Управление маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

В работе описаны сущность, цели, функции, объекты, субъекты маркетинговой деятельности, а также управление маркетингом в системе управления предприятием

Содержание

Введение
1. Сущность маркетинга как предпринимательской концепции
2. Цели и функции управления маркетингом на предприятии
3. Управление маркетингом в системе управления предприятием
4. Объекты и субъекты управления маркетингом
5. Требования ИСО к маркетинговой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление маркетингом - копия.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 
 

Введение

1. Сущность маркетинга как предпринимательской концепции.

2. Цели и функции управления маркетингом на предприятии.

3. Управление маркетингом в системе управления предприятием.

4. Объекты и субъекты управления маркетингом.

5. Требования ИСО к маркетинговой деятельности.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Курс "Управление маркетингом" является базовым для подготовки специалистов-маркетологов. Все остальные дисциплины специальности и специализации тесно связаны с ним. Они направлены на более детальное раскрытие отдельных направлений маркетинговой деятельности, рассматриваемых в курсе "Управление маркетингом", развивают и детализируют центральный курс.

Целью дисциплины является овладение принципами и методами маркетингового управления предприятием, принятия стратегических и тактических  решений. Задачи дисциплины:

- приобретение знаний, умений и навыков принятия маркетинговых решений на стратегическом уровне управления предприятием, на уровне отдельных рынков и товаров, на инструментальном уровне;

- приобретение знаний, умений и навыков в решении вопросов организации, планирования и контроля маркетинговой деятельности предприятия.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

- знать основные теоретические и методологические положения управления маркетингом предприятия;

- уметь использовать современные технологии, методические приёмы и процедуры принятия маркетинговых решений, организации разработки планов и осуществления контроля маркетинговой деятельности предприятия;

- иметь навыки экономического, социологического, информационного обоснования принимаемых маркетинговых решений.

В учебных планах специальности "Маркетинг" и в рабочих программах дисциплины "Управление маркетингом" предусмотрена самостоятельная работа студентов. Поэтому цель данного пособия – помочь студентам в самостоятельном изучении дисциплины. Пособие можно использовать в качестве "путеводителя" по разнообразной маркетинговой литературе. Оно показывает структуру дисциплины, основные понятия и модели управления маркетингом. В нём обращается внимание на различные взгляды авторов на одни и те же вопросы. Некоторые материалы пособия имеют дискуссионный характер. В настоящее время издаётся много учебников и учебных пособий по маркетингу, газеты и журналы публикуют отдельные материалы и циклы статей, посвященные вопросам маркетинга ("Экономика и жизнь", "Коммерсант" и др.). Издаются в нашей стране и специализированные журналы "Маркетинг", "Маркетолог", "Маркетинг в России и за рубежом". Многие из публикуемых в них материалов также можно использовать при изучении дисциплины "Управление маркетингом". Но при пользовании маркетинговой литературой у студентов специальности "Маркетинг" имеется сложность: они изучают две сопряжённые дисциплины – "Основы маркетинга" и "Управление маркетингом". Поэтому одной из целей данного пособия является упорядочение вопросов, относящихся именно к дисциплине "Управление маркетингом", разделение "полномочий" двух указанных дисциплин. Пособие составлено с учётом того, что студенты уже изучили ряд предыдущих экономических и маркетинговых дисциплин, прежде всего упомянутые "Основы маркетинга". По этой причине здесь не рассматриваются вопросы потребностей и спроса покупателей, внешней среды маркетинга, теория жизненного цикла товара и некоторые другие. Больше внимания уделяется действиям предприятия на рынке, выбору различных стратегий. Рассматриваются альтернативные варианты таких действий, факторы, влияющие на выбор предприятием той или иной стратегии маркетинга. Для улучшения усвоения теоретического материала и контроля знаний в конце каждого раздела приведены практические ситуации для обсуждения и вопросы, которые могут быть использованы как для самоконтроля, так и для обсуждения во время аудиторных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность маркетинга  как предпринимательской концепции.

