Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:59, практическая работа
В качестве примера для анализа использованы данные банка федерального значения «ОАО «АИКБ «Татфондбанк». Банк основан в 1994 году. Банк входит в число 100 крупнейших банков России по размеру активов и собственного капитала. По состоянию на 1 мая 2013 года активы составили 114,1 млрд. рублей, собственный капитал – 13 млрд. рублей. Уставный капитал банка составляет 8,6 млрд. рублей. Кредитный портфель банка на 1 мая 2013 года составляет 71,1 млрд. рублей. Объем средств физических лиц по состоянию на 1 мая 2013 года более 44,5 млрд. рублей Головной офис банка располагается в Казани. В структуру банка входит 119 офисов и филиалов, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сургуте, Самаре, Саратове, Чебоксарах, Перми, Уфе, Йошкар-Оле и Ижевске. В Татфондбанке работает более 2900 сотрудников.
2) Покупатели
3.4. Модель
5 конкурентных сил Портера
Конкуренция внутри отрасли колоссальная, на рынке России существуют сотни банков – местных, федерального масштаба, иностранных банков. Есть ключевой игрок, на много шагов опережающий всех конкурентов – Сбербанк России. Помимо этого выделяют две конкурентные группы, это банки в ТОП-100, куда входит и Татфондбанк – это банки с внушительными активами и филиальной сетью, зарекомендовавшие себя, и банки в ТОП-30 – крупнейшие банки, в число которых Татфондбанк и его основной конкурент «Ак барс» банк не входят, это такие крупнейшие игроки, как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешторгбанк, ВТБ-24, Банк Москвы и т.д.
Давление со стороны новых игроков не так велико, так как новым банкам крайне трудно конкурировать с уже устоявшимися игроками рынка, так как свои финансовые средства граждане не готовы доверить тем банкам, о которых мало слышали и в стабильности которых не уверены. Исключение разве что могут составить банки, которые стали результатом слияний и поглощений, в результате чего родился банк с неплохими активами и какой-то историей.
Товары-субституты в нашем случае – это микрозаймы, предоставляемые небольшими фирмами (например, Легкоденьги, Мила денежка и др.). Но такие компании запрашивают очень высокий процент возврата, поэтому их целевая аудитория не так широка. В части же сохранения средств и накопления денег альтернативой банкам может стать разве что воздержание от услуг банка в пользу того, чтобы держать средства при себе и копить путем экономии.
Давление со стороны поставщиков имеется, если в качестве поставщиков банков рассматривать Центральный Банк России и государство. Многочисленные правила, законодательство, ставка рефинансирования, принуждение к обязательному раскрытию информации – эти факторы непосредственно влияют и на стоимость услуг банков и на их принципы ведения работы. Но все же поставщиками денежных средств, как основного ресурса, в банк являются те, кто одновременно является клиентом банка. Но их требования уже скорее относятся к «давлению потребителей».
Конкурентное давление покупателей для данной отрасли сильное, так как без средств клиента банк не сможет осуществлять свои прямые виды деятельности. Поэтому банки ищут множество способов, чтобы привлечь клиентов-физических и юридических лиц и их средства, а также выстраивают ограничения, которые позволяют средствам клиентов подольше задержаться в банке.
Вывод: В целом влияние конкурентной среды не препятствует деятельности компании, однако диктует множество правил, что требует от банка постоянно быть на чеку и отслеживать все малейшие изменения.
Табл.1 Основные показатели деятельности ОАО «АИКБ «Татфондбанк» за период 2009-2011 гг. (млн.руб).
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего активов |
52 617 |
60 836 |
78 472 |
Собственные средства (капитал) |
7 995 |
10 150 |
9 807 |
Привлеченные средства |
43 455 |
51 421 |
68 787 |
Вклады физических лиц |
17 651 |
23 453 |
29 193 |
Прибыль |
272,3 |
218,2 |
203,3 |
Из таблицы видно что, финансовый 2012 год стал для Татфондбанка годом динамичного развития и роста. Сохраняются стабильные темпы роста величины активов и привлеченных средств. Также за 2012 год Банк нарастил кредитный портфель, сохранив при этом уровень просроченной задолженности на достаточно низком уровне.
Темп роста активов Банка в 2012 году превысил темпы роста аналогичного показателя за 2010 год (+15,6%) и среднеотраслевой темп роста (+ 23,1%). План по величине активов выполнен Банком на 109,3%.
На рис.1. изображена
организационная структура
Позиционирование компании:
ОАО «АИКБ «Татфондбанк» позиционирует себя как технологично развитый кросс-региональный (представленный во многих регионах страны) и стабильный банк. Основной слоган банка – «Вчера Сегодня Завтра» позволяет сообщить клиентам, стратегическим партнерам о крепости и стабильности банка, а вспомогательный слоган «Технология Победы», который был зарегистрирован еще только в 2012 г., начал новую веху в позиционировании Банка для населения страны как технологически развитого, удобного и современного, сильного, поддерживающего спорт высших достижений. Под технологией победы и эффективной концепций маркетинга и связей с общественностью Банк понимает комплекс действий, направленных на динамичное развитие Банка, поддержание доверительных взаимоотношений с клиентами, партнерами, общественностью, рост бизнеса Банка. В 2012 г. банк выпустил рекламную кампанию «Пришло время…» с изображениями топ-менеджмента банка (рис.2), одетых в костюмы, но со спортивным инвентарем. К каждому изображению был представлен свой инфитив - глагол, обозначающий сторону позиционирования банка:
- слышать: необходимо не только слушать, но и слышать, постараться понять, найти точки соприкосновения;
- видеть: необходимо не только смотреть, но и видеть, постараться увидеть то, что от Банка хотели бы получить и предлагать больше, чем ожидают;
- доверять: устанавливать доверительные отношения, которые способствуют достижению наилучших взаимных результатов;
- вдохновлять: создавать вдохновение и позитивный настрой при взаимодействии с партнерами для реализации проектов и достижения совместных побед;
- направлять: быть финансовым советником, который помогает эффективно распорядиться финансами; обладая информацией и опытом, направлять в мире финансов;
- удивлять: приятно удивлять партнеров, привносить в жизнь новые идеи и технологии, обладать свежим взглядом;
- поддерживать: оказывать поддержку в трудных ситуациях и при решении задач любого уровня;
- защищать: всегда быть на стороне клиентов, отстаивая их права и интересы.
