Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:33, курсовая работа
Маркетинг это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя.
Маркетинговая политика фирмы основана на двух взаимодополняющих подходах – стратегическом и операционном. Стратегический маркетинг – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 16
Глоссарий 19
Список использованных источников 23
Список сокращений 24
Приложения 25
Стратегический маркетинг нацеливает компанию на экономические возможности адаптированные к её ресурсам и обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности. Задачей стратегического маркетинга является уточнение миссии фирмы, разработка целей, формирование стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля фирмы.
2.4 Функции стратегического маркетинга
2.5 Процесс стратегического планирования
Стратегический план — план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.
Процесс планирования стратегии встречает
ряд сложностей при его реализации.
Основная трудность заключается в том,
что процесс принятия предварительных
решений находится в зависимости от структуры
полномочий в организации. Новая стратегия,
как правило, разрушает сложившийся в
организации тип взаимоотношений и может
войти в противоречие с политикой руководства.
Естественная реакция на это - борьба против
любых нововведений, нарушающих традиционные
взаимоотношения и структуру полномочий.
Другая существенная проблема заключается
в том, что внедрение стратегического
планирования приводит к конфликту между
прежними видами деятельности (оперативным
управлением), обеспечивающими получение
прибыли, и новыми. В организациях на первых
стадиях внедрения стратегического планирования
нет ни соответствующей мотивации, ни
склонности мыслить стратегически.
Процесс стратегического планирования
включает в себя следующие основные этапы:
1. Формулирование целей организации;
2.Идентификация действующих в настоящее время задач и стратегии;
3.Анализ внешнего окружения под углом действительной возможности достижения поставленных целей;
4.Анализ ресурсов, который, с одной стороны, дает возможность идентифицировать имеющиеся в распоряжении ресурсы, а с другой - позволяет выявить сильные и слабые стороны данного предприятия;
5.Идентификация стратегически благоприятных случаев и угроз;
6.Установление сферы и масштаба необходимых изменений стратегии;
7.Принятие стратегических решений;
8.Внедрение стратегии;
9.Контроль за реализацией стратегии.
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие
организации осуществляют управление своей маркетинговой деятельностью:
концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции формировались в различные периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.
Концепция совершенствования производства исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая — когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности (но при этом часть продукции, которая будет находиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высока и, следовательно, спрос на неё невысок, придётся продавать по сниженным ценам. Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и / или продажей данного товара).
Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Использование этой концепции может обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция
совершенствования товара приводит к«маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду своей продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта, и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов.
Концепция интенсификации коммерческих усилий исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Согласно этой концепции разработаны различные приёмы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействуют, фактически вынуждая сделать покупку.
Концепция маркетинга исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости. Сравнивая последние две концепции, можно также отметить, что концепция интенсификации коммерческих усилий, или, как ее еще называют, «сбытовая концепция» характерна для российского рынка в целом, а маркетинговая концепция используется крайне редко, в частности — при строительстве элитного жилья.
Концепция социально-этичного маркетинга исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция
сформировалась сравнительно
недавно, после того, как был сделан
вывод о недостаточности
Выдвижение наиболее важных задач
в области производственной, ценовой,
сбытовой политики предприятия, определение
генеральных направлений, повышения
его деловой активности с использованием
благоприятных внешних факторов и внутренних
возможностей воздействия на покупателей
(потребителей) и конкурентов составляют
суть антикризисной стратегии маркетинга.
Она осуществляется через стратегическое
планирование, позволяющее привести в
соответствие цели и возможности предприятия
по их достижению. Процесс стратегического
планирования состоит из выработки программы
предприятия, формулирования его задач
и целей, анализа хозяйственного портфеля
и перспективного планирования роста
организации.
Выявленные на основе анализа цели стратегического
развития в первую очередь отражают направления
деятельности по преодолению слабых и
укреплению сильных конкурентных позиций
предприятия. Поскольку составляющие
стратегического потенциала непосредственно
связаны со всеми видами ресурсов предприятия,
расширение того или иного ресурса во
взаимосвязи с другими позволит реализовать
стратегические цели.
В современных условиях каждое предприятие
заинтересовано в эффективном управлении
своей маркетинговой деятельностью. В
частности, ему нужно знать, как анализировать
рыночные возможности, отбирать подходящие
целевые рынки, разрабатывать эффективный
комплекс маркетинга и успешно управлять
претворением в жизнь маркетинговых усилий.
Таким образом, суть стратегического маркетинга
заключается в опирающемся на современный
инструментарий поиске решений, направленных
на удовлетворение потребностей потребителей
и на получение у них преимуществ по сравнению
с конкурентами с помощью специальных
рыночных мероприятий. Грамотное, обоснованное
маркетинговое решение поможет предприятию
выжить в неблагоприятной внешней среде.
Выбор стратегии зависит от ситуации,
в которой находится предприятие, поэтому
маркетинговые программы как краткосрочные,
так и долгосрочные требуют разработки
и применения такой стратегии, которая
при заданных условиях максимально отвечала
бы государственной экономической политике
и в то же время обеспечивала коммерческим
структурам необходимую эффективность,
рентабельность и материальную заинтересованность
в результатах труда. Использование методов
маркетинга позволяет тесно стыковать
интересы и цели предпринимательства,
отдельных хозяйствующих структур с общественными
целями и интересами, обеспечивать единство
микро- и макроэкономического подходов
к развитию экономики, что в конечном итоге
способствует снижению риска банкротства.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Диверсификация |
расширение ассортимента
выпускаемой продукции и |
2 |
Маркетинговый план |
одна из важных частей
плана компании,а процесс |
3 |
Матрица возможностей по товарам/рынкам И. Ансоффа |
аналитический инструмент стратегического менеджмента, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем Ансоффом, и предназначенный для определения стратегии позиционирования товара на рынке. |
4 |
Матрица бостонской консультативной группы(БКГ) |
инструмент для |
5 |
Общие конкурентные стратегии М.Портера |
общая стратегическая модель
Портера рассматривает две |
6 |
Оперативное планирование |
текущее производственно-финансовое
и исполнительское |
7 |
Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль |
предполагает сбор данных от ряда корпораций, для того чтобы установить взаимосвязь между различными экономическими параметрами и двумя характеристиками организации: доходом от инвестиций и движением наличных средств |
8 |
Стратегический маркетинг |
активный маркетинговый процесс с долгосрочным горизонтом плана, направленный на превышение среднерыночных показателей путём систематического проведения политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителей товарами более высокой потребительской ценности, чем у конкурентов |
9 |
Стратегическое планирование |
алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач |
10 |
Стратегический план |
план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании |
1 |
Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Маркетинг: учебник. 3-е издание. – СПб.: Питер, 2010. – 573с. |
2 |
Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: "ДИС", 1999. |
3 |
Котлер Ф. Основы маркетинга. М. : Изд-во «Прогресс», 2002. |
4 |
Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб. : Наука, 1996. - 589 с. |
5 |
Панкрухин А. П., Маркетинг: учебное пособие для студентов. 5-е издание, стер. – М.: Омега – Л, 2007. – 656с. |
6 |
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб. : Питер, 2008. |
7 |
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – Глава 3. |
8 |
Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг /Пер. с англ. – М.: Сирин, 2001 – Главы: 1, 2. |
9 |
Куденко Н.В. Стратегический маркетинг.
Учебник для вузов |
10 |
Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с. |
А |
|