Теоретические основы конкурентоспособности, понятия, оценка, анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Мировая практика продвижения потребительских товаров и услуг на рынок способствовала осознанию экономистами выгодности создания в умах покупателей определенного образа приобретаемого ими продукта. Было замечено, что наиболее удачливыми игроками на рынке являются не те компании, которые основой успеха считают качественные характеристики товара и отрицают или недооценивают положительное влияние маркетинговых приемов на рост спроса, но и не компании, делающие упор на непрерывное, массированное рекламное давление, считая, что известность продукта станет гарантией его качества в глазах потребителя.
Гораздо более уверенно ощущали себя компании, равномерно распределявшие свои силы сразу на нескольких направлениях: производстве товара, удовлетворяющего запросам покупателей; его позиционировании и рекламе, указывающей не только на осязаемые отличительные особенности товара, но и на престижность обладания им; проведении специальных акций, подогревающих интерес к производимому товару.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 4
1.1. Подходы к определению понятия «конкурентоспособность» 4
1.2. Оценка конкурентоспособности предприятия 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг1.doc

— 811.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Далее необходимо распределить приведенные показатели по группам, которые используются для расчета интегральных показателей КП и КД. Выделим следующие группы показателей:

1. Потребительский эффект (4 показателя);

2. Цена продукции (1 показатель);

3. Текущая эффективность деятельности, в том числе:

    3.1. Удовлетворенность контрагентов (4 показателя);

    3.2. Эффективность использования  ресурсов (4 показателя);

    3.3. Эффективность организации  потоков и процессов (3 показателя);

4. Адаптивность предприятия, в том числе:

    4.1. Возможность ухода  с рынка (1 показатель);

    4.2. Устойчивость и способность  реагировать на колебания среды (4 показателя).

Итоговое значение по каждой группе рассчитывается как средняя арифметическая величина, так как нами принято допущение о равной значимости всех частных показателей. Результаты расчетов представлены в табл. 8.

Таблица 8 – Результаты расчетов вспомогательных показателей конкурентоспособности

 

 

Х

Лидер

Относительные значения показателей

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

И

1. Потребительский эффект

0.750

0.800

0.433

0.638

0.710

0.600

0.525

0.825

0.675

0.625

Качество продукции. в баллах

0.800

0.900

0.630

0.600

0.900

0.500

0.800

0.600

0.400

0.900

Дизайн продукции. в баллах

0.900

0.600

0.300

0.650

0.500

0.700

0.400

1.000

0.900

0.600

Эргономичность продукции. в баллах

0.700

0.700

0.200

0.800

0.600

0.500

0.400

0.800

0.900

0.700

Надежность продукции. в баллах

0.600

1.000

0.600

0.500

0.840

0.700

0.500

0.900

0.500

0.300

2. Цена продукции. тыс.руб.

1.131

1.000

1.120

0.980

1.090

1.140

0.950

1.090

0.990

1.070

3. Текущая эффективность деятельности

0.670

0.951

0.496

0.659

0.743

0.659

0.575

0.910

0.569

0.603

3.1. Удовлетворенность контрагентов

0.558

0.950

0.350

0.683

0.698

0.638

0.538

0.905

0.435

0.738

Дивиденды. %

0.029

1.000

0.000

0.580

0.420

0.250

0.000

0.920

0.000

1.080

Кредитная история. в баллах

0.930

1.000

0.500

0.800

0.900

0.960

0.970

0.850

0.700

0.970

Количество постоянных поставщиков

0.500

1.000

0.200

0.500

0.700

0.600

0.540

0.900

0.300

0.200

Коэффициент постоянства кадров

0.772

0.800

0.700

0.850

0.770

0.740

0.640

0.950

0.740

0.700

3.2. Эффективность использования ресурсов

0.581

0.903

0.518

0.568

0.783

0.665

0.515

0.995

0.620

0.428

Рентабельность капитала. %

0.016

1.000

0.200

0.300

0.810

0.580

0.100

1.400

0.480

0.000

Коэффициент годности основных фондов

0.610

0.700

0.460

0.600

0.730

0.580

0.600

0.780

0.550

0.370

Коэффициент использования материалов

0.860

0.910

0.720

0.820

0.710

0.710

0.670

0.870

0.730

0.750

Годовая выработка рабочего. т. р.

