Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ теории потребительского выбора, исследование сущности и основных особенностей потребительских предпочтений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить две основные теории полезности, функцию полезности и ее виды. Рассмотреть взвешенную предельную полезность и принципы оптимального выбора.
2.Определить особенности потребительского спроса и исследовать аксиомы рационального выбора.
3.Рассмотреть кривые безразличия, их свойства, основные типы. Бюджетное ограничение.
4. Исследовать взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
5.Проанализировать реакцию потребителя на изменение дохода и цены товара

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие теории потребительского выбора и ее особенности…….....5
1.1.Полезность блага. Закон убывающей предельной полезности……………7
1.2.Особенности потребительского спроса…………………………….………10
Глава 2. Мир потребительского выбора………………………………………..12
2.1.Кривая безразличия и бюджетное ограничение………………………...…13
2.2.Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ…………………….…17
2.3. Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара…………...….19
Эффект дохода и эффект замещения…………………………………..……….20
Заключение…………………………………………………………………………………………….…………22
Приложение ………………………………………………………………………………………..……….….24
Список используемых источников………………………………………….…25

Вложенные файлы: 1 файл

теория потребительльского выбора.docx

— 344.75 Кб (Скачать файл)

Кривая «доход- потребление» для некачественных благ имеет отрицательный наклон (рис. 2.6). Кривая «доход-потребление» для нейтральных благ имеет вертикальный наклон (рис. 2.7).

Нейтральные, или  независимые, блага37 – это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя, блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. Иначе говоря, это блага первой необходимости. Повышение цены на данное благо при прочих равных условиях приведет к повороту бюджетной линии до новой точки пересечения с осью, более близкой к началу координат.

Теперь перейдем к цене. На рис. 2.8. видно последовательное понижение цены на благо X. Мы можем увидеть, что по мере падения цены на X потребитель перемещается в новую точку равновесия на графике. Дальнейшее понижение цены приводит к передвижению потребителя до точки Е3 и затем до точки Е4 в ответ на это понижение. Соединяя эти точки, мы получаем кривую «цена- потребление».

 

                       Рис. 2.8. Кривая «цена- потребление»

(Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд. С.134)

Реакцию потребителя  на снижение цены товара при неизменности цен других товаров можно объяснить  с помощью эффекта дохода и  эффекта замещения. Разумно предположить, что если цена одного товара повышается, потребитель будет использовать товар, комплиментарный данному. То есть, будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары относительно подешевевшим. Значит, под эффектом замещения38 понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

В эффекте  замещения, появление  более дешевых аналогичных товаров, как по качеству, так и по предназначению, приводят к замещению более дорогих.  То есть происходит прирост величины спроса на определенный товар, который  вызван его удешевлением и непосредственно  замещением на более дешевый товар.           

Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу.

                           

(Джейли Дж.А., Рени Ф.Дж. Микроэкономика. 2-е изд. С. 76)

 Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода39.

     Эффект дохода и эффект замещения по Евгению Слуцкому.

                                     

         (Джейли Дж.А., Рени Ф.Дж. Микроэкономика. 2-е изд. С. 76)

Первоначальная бюджетная  линия (1) обеспечивает максимальный уровень  полезности U1 в точке А . При снижении цены товара Х новая бюджетная  линия (3) позволит переместить рациональный потребительский выбор в точку  С на кривой безразличия U3. Фиктивная  бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой  соответствует новому соотношению  цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует  доход, необходимый для обеспечения  прежнего благосостояния при новых  ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно  достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку  В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С  – показывает эффект роста реального  дохода40.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных  условиях потребительский выбор  играет основополагающую роль в рыночной конъюнктуре, а теория потребительского выбора лежит в основе современных рыночных отношений.

В главе первой мы рассмотрели понятия теории потребительского выбора, а также ее особенности. На основе этого можно сделать следующие выводы.

1.Потребительский выбор - решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага. Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках. Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара. Различают полезность общую и предельную. Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара. Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.

2.Особенностью потребительского  спроса является функциональный спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу. Данный спрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя.

