Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа
Целью моей работы является анализ теории потребительского выбора, исследование сущности и основных особенностей потребительских предпочтений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить две основные теории полезности, функцию полезности и ее виды. Рассмотреть взвешенную предельную полезность и принципы оптимального выбора.
2.Определить особенности потребительского спроса и исследовать аксиомы рационального выбора.
3.Рассмотреть кривые безразличия, их свойства, основные типы. Бюджетное ограничение.
4. Исследовать взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
5.Проанализировать реакцию потребителя на изменение дохода и цены товара
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие теории потребительского выбора и ее особенности…….....5
1.1.Полезность блага. Закон убывающей предельной полезности……………7
1.2.Особенности потребительского спроса…………………………….………10
Глава 2. Мир потребительского выбора………………………………………..12
2.1.Кривая безразличия и бюджетное ограничение………………………...…13
2.2.Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ…………………….…17
2.3. Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара…………...….19
Эффект дохода и эффект замещения…………………………………..……….20
Заключение…………………………………………………………………………………………….…………22
Приложение ………………………………………………………………………………………..……….….24
Список используемых источников………………………………………….…25
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
на тему «Теория потребительского выбора»
Выполнила: К.В.Самгородецкая, студент 1-го курса очной формы обучения
экономического факультета, группа 1421
Подпись _____________________
Научный руководитель: С.М. Каранец,
доцент кафедры экономики таможенного дела,
кандидат экономических наук, доцент
Подпись _____________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие теории потребительского выбора и ее особенности…….....5
1.1.Полезность блага. Закон убывающей предельной полезности……………7
1.2.Особенности
Глава 2. Мир потребительского выбора………………………………………..12
2.1.Кривая безразличия и бюджетное ограничение………………………...…13
2.2.Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ…………………….…17
2.3. Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара…………...….19
Эффект дохода и эффект замещения…………………………………..……….20
Заключение……………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Список используемых источников………………………………………….…25
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена
тому, как формируется
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить две основные теории полезности, функцию полезности и ее виды. Рассмотреть взвешенную предельную полезность и принципы оптимального выбора.
2.Определить особенности потребительского спроса и исследовать аксиомы рационального выбора.
3.Рассмотреть кривые безразличия, их свойства, основные типы. Бюджетное ограничение.
4. Исследовать взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
5.Проанализировать реакцию потребителя на изменение дохода и цены товара.
Объектом исследования является теория потребительского выбора. Предметом - потребительский выбор.
Курсовая работа включает в себя 2 главы: Понятие теории потребительского выбора и ее особенности; Мир потребительского выбора.
Глава 1. Понятие теории потребительского выбора и ее особенности
1.1.Полезность
блага. Закон убывающей
Полезность блага представляет собой удовлетворение, полученное от потребляемого блага. Общая полезность1 определяется как сумма полезностей отдельных частей или единиц потребляемого блага. Тогда предельная полезность2 – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу. Чем большее количество товара приобретают потребители, тем меньше их желание и стремление к покупке его дополнительных единиц. Дело в том, что предельная полезность каждой предшествовавшей единицы, как мы уже знаем, больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше. Наглядно это можно продемонстрировать в виде таблицы с графиками. Предположим, что при цене пиццы более 40 центов потребитель вовсе откажется от покупки, а при равной 40 центам купит одну пиццу. Значит, мы можем считать, что 40 центов есть денежное выражение полезности первой пиццы для нашего потребителя. Следующая пицца получит меньшую денежную оценку своей полезности, скажем, 30 центов, третья — 25 центов, четвертая— 15 центов, пятая — 3 цента3. Рассмотренный выше пример можно проиллюстрировать графически. В этом случае кривая спроса будет иметь не плавный, а ступенчатый характер, так как потребление нашего товара (пиццы) дискретно (см. рис. 1.1.).
Рис.1.1. Кривая общей полезности(а) и кривая предельной полезности (б)
(Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд. С.120)
Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества4:
где MU — предельная полезность (marginal utility);
TU - общая полезность (total utility).
Основные виды функций полезности5.
1.Функция полезности для совершенных товаров - заменителей:
данная функция полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимозаменяемым товарам, то есть ситуации, когда уменьшение потребление, какого- либо вида товара может быть компенсировано потреблением дополнительных единиц любого другого товара.
2. Функция полезности с полным дополнением благ (функция полезности Леонтьева):
данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимодополняемым товарам, когда потребителю важно приобретать товары в определенной пропорции.
3. Неоклассическая функция полезности (функция полезности Кобба-Дугласа):
описывает предпочтения потребителя, обладающие свойством выпуклости, т. е. ситуацию, когда потребителю важно включать в набор какое-то количество единиц каждого товара. При этом уменьшение потребления какого-либо товара может быть скомпенсировано за счет увеличения потребления других товаров.