0.839

1.000

0.690

0.550

0.880

0.790

0.690

0.930

0.720

0.590

3.3. Эффективность организации потоков  и процессов 

0.872

1.000

0.620

0.727

0.750

0.673

0.673

0.830

0.653

0.643

Коэффициент оборачиваемости запасов готовой продукции

1.014

1.000

0.570

0.700

0.710

0.640

0.710

0.870

0.630

0.700

Коэффициент оборачиваемости запасов материалов

0.857

1.000

0.860

0.680

0.760

0.810

0.530

0.930

0.770

0.450

Коэффициент оборачиваемости запасов НЗП

0.744

1.000

0.430

0.800

0.780

0.570

0.780

0.690

0.560

0.780

4. Адаптивность предприятия, в том  числе

0.821

0.525

0.720

0.424

0.684

0.714

0.665

0.648

0.606

0.613

4.1. Универсальность оборудования. в баллах

1.000

0.400

0.800

0.350

0.700

0.750

0.700

0.570

0.700

0.700

4.2.Устойчивость и способность  реагировать на колебания среды

0.642

0.650

0.640

0.498

0.668

0.678

0.630

0.725

0.513

0.525

Скорость фиксации изменений внешней среды. в баллах

0.665

0.700

0.300

0.640

0.490

0.390

0.600

0.600

0.440

0.600

Скорость реакции на изменения внешней среды. в баллах

0.694

0.500

0.860

0.650

0.800

0.850

0.900

0.600

0.560

0.800

Возможности реакции на благоприятные изменения. в баллах

0.570

0.900

0.700

0.330

0.650

0.680

0.520

0.800

0.580

0.500

Возможности реакции на неблагоприятные изменения. в баллах

0.640

0.500

0.700

0.370

0.730

0.790

0.500

0.900

0.470

0.200


 

Следующим шагом является расчет интегральных показателей конкурентоспособности продукции КП в соответствии с формулой:

                                                  ,                                                  

 где Эi – показатель потребительского эффекта; Vi – коэффициент весомости; Ц – цена продукции.

И конкурентоспособности деятельности КД в соответствии с формулой:

КД = ТЭ*VТЭ + А*VА ,

где ТЭ – показатель текущей эффективности деятельности; VТЭ – коэффициент весомости показателя текущей эффективности деятельности; А – показатель адаптивности предприятия; VА – коэффициент весомости показателя адаптивности.

И собственно конкурентоспособности предприятия К (в соответствии с формулой:

                                              К = КП*КД ,                                                    

где КП – интегральный показатель конкурентоспособности продукции; КД – интегральный показатель конкурентоспособности деятельности.

Результаты расчетов представлены в табл. 9.

 

Таблица 9 – Результаты расчетов интегральных показателей конкурентоспособности

Показатель

Х

Лидер

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

И

Потребительский эффект

0.750

0.800

0.433

0.638

0.710

0.600

0.525

0.825

0.675

0.625

Цена продукции

1.131

1.000

1.120

0.980

1.090

1.140

0.950

1.090

0.990

1.070

Конкурентоспособность продукции КП

0.663

0.800

0.386

0.651

0.651

0.526

0.553

0.757

0.682

0.584

Текущая эффективность деятельности

0.670

0.951

0.496

0.659

0.743

0.659

0.575

0.910

0.569

0.603

Адаптивность предприятия

0.821

0.525

0.720

0.424

0.684

0.714

0.665

0.648

0.606

0.613

Конкурентоспособность деятельности КД

0.746

0.738

0.608

0.541

0.714

0.686

0.620

0.779

0.588

0.608

Конкурентоспособность предприятия К

0.495

0.590

0.235

0.352

0.465

0.361

0.343

0.589

0.401

0.355


 

Проанализируем рассчитанные показатели конкурентоспособности продукции с использованием графической методики построения многоугольников конкурентоспособности продукции (рис. 1). Для этого показатель, характеризующий стоимостное конкурентное преимущество (цена продукции) необходимо модифицировать, так как чем цена выше, тем хуже с точки зрения конкурентоспособности продукции. Следовательно, необходимо использовать показатель, обратный рассчитанному (преобразование представлено в табл. 10). 

 

Таблица 10 – Расчет стоимостного показателя многоугольника конкурентоспособности

 

Показатель

Х

Лидер

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

И

Относительная цена продукции

1.131

1.000

1.120

0.980

1.090

1.140

0.950

1.090

0.990

1.070

Характеристика "цена" для многоугольника конкурентоспособности

0.884

1.000

0.893

1.020

0.917

0.877

1.053

0.917

1.010

0.935


 

 

Рисунок 1 – Многоугольники конкурентоспособности товаров

 

Следует отметить, что на рис. 3 представлен достаточно сложный для анализа материал, тем не менее очевиден ряд выводов:

- в отрасли достаточно равномерно  и полноценно развиты все конкурентные качества продукции (об этом можно судить по форме и размерам совокупности многоугольников;

- из десяти конкурентов только  один (Товар А) ни по одной позиции не превосходит исследуемое Товар Х;

- ни одно предприятие отрасли  не превосходит Товар Х по всем позициям одновременно;

- Товар Х не является ни лучшим, ни худшим в отрасли ни по одной из позиций.

