Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 14:25, курсовая работа
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
В данном случае неконкурентоспособное качество продукции уже далеко не абстрактная категория, а фактор обеспечения занятости населения. Например, высокое качество товаров, производимых предприятиями Германии, позволяет поддерживать высокий уровень экспорта, который обеспечивает каждое третье рабочее место. Задача обеспечения качества продукции, работ, услуг и повышение на этой основе их конкурентоспособности, экспортного потенциала всей экономики становится общенациональной проблемой, комплексность решения которой имеет стратегическое значение для становления и развития Беларуси как независимого государства, ее социально-экономического прогресса, национальной безопасности и вхождения в мировое экономическое сообщество.
Качество продукции (услуг), являясь основой для удовлетворения потребностей общества, должно воплощать в себе достижения научно-технического прогресса и обеспечивать при этом возможность реализации производимых товаров, согласно международному стандарту ISO 8402 качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При всей многогранности категории качество основными составляющими качества продукции являются требования потребителя, т.е. показатели назначения, энергопотребления, технологичности, эстетичности, надежности, а также действующие на рынке патентно-правовые аспекты, требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан. [11, с.75]
Должное качество продукции, конкурентоспособность могут быть обеспечены только в случае ее соответствия определенным запросам потребителей, требованиям нормативно-технических актов законодательства и патентно-правовым показателям.
Анализ положения дел в области обеспечения качества отечественной продукции, работ и услуг показывает, что большинство выпускаемых у нас товаров уступает по качеству продукции многих стран мира. [10, с.98]
Современное экономическое развитие выдвигает на первый план задачу создания необходимых условий, обеспечивающих повышение качества товаров, и предполагает усиление в данной области роли государственного регулирования. Именно качество производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг стало основным фактором в конкуренции за выживание как предприятий, так и целых отраслей промышленности, страны в целом. Только на основе решения ключевого вопроса экономической политики нашего государства — обеспечения качества производимых продукции, работ и услуг — можно увеличить экспортный потенциал, обеспечить экономическую безопасность и независимость страны. [14, с.73]
Значимость государственного управления качеством продукции обусловлена его ролью в едином комплексе государственного управления экономикой и усиливающейся зависимостью доходов республиканского бюджета от качества производимой в республике продукции и оказываемых услуг.
В связи с этим особого внимания и изучения заслуживает международный опыт и прежде всего опыт Японии. Эта страна, оказавшаяся после второй мировой войны разрушенной, в результате последовательных и всесторонних, направленных на обеспечение качества продукции и услуг действий правительства и общества в целом в сравнительно короткий срок смогла обеспечить экономическое возрождение. Правительство в послевоенные годы при разработке долгосрочной стратегии экономического развития страны, учитывая ограниченность сырьевых и финансовых ресурсов, взяло курс на развитие избирательных отраслей промышленности. Было очевидно, что страна, которая импортирует 85 % сырьевых, энергетических ресурсов и около 30 % продуктов питания, может обеспечить воспроизводство капитала только за счет экспорта готовой продукции.
В создавшихся условиях конкурентоспособность продукции избранных секторов экономики на мировых рынках предполагалось обеспечить за счет ее высокого качества. Успешному осуществлению японской стратегии в производстве качественной наукоемкой продукции способствовали проводимая на основе эффективной патентно-лицензионной политики модернизация избранных отраслей экономики, поддержка со стороны правительства Японии научно-исследовательских работ, программ и прежде всего тех, которые направлены на достижение высокого качества, а также соответствующий, обеспечивающий национальным субъектам хозяйствования конкурентные преимущества, протекционистский режим.
Успешное осуществление японской экспортной стратегии стало возможным благодаря:
- ориентации на высокий уровень качества продукции в общенациональном масштабе;
- значительным инвестициям в НИОКР, новым технологиям, расходы на которые в течение 90-х гг. устойчиво занимают первое место в мире в расчете от ВНП и составляют около 120 млрд. дол. в год;
- быстрому и эффективному освоению закупленной за рубежом передовой технологии и налаживанию массового производства конкурентоспособной продукции;
- рациональной системе управления качеством продукции, а следовательно, — производством. [4, с.34]
Основной целью государственной политики в области обеспечения качества производимой продукции и выполняемых услуг является создание условий для разработки и производства качественной, удовлетворяющей требованиям потребителей и соответствующей требованиям стандартов, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции и услуг и повышение на этой основе экспортного потенциала республики. [7, с.187]
1.3 Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества
Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции и свойственного ей практического опыта. [14, с.65]
Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. [1, с.113]
Система качества, отношения производителя и потребителя к качеству и другие механизмы управления качеством прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого экономического кризиса.
Для предприятий существенно усложнилась реализация продукции: на внутреннем рынке - из-за ввоза импортной продукции и резкого снижения платежеспособного спроса, на внешнем рынке - вследствие не способности конкурировать продукции российских предприятий, отсутствия опыта и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества.
Серьезным препятствием на пути экспорта российской продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям. [6, с.87]
Утвержденные в 1987г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие MC ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. [7, с.119]
Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:
- определение приоритетных
- разработку проектов
- создание оптимальной
- создание оптимального состава
мероприятий и методов
- обеспечение единства
- формирование системы
- установление рациональной
- широкое внедрение методов
обработки информации с
Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:
- соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;
- создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции;
- доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;
- взаимосвязь и соответствие документов всех уровней. [9, с.118]
В динамичных условиях переходного периода в развивающейся экономике и отношений в обществе система стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции. [6, с.134]
В настоящее время проявляется стремление следовать таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение и внедрение информационных технологий.
Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:
- государственные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- стандарты научно-технических и инженерных объединений;
- технические условия;
- стандарты предприятий. [15, с.88]
К государственным стандартам приравниваются государственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Порядок и правила разработки и применения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. [5, с.194]
Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в России в соответствии с ее международными договорами. Как государственные стандарты используются также республиканские стандарты СССР до их замены или отмены. [5, с.204]
Государственные стандарты разрабатываются на организационно-методические и общетехнические объекты, а именно:
- организацию проведения работ по стандартизации, научно-техническую терминологию, классификацию и кодирование технико-экономической информации, техническую документацию, информационные технологии, организацию метрологических работ, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ;
- продукцию общемашиностроительного применения;
- составляющие элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (транспорт, связь, энергосистему и др.);
- продукцию межотраслевого назначения;
- продукцию для населения и народного хозяйства;
- методы испытаний. [5, с.183]
Государственные стандарты содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
- требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
- требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
- метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
- положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции. [17, с.68]
Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.
Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.
Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.
Информация о работе Теоретические аспекты управления качеством в системе маркетинга