего класса заключается в том, что он не требует не каких поощрений со стороны общества. Ему не нужно прилагать усилия для улучшения своего состояния, так как они находятся в зоне комфорта, и их материально положение может дать им достойный уровень проживания.

 

Если обратиться к статистике, то мы увидим, что элита общества имеет следующие показатели: 56% Россия получили повышение по должности. Это означает, что их материальное состояние возросла, и они поднялись на ступень выше в среднем классе. 40 процентов не стремились повысить свое состояние, поэтому остались на той же должности, что и были. То есть 40 процентов находится на том уровне, который их устраивает. Лишь 4 процента потеряли свое место и понизились в должности, а то и вовсе потеряли работу.

 

Что касается среднего класса: 49 процентов получили повышение. 48 остались на прежних местах. 3 процента понизились в должности соответственно Ключевой особенность. Среднего класса является то, что его группы стремятся занять престижные места на работе.

 

Средний класс проявляется особое увлечение к своей работе. Он стремится повысить свою квалификации и улучшить показатели выполнения работы. Он старается инвестировать свои знания в работу. Эта черта отличает его от элиты в первую очередь.

 

Успешные россияне  - это некая неоднородная группа, включающая в себя представителей разных групп, которые имеют высокую квалификацию и стараются улучшить свое материальное состояние. Из-за нынешней обстановке на рынке труда высококвалифицированные рабочие занимают отдельную нишу. Связано это в первую очередь с повышение спроса на данную группу. Нехватка квалифицированных рабочих обеспечивает улучшение заработной платы и как следствие уровня жизни данных людей. Несколько лет назад ситуация была противоположной.

 

Средний класс старается выбирать интересную, высокооплачиваемую работу. Но не менее важным фактором является возможность карьерного роста. Средний класс чаще других положительно отзывает о рабочем месте и обстановке на нем. При этом его представители (60 процентов рабочего населения) говорят об равенстве заработной платы. Они утверждают, что высокую заработную плату нужно заслужить усердием и трудом. Они полагают, что чистый доход куда лучше чем уклонение от налогов.

 

Представители среднего класса более организованны. Возьмем к примеру частную собственность. Отношение к частной собственности у всех слоев населения разные. Недвижимость чаще ремонтируется представителями среднего класса. Это обусловлено тем, что люди привыкли считать деньги. Потратить некую сумму денег на восстановление или поддержание формы недвижимости куда удобнее и проще, чем приобретение новой (рис. 2).

 

 

 
Рисунок 2 - Выполнения обязательств в связи с обладанием собственностью в различных слоях населения, в %[34]

Если мы посмотрим на сбережения, то средний класс вырывается вперед. По статистике, средний класс 26% имеет сбережения в той или иной форме. 22% имеется в периферии. Другие слои реже пытаются накопить состояние и это составляется 14%. Что касается по долгам, то там средний класс тоже имеет лучшее положение. Средний класс 5% имеет долгов, при том что в периферии и прочих массовых слоях 15%.  

 

Данные показывают, что представители среднего класс имеют планы на будущее, стараются не лезть в долги. Распоряжаются своим состояние рациональнее, чем другие слои. По некоторым исследования можно отследить, что четверть среднего класса старается вложить деньги в недвижимость, предметы длительного пользования. То есть они имеют четко выраженную схему на будущие. Средний класс лучше реализует сохранение и преумножение своего состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ рынка, предпочтения среднего класса.

 

Я решил опросить определенную группу людей, которые относятся к среднему классу. Задавал я вопросы из области предпочтения в одежду, еде, месте приобретения того или оного товара.

 

Первым вопросом было: «Ваше отношение к таким фирмам как Zara, H&M, Topshop, MEXX, Gap,?» По моему мнению, эти фирмы быстро заняли главенствующие места в своей нише. Они конкурентно способны, привлекательны для молодежи (по моему мнению это основа среднего класса 18-25 лет по потреблению одежды в таких местах). Около 90% опрошенных не только знали данные фирмы, но и имели их продукцию. В дальнейшем выяснилось, что 46 процентов опрошенных приобретают продукцию при помощи mass-market. Около 20 процентов привыкли приобретать товар через интернет – магазины и аукционы. Около 15 процентов покупают данную продукцию за территорией нашей страны, в официальных магазинах .Остальные 20 процентов разделились на тех кто вообще не знает данный бренд или не использует его, и на тех, кому данный товар не нравится. По результат можно отследить, что возрастная категория 18-25 предпочитает покупать одежду в известных фирмах, чем на рынке.

 

Есть такая система, как масс-маркет. Система основана на том, что известная фирма старается как можно больше раз в год выпустить редкие, коллекционные поставки одежды. В свою очередь это хорошо отражается на их прибыли и узнаваемости. Из давно повелось, что моду диктуют модные дома. Но нельзя опускать тот фактор, что смену модных коллекций устанавливает масс-маркет, т. к. покупатели стремятся быстрее приобрести новую, редкую продукцию. Вопреки установкам о новых коллекциях (разрешено всего осеннюю и весеннюю), но модные дома давно начали использовать промежуточные, праздничные и прочие выпуски.

 

На сегодняшний день каждый человек имеет интернет. По результатам опроса мне удалось выяснить, как опрошенные узнают о том или ином товаре. Ответы были почти одинаковые:

-из  контакта

-от  друзей в контакте

-увидел  в ленте новостей

Поразмыслив, я пришел к выводу, что модные дома давно стали массово известными. Этот часть рынка, которая пускает свою рекламу по социальным сетям, тем самым оповещая своих потенциальных покупателей.

 

Я посчитал нужным провести опрос по покупке товаров только через интернет. Результаты довольно странные. 50 на 50. Половина людей категорические отказывается покупать через интернет. Другие наоборот перешли на данный вид покупок и больше не ходят по магазинам. То есть, проведя частичный анализ рынка (опросил по 10 категориям товара, как съедобные так и не съедобные), я постарался определить примерные товары, который средний класс покупает.

Информация о работе Средний класс как потребитель