Следовательно, может быть сделан вывод, что по конкурентоспособности продукции Товар Х занимает средние позиции в высококонкурентной отрасли.

Для более подробного анализа целесообразно провести попарное сравнение многоугольника Товара Х с многоугольниками конкурентов, а также обозначить на осях условно идеальный товар, соединив между собой максимальные по отрасли значения показателей (рис. 2).

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о напряженности конкуренции в отрасли и выделить основные направления совершенствования продукции предприятия Х. Очевидно, что наиболее существенный провал наблюдается по показателю надежности продукции – в данной области должны быть приложены максимальные усилия по совершенствованию товара. Также следует уделить внимание повышению эргономичности товара. Однако в случае специфичности рынка (это должно быть обосновано дополнительными исследованиями), возможна рекомендация по наращиванию основного конкурентного преимущества – дизайна продукции и захвата лидерских позиций по этому направлению. При отсутствии дополнительной маркетинговой информации в первую очередь следует руководствоваться соображениями ликвидации недостатков.

 

 

Рисунок 2 – Многоугольник конкурентоспособности условно идеального товара

 

Проанализируем соотношение проявленной и потенциальной конкурентоспособности для предприятий отрасли. Для этого сведем в табл. 13 данные по показателям проявленной конкурентоспособности (ПрК) и адаптивности (А). В данном случае характеристика адаптивности предприятия является носителем его потенциальной конкурентоспособности.

Очевидно, что все предприятия отрасли находятся в достаточно устойчивом состоянии, обладая запасом адаптивности. Два предприятия (лидер и Товар Б) могут быть отнесены к зоне напряженного внимания, так как характеризуются близкими значениями показателей проявленной конкурентоспособности и адаптивности. Все остальные предприятия, в том числе и исследуемое Товар Х, характеризуются существенным потенциалом и могут быть отнесены к зоне относительной устойчивости.

 

Таблица 11 – Соотношение проявленной и потенциальной конкурентоспособности

 

Показатель

Х

Лидер

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

И

ПрК

0.378

0.437

0.342

0.368

0.368

0.353

0.361

0.405

0.343

0.333

Адаптивность А

0.821

0.525

0.720

0.424

0.684

0.714

0.665

0.648

0.606

0.613

Абсолютное отклонение А от ПрК

0.443

0.088

0.378

0.056

0.316

0.360

0.304

0.243

0.263

0.279

Относительное отклонение А от ПрК, %

117.42%

20.23%

110.73%

15.15%

85.97%

102.00%

84.04%

59.88%

76.58%

83.75%


 

 

Если Товар Х устраивает текущее рыночное положение, то достаточно в штатном режиме вести свою деятельность, мониторинг окружающей рыночной среды и контролировать конкурентов. В случае необходимости усиления позиций предприятию Х следует максимальные усилия сосредоточить на текущей конкурентной борьбе и повышении своей проявленной конкурентоспособности, так как определенным запасом прочности по адаптивности оно уже обладает (максимальный показатель адаптивности по отрасли).

Однако, следует проявлять осторожность и осмотрительность, так как почти все представители рынка также в высокой степени адаптивны. На руку предприятию Х играет тот факт, что предприятие-лидер обладает относительно меньшими возможностями по приспособлению к меняющимся условиям среды. Следует внимательно изучить слабые места лидера, а затем пристально следить за динамикой конъюнктуры и, в случае соответствующих изменений, быстро реагировать, используя свое преимущество в адаптивности, с тем, чтобы потеснить лидера с занятых позиций.

На следующем этапе анализа конкурентоспособности ранжируем предприятия отрасли по значению показателя К, а также разделим их на группы по сбалансированности составляющих конкурентоспособности предприятия (КП и КД). Сведем результаты в табл. 12.

 

Таблица 12 – Оценка сбалансированности составляющих конкурентоспособности

 

Ранг

Предприятие

К

КП

КД

Отклонение КП от КД

Сбалансированность КП и КД

абсолютное

относительное, %

1

Лидер

0.590

0.800

0.738

0.062

8%

2

Товар Х

0.589

0.757

0.779

-0.022

-3%

КП < КД

3

Товар Е

0.495

0.663

0.746

-0.082

-11%

КП < КД

4

Товар В

0.465

0.651

0.714

-0.062

-9%

КП < КД

5

Товар Ж

0.401

0.682

0.588

0.094

16%

КП > КД

6

Товар Б

0.361

0.526

0.686

-0.160

-23%

КП < КД

7

Товар Г

0.355

0.584

0.608

-0.024

-4%

КП < КД

8

Товар И

0.352

0.651

0.541

0.109

20%

КП > КД

9

Товар Д

0.343

0.553

0.620

-0.068

-11%

КП < КД

10

Товар А

0.235

0.386

0.608

-0.222

-36%

КП < КД

Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности, понятия, оценка, анализ