Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ теории потребительского выбора, исследование сущности и основных особенностей потребительских предпочтений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить две основные теории полезности, функцию полезности и ее виды. Рассмотреть взвешенную предельную полезность и принципы оптимального выбора.
2.Определить особенности потребительского спроса и исследовать аксиомы рационального выбора.
3.Рассмотреть кривые безразличия, их свойства, основные типы. Бюджетное ограничение.
4. Исследовать взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
5.Проанализировать реакцию потребителя на изменение дохода и цены товара

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие теории потребительского выбора и ее особенности…….....5
1.1.Полезность блага. Закон убывающей предельной полезности……………7
1.2.Особенности потребительского спроса…………………………….………10
Глава 2. Мир потребительского выбора………………………………………..12
2.1.Кривая безразличия и бюджетное ограничение………………………...…13
2.2.Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ…………………….…17
2.3. Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара…………...….19
Эффект дохода и эффект замещения…………………………………..……….20
Заключение…………………………………………………………………………………………….…………22
Приложение ………………………………………………………………………………………..……….….24
Список используемых источников………………………………………….…25

Вложенные файлы: 1 файл

теория потребительльского выбора.docx

— 344.75 Кб (Скачать файл)

          Парадокс воды и бриллиантов.

Необходимо еще раз  отметить тот факт, что в основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности,  играющая  важную  роль  в  экономической  науке.  Еще  «отец экономики»,  Адам  Смит, отметил существование такого явления, когда полезностью блага нельзя определить его ценность. Он сформулировал проблему, которая была названа «парадоксом воды  и бриллиантов»:  почему  вода,  без которой невозможна  жизнь,  стоит дешево,  а бриллианты, являющиеся далеко не самым необходимым в жизни  благом,  стоят очень дорого?  Этот вопрос  нашел  свое  разрешение  лишь  с  появлением  теории  предельной  полезности. Теперь, зная закон убывающей предельной полезности,  мы можем разрешить парадокс воды и бриллиантов. При высокой общей полезности воды ее предельная полезность (а значит, и цена) является низкой, так как запасы воды, доступные каждому человеку в обычных условиях являются  неограниченными.  Общая полезность алмазов,  конечно,  намного ниже  общей полезности воды, но их предельная полезность очень высока, так как добыча и обработка алмазов требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого. Если бы человечеству предложили ввода или бриллианты, то, конечно, была бы выбрана вода. А что бы выбрал каждый из нас? Разумеется, бриллианты. Равновесная цена воды устанавливается на относительно низком уровне (рис. 1.3).  Цена же бриллиантов наоборот, высока (рис.1.4)  Безусловно, имеется в виду ординарная ситуация. Несомненно, что путешественник, умирающий в пустыне от жажды, не обменяет глотка воды на бриллиант. Для него предельная полезность этого глотка воды исключительно высока. Общая полезность потребляемого количества воды больше, чем общая полезность потребляемого количества бриллиантов. Но предельная полезность бриллиантов выше предельной полезности воды. Поэтому равновесная цена бриллиантов выше равновесной цены воды.

                                                               

Рис. 1.3. Равновесная цена воды           Рис.1.4. Равновесная цена бриллиантов

        (Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд. С.122)

 

Рассмотрев парадокс с  водой и алмазами можно сделать  вывод, что основополагающим положением  в количественной теории служит постулат об убывающей предельной полезности. И если опираться на данный постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя: это ситуация, когда потребитель имеет ограниченный бюджет и не может увеличить общую полезность, таким образом, потребителю приходится расходовать меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого. Как уже отмечалось, каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель, скорее всего, будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. Действительно, если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его.

Предположим, что потребитель  удовлетворяет всего 3 потребности —А, В,С. Допустим, что предельная полезность13:

MU блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.;

MU блага В — 80, а его цена (P) — 4 долл.;

MU блага С — 45, а его цена (P) — 3 долл.

 

Таблица 1.2.

Предельная полезность и  цена блага

Блага

Предельная полезность

Цена 

Взвешенная предельная полезность

 

(MU)

(Р) 

(MU/P)

А

100

10

10

В

80

4

20

С

45

3

15


(Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд. С.123)

Если мы разделим предельную полезность на цену, то увидим, что взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих продуктов  не равны. (см. табл.1.2)  Исходя из этого, мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А — меньше. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя наш доход, таким образом, мы постараемся достичь равенства предельной полезности. (см.табл.1.3.)

