Типы рынков, условия функционирования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Рынок - это экономический механизм, с помощью которого происходит согласование и реализация экономических интересов между производителями и потребителями в процессе обмена через механизм рыночных отношений .
Рынок - результат естественного развития процесса обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант № 10.docx

— 118.88 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО  «Кубанский государственный технологический  университет»

(«КубГТУ»)

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

 

Кафедра маркетинга и управления предприятием

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине  «МАРКЕТИНГ»

 

вариант № 10

 

Выполнил студент группы                 12-ЗЭБ-МН1  Казакова Т.С.

                                                                              

 

 

 

Руководитель  работы,

доцент                _______________________     В.М. Михайлова

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

2013

 

10 вопрос. Типы рынков, условия функционирования рынка

 

   Рынок - это экономический механизм, с помощью которого происходит согласование и реализация экономических интересов между производителями и потребителями в процессе обмена через механизм рыночных отношений  .

   Рынок - результат естественного развития процесса обмена.

В экономической  науке принято выделять разновидности  рынков по нескольким основаниям. Все  эти классификации крайне важны  с практической точки зрения. Они  позволяют специалисту по маркетингу совершать правильный выбор, выбирать те действия, которые приемлемы для  данного рынка в силу его особенностей.

    Рынок товаров, в свою очередь, принято делить на рынок потребителей и рынок производителей. Эти два типа рынков имеют существенные различия, которые специалист должен знать и учитывать в своей деятельности.

   Они различаются: 

  • по объемам закупок (рядовые потребители покупают небольшое количество товара, способное удовлетворить их потребности, тогда как производители стремятся продать или приобрести сразу большое количество товара); >
  • по мотивам покупок (рядовые потребители покупают товары обычно не в экономических целях, тогда как для производителя продажи и покупки связаны в первую очередь с извлечением прибыли);
  • по числу покупателей, поскольку производителей в подавляющем большинстве случаев гораздо меньше, чем потребителей.

   Рынки принято делить по степени развития конкуренции на четыре разновидности: 1.) рынки с совершенной конкуренцией, 2) рынки с несовершенной (монополистической) конкуренцией, 3) олигополии и 4) монополии.

   В основе этого деления ложи несколько групп признаков: а) количество участников рынка, б) наличие и особенности контроля над ценами, в) наличие товарной дифференциации - различий между продуктамиг) легкость вхождения в рынок или выхода из него.

   В зависимости от того, как соотносятся спрос и  предложение, рынки делят на две разновидности:

а) для рынка  потребителя характерно то, что предложение  превышает спрос. В силу этого  на таком рынке покупатель представляет собой силу: он имеет возможность  выбирать из разных товаров тот, который  в наибольшей степени соответствует  его потребностям, и тем самым  отказывается от других товаров. На таком  рынке производитель заинтересован  в том, чтобы потребитель покупал  именно его товар.

б) на рынке  производителя наблюдается обратное соотношение: спрос превышает предложение. По этой причине потребитель будет  покупать товары независимо от того, устраивают ли его в полной мере цена, качество и другие свойства этого товара. Для производителя это более  выгодно, он не должен стремиться к  тому, чтобы его товар был конкурентоспособным, обладал какими-то преимуществами по отношению к другим таким же товарам. Потребители все равно будут покупать товар.

   По масштабам деятельности рынки подразделяются на региональные, внутренние (национальные), внешние (международные). Международные рынки, в свою очередь, на основании политико-экономических признаков нередко делят на рынок развитых стран и рынки развивающихся стран.

   В зависимости от того, кто является потребителем, рынки делят на потребительские и рынки предприятии. Для потребительского рынка характерно то, I что на нем действуют отдельные лица или домашние хозяйства, которые закупают товары для личного использования. При этом важно, что товары приобретаются не для коммерческого использования. Такие рынки характеризуются высокой гибкостью спроса и большим количеством партнеров.

   Рынок предприятий - это рынок, на котором приобретаются товары для коммерческого использования. Для таких рынков характерна меньшая гибкость спроса, высокая компетентность покупателей при выборе товаров, относительно небольшое количество участников.

   На основании того, какие товары приобретаются на рынке предприятий и зачем это делается, выделяют:

а) рынок  товаров промышленного назначения, к которым относят сырье, материалы, комплектующие, оборудование - все, что  используется в производстве других товаров;

б) рынок  промежуточных продавцов, которые  покупают товары для перепродажи  с целью извлечения прибыли;

в) рынок  правительственных учреждений как уровня страны, так и местного уровня, которые приобретают товары для того, чтобы осуществлять свои властные функции.

   Различают также открытые и закрытые рынки. Открытые рынки - это рынки в обычном смысле слова, на которых действует неограниченное число покупателей и продавцов, не связанных друг с другом никакими некоммерческими отношениями.

   В силу того что на таких рынках имеется большое количество конкурирующих организаций, для них нехарактерны длительные договоры. У участников рынков этого типа имеется множество возможностей найти более выгодных и удобных партнеров.

   Закрытые рынки - это рынки, участники которых связаны некоммерческими отношениями. К последним можно отнести отношения, которые регулируются разного рода соглашениями о специализации и кооперировании, договорами (валютно-кредитными, военными, политическими), а также отношения юридической зависимости.

   Закрытые рынки обычно складываются между государственными учреждениями и предприятиями, а также между филиалами одного предприятия или в рамках объединений предприятий.