Рис. 2. Концепция позиционирования Татфондбанка в 2012 г.
Сильные стороны компании и товара:
Матрица БКГ
Розничное направление является приоритетным для Татфондбанка, что означает оказание полного спектра банковских услуг. В настоящее время ОАО «АИКБ «Татфондбанк» остается одним из лидеров рынка банковский услуг и продолжает расширять их ассортимент, предлагая новые услуги и выгодные условия, а так же квалифицированный сервис.
После появление различных конкурентов доля рынка банка значительно уменьшилась, но это в меньшей степени повлияло на изменение объемов выдаваемых кредитов.
Можно сделать вывод, что Татфондбанк на сегодняшний день является «Дойной коровой».
Наилучшей стратегией будет являться рост и увеличение доли рынка.
Для того, чтобы обеспечить благополучное положение компании на рынке, необходимо следовать следующим стратегиям развития бизнеса:
АВС-анализ
Наименование товара |
Объем (млн.руб.) |
Доля |
Группа |
Кредиты |
71100 |
42,8547405 |
А |
Вклады |
44500 |
26,821884 |
А |
Пластиковые карты |
31000 |
18,684908 |
В |
Депозиты юр.лиц |
17800 |
10,7287536 |
В |
Ценные бумаги |
1400 |
0,84383455 |
С |
Денежные переводы |
72,1 |
0,04345748 |
С |
Драг.металлы |
21,4 |
0,01289861 |
С |
Страхование |
15,8 |
0,00952328 |
С |
Вывод: основной доход банка составляют кредиты (как физ.лицам, так и юр.лицам) и вклады физических лиц (включая остатки на пластиковых картах).
Товар:
Перечень предлагаемых банком продуктов:
Цена:
Стоимость продуктов
и услуг ОАО «АИКБ «
Рекламные
расходы ОАО «АИКБ «
Продвижение:
Public Relations (PR). Взаимодействие со СМИ, органами власти, общественными организациями, клиентами, инвесторами и акционерами, корпоративный PR. Удовлетворение информационных и коммуникационных потребностей каждой целевой аудитории. Антикризисный PR. Контроль информационного поля Банка.
Реклама. Медиапланирование. Проведение комплексных рекламных кампаний по продвижению продуктов и услуг Банка. Контроль размещения, анализ эффективности.
Брендинг. Разработка концепций позиционирования Банка и его продуктов. Формирование уникального и запоминающегося ассоциативного образа Банка и его продуктов транслируемого в рекламных, информационных и презентационных материалах.
Интернет-маркетинг. Поисковая оптимизация сайта Банка (SEO). Информационное наполнение сайта. Интернет-реклама (контекстная, банерная).
Прямой маркетинг. Директ-маркетинг. Использование маркетинговых коммуникаций в продвижении продуктов и услуг Банка.
Маркетинговые исследования. Проведение фокус-групп, оценка восприятия банка и его продуктов ЦА. Анализ рекламной и PR - политики банков-конкурентов, мониторинг продвижения сходных продуктов банков-конкурентов, коррекция продвижения, отстройка.
Event-мероприятия. Организация и проведение мероприятий (презентаций, семинаров, круглых столов, выставок, акций и т.д.), направленных на продвижение продуктов и услуг Банка.
Внутрикорпоративный PR. Организация и при необходимости PR-сопровождение корпоративных мероприятий Банка.
Раскрытие обязательной информации в сети Интернет в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечение участия Банка в рейтингах российских и зарубежных рейтинговых агентств (РБК, Коммерсант, Эксперт, Профиль, Финанс и т.д.)
Товародвижение:
Расширение филиальной сети, открытие POS-точек кредитования в торговых центрах, магазинах бытовой техники и электроники ДОМО, Белый Ветер.. Взаимодействие с филиалами в рамках реализации единой рекламной политики. Проведение региональных рекламных кампаний с учетом особенностей филиальной сети Банка. Контроль и анализ эффективности размещения рекламы в филиалах. Коррекция информационного поля в местах территориального присутствия Банка.
|
Возможности |
Угрозы |
|||||
Предоставлять новые привлекательные продукты |
Стремление к инновационным решениям |
Стратегическое партнерство с крупными торговыми предприятиями |
Ухудшение экономического климата в регионе |
Крупные банки с большими ресурсами | |||
Сильные стороны |
Полный спектр услуг, конкурентоспособные условия |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
Знание потребностей людей в отдельных регионах (кросс-региональность), широкая филиальная сеть. |
3 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 | |
Надежная база (государственное участие). |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 | |
Слабые стороны |
Неустойчивая позиция бренда в г.Москва |
2 |
0 |
3 |
0 |
3 |
2 |
Бюрократическая система |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 | |
3 |
4 |
2 |
6 |
3 |
Информация о работе Стратегический маркетинговый план ОАО "АИКБ "Тафондбанк"