3. Рассмотрели кривую безразличия и бюджетное ограничение.  Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую. Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

4. Исследовали взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.

5. Проанализировали реакцию потребителя на изменение дохода и цены товара. Изменение дохода вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую "доход-потребление", которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Кривая "доход-потребление" для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон, поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление. Кривая "доход-потребление" для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон. Кривая "доход-потребление" для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 2.5. Кривая «доход-потребление» качественного товара

 

Рис. 2.6. Кривая «доход-потребление» некачественного товара

 

 

Рис. 2.7. Кривая «доход-потребление» на нейтральные товары

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Экономика: учеб./ Под ред. А.С. Булатова. – М. : БЕК,2010. – 831 с.
  2. Франк Р. «Микроэкономика и поведение»: Учебное пособие / Под. общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2000. – С. 65
  3. Фишер С., Дорнбуш Д., Шмалензи Р. Экономика. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 864 с.
  4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учеб. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. – 308 с.
  5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд.– М.: НОРМА, 2001. – 557 с.
  6. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учеб.,-3-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. – 371 с.
  7. Макаркин Н.П., Гуськова Н.Д., Ляманова Е.А. Микроэкономика: Учеб.для вузов. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. – 413 с.
  8. Драганов В. «36 ТРЕНД:Российский потребитель уже готов экономить. Но не на всем»// Smart Money. – 2009. – №48. – с.38-40.
  9. Пирс А. «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя»// Современная экономическая мысль. – 1981. – 7 нояб. – с.24.
  10. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. «Поведение потребителей»//  The Economist.— 1999. - №61. – с.55-58.
  11. Романюк С. «Бренды, как психоактивные вещества для современного потребителя»// The Economist. – 2006. – №34. – с. 15-16.
  12. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. – М.: РИО РТА, 2010. – 100 с.

 

1Франк Р. Микроэкономика и поведение: Учебное пособие / Под. общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2000. – С. 56.

2Там же. – С.56.

3Там же. – С.57.

4 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изд. – М.: Норма, 2009.- С. 120.

5 Франк Р. Указ.соч. – С. 59.

6 Франк Р. Указ.соч. – С. 60.

7 Гальперин В.М. Микроэкономика: Учебное пособие / СПБ: Экономическая школа, 1999. – С. 101

8 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 122.

9 Там же. – С. 103

10 Салов А.И. Микроэкономика: Учебник для вузов.- 1-е изд., изд. – М.: Норма, 2006.- С. 114

11 Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник. -4-е изд. – М: Юрайт - Издат, 2006. –С.55

12 Тарасевич Л.С. Указ.соч. –С.56

13 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 123.

14 Г.C. Beчкaнoв. Микроэкономика: Учебное пособие / СПБ: Экономическая школа, 2007. – С. 145

 

15 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 128

16Лейбенстайн Х. Распределительная эффективность и X-эффективность// The American Economic Review, 1966, С.392

17 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 128

18 Лейбенстайн Х. Указ.соч. - С.392

19 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 127

20 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 128

21 Там же. – С.128

22 Там же. – С.129

23 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 129

24 Там же. – С.129.

25 Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник. -4-е изд. – М: Юрайт - Издат, 2006. –С.61

26 Там же. –С.63

27 Там же. –С.65

28 Нуреев Р.М. Указ. соч.- С. 125.

29 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 127.

30 Булатов А.С. Экономика: Учебник для вузов.- 4-е изд., изд. – М.: Норма, 2007.- С. 167

31 Франк Р. Указ.соч. – С. 73

32 Франк Р. Указ.соч. – С. 61

33 Там же. – С. 62

34 Нуреев Р.М. Указ соч.- С. 136

35 Там же.- С. 136

36 Булатов А.С. Указ.соч.- С. 165

37 Франк Р. Указ.соч. – С. 65

38 Нуреев Р.М. Указ.соч.- С. 135

39 Джейли Дж.А., Рени Ф.Дж. Микроэкономика. Продвинутый уровень  -2-е изд. – М: Юрайт - Издат, 2009. –С.76

40 Там же. – с.77.

 


Информация о работе Теория потребительского выбора