   Нередко владельцы специально создают самостоятельные организации, одни из которых занимаются производством, другие - продажей товара, третьи - снабжением производства всеми необходимыми материалами и комплектующими.

   Для возникновения рынка необходимо наличие как минимум двух человек, называемых субъектами рынка. Кроме того, рынок возникнет только тогда, когда один человек будет продавать, а другой покупать товары, т. е. между людьми возникнут отношения купли-продажи. Таким образом, рынок как экономическая категория представляет собой систему отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров.

   Для нормального функционирования рынка необходим ряд условий. Прежде всего, это равноправность на рынке всех форм собственности, означающая одинаковые возможности для участия в процессах купли-продажи частных, коллективных и государственных предприятий без ущемления чьих-либо прав. Экономическая свобода производителей означает, что все субъекты рынка (и физические, и юридические лица) самостоятельно решают что, когда, как, для кого производить, где реализовывать продукцию. В современных условиях нормальное развитие рынка невозможно без наличия и свободного доступа к информации. Особо важным сегодня является обеспечение антимонопольного законодательства и поощрение конкуренции, которая позволит уменьшить влияние отдельных крупных фирм на цены.

 

   Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к выявлению закономерностей определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.

   Закон спроса

   Спрос формируют потребители, которые определяют структуру и объем покупаемых товаров по некоторой цене в течение определенного времени. Из этого видно, что сам спрос складывается под воздействием множества факторов.

   Одним из свойств спроса является тесная взаимосвязь между ценой и объемом спроса. При повышении цены спрос, как правило, снижается и, наоборот, при снижении цены спрос увеличивается при прочих равных условиях. Эта взаимосвязь определяется как проявление закона спроса. Этот закон порождается следующими причинами и условиями:

1. Для потребителей  цена представляет собой некоторый  барьер за рамками которого он не сможет купить запланированный объем товаров. Низкая цена стимулирует покупки, высокая - сдерживает.

2. Существует  эферект дохода и реального его использования, когда высокая цена на один товар может быть компенсирована покупкой другого товара, способного заменить первый товар, но по более низкой цене. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

   Кроме цены существуют другие факторы, которые влияют на величину спроса. К ним относятся:

а) изменение  вкусов покупателей;

б) изменения  числа покупателей;

в) изменение  дохода;

г) изменение  цен на сопряженные товары. Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки  сокращает спрос на поездки автобусным транспортом на дальних трассах.

   Закон спроса имеет практическое значение для продавцов и покупателей, если его действие имеет количественную определенность, поскольку это влияет на обмен производства и величину возможных расходов потребителей.

   Закон спроса имеет свое зеркальное отражение в законе предложения.

   Закон предложения

   Известно, что существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. Повышение цен стимулирует производителя в увеличении объема предлагаемого к продаже товара. Эта специфическая связь между величиной цены и объемом производства называется законом предложения. Интерес производителя к увеличению объема производства товаров по более высокой цене объясняется просто: каждая единица товара содержит определенную величину дохода от реализации этого товара.      Поэтому, чем больше будет продано, тем большая величина дохода поступит в распоряжение производителя.

   Предложение в больших объемах обуславливается следующими факторами:

1. Изменение  цен на ресурсы, участвующие  в производстве товаров.

2. Изменение  технологии в результате чего резко повышается эффективность производства.

3. Изменение  налогов и дотаций.

4. Изменение  ожиданий, когда перспектива снижения  цен в будущем заставляет производителя  в данное время увеличивать  производство.

5. Изменение  числа поставщиков, что чаще  всего происходит при освоении  новой продукции пользующейся  повышенным спросом у населения.

   Увеличение объема предложения может происходить и по другим причинам - состояние экономики, рост рабочих мест, состояние кредитно-финансовой системы в стране и т.п.

   Эластичность спроса и предложения

   Степень чувствительности или реагирования потребителей или производителей на изменение цен товаров и услуг обозначаются понятием эластичность спроса и предложения.

Если потребители  реагируют на изменение цен, спрос  является эластичным. Если потребители  относятся равнодушно к изменениям цен, спрос считается неэластичным. Существуют формулы, согласно которым  определяется степень, количественная оценка реагирования покупателей на изменение цен. Эта формула имеет следующий вид:

   Если Кэс больше единицы, спрос считается эластичным, если же этот показатель меньше единицы, спрос неэластичен. Единичная эластичность имеет место в случае, когда Кэс. равняется единице.

   Показатель эластичности применяется также и в отношении объема производимой продукции, т.е. в отношении предложения. Эластичным предложение считается такое состояние, когда объем производства увеличивается за счет более интенсивного использования производственных мощностей, предложение оказывается более эластичным, поскольку выручка от продаж увеличивается. Все те факторы, которые рассматривались ранее при характеристике закона предложения, могут быть причиной эластичного или неэластичного предложения в зависимости от того, какие экономические результаты получит фирма от реализации своих товаров.

   Итак, степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения Кэ.п.%

   Равновесная цена и закон стоимости

   На рынке в повседневной практике можно наблюдать такую картину, когда недостаток или избыток предлагаемого товара влияет на увеличение или снижение цен.

   Вариант первый. Предложение товаров превышает спрос покупателей. Такое относительное превышение может быть следствием излишнего производства товаров или необоснованного увеличения цен. Также подобная ситуация могла быть спровоцирована низкими доходами населения или другими обстоятельствами.

Информация о работе Типы рынков, условия функционирования рынка