Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа
Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Углубленное познание рынка туризма начинается с базовых понятий, которые имеют основополагающее значение для понимания и отдельных проблем туризма как экономической системы, и механизма его функционирования в целом. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………………..2
1.Структура туристского рынка.
1.1.Туристский рынок, это рынок услуг. Основные участники туристского рынка……………………………………………………………………………..3
1.2 Туристские потребности и туристский маркетинг……………………….10
2. Основы формирования потребительского спроса.
2.1. Понятие спроса, его эластичность. Состояния спроса, и задачи маркетинга, соответствующие этим состояния……………………………….15
2.2. Модель покупательского поведения и процесс принятия решения о покупке ………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………..26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Структура туристского рынка.
1.1.Туристский рынок, это
рынок услуг. Основные участники туристского
рынка…………………………………………………………………
1.2 Туристские потребности и туристский маркетинг……………………….10
2. Основы формирования потребительского спроса.
2.1. Понятие спроса, его эластичность. Состояния спроса, и задачи маркетинга, соответствующие этим состояния……………………………….15
2.2. Модель покупательского поведения
и процесс принятия решения о покупке
………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..26
Введение
Туризм в
представлении большинства
Известно, что на самом деле туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Углубленное познание рынка туризма начинается с базовых понятий, которые имеют основополагающее значение для понимания и отдельных проблем туризма как экономической системы, и механизма его функционирования в целом. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Структура туристского рынка.
1.1Туристский рынок – это рынок услуг. Основные участники туристского рынка.
Туристский рынок – это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность); – это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма; – это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
Туристский рынок – это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.
Во-первых, туристские услуги:
а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантий предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (т.е. соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходимы исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдение принципа связь цены и качества (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагается низкое качество). Доверие фирме – это вопрос не только ее престижа, но и клиентуры и рыночной устойчивости;
б) теряются во времени (доход от не предоставленной в определенный конкретный период услуги теряется навсегда) – здесь важны оперативность информации и работа с заказом клиента, а также гибкое, ступенчатое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;
в) качество отдельных услуг в составе тура может меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариантность обслуживания.
Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то тур, экскурсия или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (т.е. платит не лично производителю услуги, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристской фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.
В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах – все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.
В-четвертых, в туризме качество в большей степени зависит от исполнителей, т.е. от обслуживающего персонала (гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) – работников контактных профессий. Оно может меняться при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивации качественного труда, создания гибкого туристского продукта являются первостепенными для туристского предприятия.
В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная разобщенность потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами являются также немаловажными для туристского бизнеса (формирование положительного образа туристской фирмы, региона отдыха; установление оперативных связей с удаленными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя).
Основные участники туристского рынка.
Основными субъектами туристского рынка являются:
· турист (потребитель туристского продукта) – любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;
· туроператор (турорганизатор, промоутер) – юридическое или физическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензий;
· турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;
· контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.
Субъекты рынка
определенным образом связаны между
собой. Вся система рыночных отношений
в туризме является открытой. На
нее оказывают воздействие
Природно-экологические факторы – это основа развития любых туристских программ. Сюда входят:
· хороший климат и комфортные природные условия;
· наличие красивых ландшафтов и природных достопримечательностей;
· наличие развитой гидрографической сети и естественных водоемов;
· чистота и ухоженность природных объектов;
· хорошее состояние экологии.
Социально-экономические факторы являются важной материальной предпосылкой развития туризма. К ним относятся:
§ уровень жизни основной массы населения, т.е. экономическая доступность туризма;
§ социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределами своей страны, путешествовать по миру;
§ активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда, расширения международной торговли и совершенствования транспортных средств.
Политические факторы:
· внутриполитическая стабильность страны проживания;
· внутриполитическая стабильность страны, которая принимает туристов;
· мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами;
· наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных связей, туризма и обменов.
Демографические факторы:
§ рост народонаселения. Увеличивает мировой туристский потенциал;
§ увеличение продолжительности жизни и понижение возрастного пенсионного порога. Приводит к появлению туризма для людей третьего возраста;
§ этнические туристские потоки (путешествующие на историческую родину, эмигранты, народы с родственными языками, культурой, интересующиеся взаимными поездками и т.д.);
§ все больший приток в туристское движение молодежи (подростковый, молодежно-студенческий туризм);
§ тенденции семейных путешествий в среднем возрасте (специализированные семейные туры).
Реализация турпродукта может быть оптовой и розничной.
Оптовая реализация
ведется в виде заключения посреднических
договоров-поручений, договоров комиссии
или агентских соглашений между
туроператором и турагентом. В
момент оптовой реализации турпродукта
туроператор имеет
Розничная продажа
турпродукта конечному
· номер, дату и место заключения договора;
· наименование продавца, его организационно-правовую форму, номер лицензии на право осуществления международной туристской деятельности;
· ФИО туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты;
· предмет договора (перечень услуг);
· условие предоставления услуг;
· права и обязанности сторон;
· стоимость договора, порядок и форму платежей;
· порядок вступления договора в силу и срок его действия;
· условия оформления виз (для международного туризма);
· порядок использования ваучера;
· условия страхования;
· условия и порядок применения компенсационных санкций, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;
· форсмажорные обстоятельства;
· особые условия;
· юридические и банковские реквизиты продавца;
· подписи сторон и печать продавца.
Письменная информация о предлагаемом турпродукте и все существенные общие условия договора называются публичной офертой. Оферта может быть напечатана в каталоге турфирмы или находиться на видном месте в офисе вместе с лицензиями и сертификатами. Клиенту по его требованию выдается ее копия. В этом случае частные условия договора по туру излагаются в туристской путевке.
Туристский ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт оказания услуг. Ваучер обеспечивает четкость документооборота турфирмы и гарантирует учет оказанных услуг туристу.
1.2 Туристские потребности и туристский маркетинг.
Туристский рынок, как и любой другой рынок, стабилизируется согласно закону спроса и предложения. Если предложение превосходит спрос, цены на туристский продукт падают. Это приводит к снижению деятельности предприятий. Если спрос превышает предложение, наступает повышение цен, что стимулирует предприятия производить больше туристского продукта. После определенного колебания цен наступает их равновесие. Однако покупают не только то, что необходимо. Существует множество мотивов покупок.
Мотив – это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.
Известный американский ученый-психолог А. Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных:
1) физиологические потребности и потребности самосохранения;
2) социальные потребности (встречи, дружба, любовь);
3) потребности в уважении;
4) потребности в самоутверждении.
Эта теория помогает
маркетологам понимать потребности
покупателей и способы
Изучением потребностей туристов занимается туристский маркетинг.
Маркетинговое изучение рынка туристских услуг состоит из:
А) анализа рекреационных условий, материальной базы и инфраструктуры отдыха;
Б) изучения направлений развития спроса потребителей;
В) проработки соответствия между возможными предложением и имеющимся спросом.