Таблица 1.3.

Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)

Благо

MU

P

MU/P

А      

150

10

15

B

60

4

15

C

45

3

15


(Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд. С.124)

Теперь необходимо отметить основополагающую на сегодняшний день теорию -  ординалистскую (порядковую) теорию. Это полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренного по порядковой шкале.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Фрэнсис Эджуорт, итало-швейцарский социолог и экономист Вильфредо Парето, американский экономист и статистик Ирвинг Фишер14.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель  измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости  поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах15.

1. Аксиома полной (совершенной)  упорядоченности предпочтений потребителя.  Потребитель, совершающий покупку,  всегда может или назвать, какой  из двух наборов благ лучше  другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б  или А ≻ Б, или Б ≻ А, или А ~ Б, где знак «≻ » выражает отношение предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности  предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного  решения и его осуществления  потребитель должен последовательно  переносить предпочтения с одних  благ и их наборов на другие. Так, если А ≻ Б, а Б ≻ В, то всегда А ≻ В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б – большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

3. Аксиома о ненасыщаемости  потребностей гласит, что потребители  всегда предпочитают большее  количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят  антиблага, обладающие отрицательной  полезностью, поскольку понижают  уровень благосостояния данного  потребителя. Так, загрязнение  воздуха, шум снижают уровень  полезности потребителей.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная  полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

1.2.Особенности  потребительского спроса.

Теория потребительского спроса является частью экономической  теории, которая разрабатывает теории поведения потребителя, если изменяются такие переменные, как доход, цена блага. Последнее обстоятельство требует классификации видов покупательского спроса, с помощью которой можно исследовать общие тенденции развития спроса, изучать его и прогнозировать, определить конкретные меры по его удовлетворению. Изучение потребительского спроса позволяет предприятиям прогнозировать ряд действий, направленных на изменение своей деятельности с целью достижения наибольшего удовлетворения потребностей потребителей их продукцией. Так в «Курсе Микроэкономики» Рустем Махмутович Нуреева приводит разделение американским экономистом Харви Лейбенстайном потребительского спроса на две большие группы: функциональный и нефункциональный (рис.1.3.) 

 

Рис.1.3. Две группы потребительского спроса по Х. Лейбенстайну

(Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд. С.125)

Функциональным спросом16 является спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу. Данный спрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя, качеств, которые повышают полезность потребителя. Также, существует еще одна группа благ,

спрос на которые также изменяется определенным образом. Это так называемые низкокачественные товары или товары Гиффена. (рис. 1.4)

 

                               

                               Рис. 1.4. Вид кривой для товаров Гиффена

( Булатов А.С. Экономика: Учеб. для вузов.- 4-е изд. С.173)

На рисунке 1.4. кривая D характеризует спрос на нормальный товар: при повышении цены товара с Р1 до Р2 количество приобретаемого блага снижается с Q1 до Q2. Кривая D* характеризует спрос на низкокачественные товары: при повышении цены до Р2 потребление блага возрастает до величины Q*2. При понижении цены будет наблюдаться обратная ситуация: потребление нормального блага увеличиться, а низкокачественного уменьшится.

Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются:

- предпочтения и вкусы

-денежный доход 

-цены других продуктов

Можно предположить, что  типичный потребитель является раузмным человеком и действует в соответствии с достаточно четко определенными  предпочтениями; потребители ведут  себя рационально и хотя бы примерно представляют себе, какое именно удовлетворение они получат от последующей единицы  доступных им продуктов. Но потребители не могут купить все продукты, которые хотели бы. Следовательно, необходимо подбирать такую комбинацию, которая максимизировала бы удовлетворение потребителя.

В нефункциональном спросе могут быть выделены полезный, спекулятивный  и нерациональный факторы. Первый связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого

уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное  потребление17. Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типичных

случая взаимных влияний18.

1. Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect)19.

Потребитель, стремясь не отставать  от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость  прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

2. Эффект сноба (snob effect)20. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.

Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

3. Эффект Веблена (Veblen effect)21. Именем Торстейна Бунде Веблена Харви Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса", когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем,

что товар имеет более  высокую цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

Наряду с социальными  эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп,

Информация о работе Теория потребительского выбора