Главной задачей теории потребительского поведения, в книге «Основы Микроэкономики», Николаев Илья Петрович выделяет необходимость исследование проблемы реализации покупателями своих доходов и получения ими при этом наибольшей пользы для себя. Теория потребительского поведения определяет условия и степень влияния на выбор покупательских предпочтений товарных цен, величины доходов, а также способы максимизации покупателями выигрыша от приобретения определенных товаров и услуг. Теория потребительского поведения позволяет понять варианты и причины поведения потребителя в разных ситуациях, что важно и для отдельного производителя, и для разработки основ социальной политики. Таким образом, современная теория потребительского спроса объясняет мотивацию потребительского поведения покупателей. Она дает возможность осуществить расчет реальных данных для выбора с целью получения максимального эффекта при покупках или принятии каких-либо иных практических решений.
В учебнике «Микроэкономика» под редакцией Тарасевич Леонида Степановича, автор делает вывод о том, что теория потребительского выбора основана на предположении, что покупатели стремятся максимально удовлетворить свои потребности при ограниченном бюджете, также при анализе потребительского выбора следует учитывать потребительские предпочтения, описываемые кривыми безразличия и бюджетным ограничением. Автор считает, что анализ потребительского поведения на основе этих кривых поможет правильно определить направления производства.
Роберт Франк в книге «Микроэкономика и поведение» отмечает, «теория рационального выбора начинается с допущения, что потребители имеют определенные предпочтения. Выполнение этой задачи реализуется в 2 этапа: 1 этап - описание различных комбинаций товаров, которые потребитель способен купить. 2 этап - производится непосредственно выбор из двух комбинаций, который может позволить купить потребитель. Эти комбинации зависят и от уровня дохода, и от уровня цены на конкретный набор продуктов. Такой выбор требует определенных методов описания предпочтений потребителя, в частности, методов суммирования того диапазона, который охватывает все возможные комбинации, запрашиваемые потребителем»6.
Гальперин Вадим Максович в книге «Микроэкономика» указывает на то, что теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшим принципом потребительского поведения и спроса индивидуума является учет его личных вкусов и предпочтений, что предполагает построение и использование шкал полезности различных благ, потребляемых индивидуумом. Свой план потребления индивидуум формирует, ориентируясь также на свою покупательную способность, а следовательно, на свой доход и уровни рыночных цен. Здесь важно подчеркнуть, что теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров7.
Рудольф Хаметович Нуреев отмечает связь с полезностью и потреблением так: «… чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену»8.
Потребитель должен каким-то образом сравнивать и сопоставлять полезности различных благ и услуг. Известны две основные теории к решению поставленной проблемы- количественная и порядковая. И несмотря на то, что в данный момент используется порядковая теория, необходимо начать с количественной.
Кардиналистская (количественная) теория – полезность которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах – ютилах (от англ. Utility-полезность). Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга Уильям Джевонс , Карл Менгери Леон Вальрас в последней трети XIX века9.
Исходя из данной теории, стоимость блага определяется не затратами труда, а важностью потребности, которая удовлетворяется этим благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем. Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Кардиналисты, как было сказано ранее, ввели в науку единицу полезности – ютиль, которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение – взвешенную предельную полезность10.
Кардиналистская (количественная) теория полезности в качестве характеристики включает в себя как общую полезность, так и предельную, в качестве дополнительного увеличения потребностей и желаемого уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага. Кардиналистская концепция основана на трех гипотезах11.
1 гипотеза.
Потребитель может выразить меру своего желания приобрести некоторое количество благ посредством количественной оценки его полезности
2 гипотеза.
Предельная полезность блага убывает, то есть полезность каждой последующей единицы блага меньше предыдущей.
3 гипотеза.
Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от всех приобретенных благ.
Таким образом, мы видим, что чем больше потребление некоторого товара, тем меньше прирост полезности. Данный принцип получил название закон убывающей предельной полезности. Впервые был сформулирован в 1854 году Германом Генрихом Госсеном. Данный закон гласит, что конкретная потребность удовлетворяется одна за другой со снижающейся полезностью. Этот закон наглядно отображает, почему кривая спроса оказывается нисходящей на определенный продукт. Убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, чтобы побудить покупателя покупать больше, чем обычно. Но чем большим количеством благ мы обладаем, тем меньшую ценность представляет для нас каждая последующая единица блага12. (см. Рис.1.2. Совокупная полезность и предельная полезность).
Рис. 1.2. Совокупная полезность и Предельная полезность
(Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учеб. для вузов.- 1-е изд. С.72)