 

Цель любого коммерческого  предприятия – получение прибыли. Но подходы к её получению, увеличению, стабилизации могут быть разными. Исторически  сложились пять основных подходов предприятия  к деятельности на рынке, каждый из которых имеет свои приоритеты: производство, товар, сбытовую деятельность, потребности  покупателей, потребности общества.

В основе маркетингового подхода  – потребности людей. Основная идея этого подхода: "Чем лучше товар  решает проблему покупателя, тем вероятнее  тот его купит, тем стабильнее будет продажа товаров и прибыль  предприятия". На удовлетворение потребностей нацеливаются все действия, связанные  с товарами: конструирование, производство, складирование, сбыт, снабжение, финансирование и другие. Соответственно, интегрирующей (объединяющей) функцией на предприятии  становится маркетинг (рис. 1.1).

Конечно, при любом подходе  товар должен удовлетворять потребность  покупателя. И при любом подходе  необходимы сбытовые усилия. Поэтому  в маркетинге сбытовая деятельность и реклама тоже есть. Но предприятие  значительные усилия направляет на начальные  стадии производственного цикла  – на изучение потребностей, приспособление к ним товаров и другие.

 

Рис. 1.1. Схема маркетинговой  концепции управления

Традиционная маркетинговая  теория указывает на существование  двух противоположных подходов предприятий  к деятельности на рынке – маркетингового и сбытового. В соответствии с  первым подходом предприятие ориентирует  свою производственно-сбытовую деятельность на удовлетворение потребностей покупателей, в соответствии со вторым – на усилия по сбыту выпускающейся продукции. На наш взгляд такое противопоставление необоснованно, так как это –  два обязательных аспекта деятельности предприятия. Схематически концепция  маркетинга представлена на рисунке 1.2. Покупатели приобретают на рынке  товары, обладающие, по их мнению, потребительской ценностью (полезностью), то есть они способны принести определённую пользу покупателю. Для того чтобы товар был продан, предприятию нужно осуществить два процесса – создать товар, обладающий ценностью для покупателя, и внушить эту ценность покупателям. Когда покупатели осознают ценность предложения фирмы для себя, происходит покупка, предприятие реализует свои товары и получает прибыль. Ценность для покупателя создают сам товар и удобства его приобретения. Внушение ценности проводят с помощью маркетинговых коммуникаций и ценовой политики.

 

Рис. 1.2. Концепция маркетинга

В деятельности любого предприятия  присутствуют эти два процесса, но соотношение усилий, внимания и затрат, которые предприятия направляют на один и на другой процесс, может  быть разным. В определённых ситуациях, на определённых товарных рынках предприятия  могут направлять больше усилий либо на создание ценности, либо на внушение ценности, либо на то и другое в равной степени. И во всех трёх случаях стратегии  предприятия могут оказаться  вполне успешными с точки зрения продажи товара и конкурентоспособности  предприятия.

Вывод: противопоставлять  так называемый маркетинговый подход и сбытовой подход нельзя. Это две  разные идеи реализации товаров, которые  не противоречат друг другу, а дополняют.

Возможности для работы с  потребностями покупателей не на всех товарных рынках одинаковы. Одно дело сложные товары, например, промышленное оборудование. Здесь у производителя  много возможностей по изучению потребностей и по соответствующему улучшению своей продукции и торгового сервиса, то есть по созданию потребительской ценности. Другое дело – товар простой, мало меняющийся, с устоявшимися традициями потребления и приобретения, например кофе. Здесь меньше необходимости в изучении потребностей и меньше возможностей реально изменить что-либо. Поэтому продавцы на рынках подобных товаров для поддержания и наращивания продажи в большей степени используют сбытовые усилия, что им вполне удается.

Известно выражение классика маркетинга Питера Друкера: "Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами" . Это выражение необходимо рассматривать лишь как образное, подчёркивающее пользу изучения потребностей покупателей, но его нельзя понимать в прямом смысле. Никакое предприятие не откажется от сбытовых усилий, занявшись изучением потребностей покупателей. Проведение исследований рынка не избавляет от необходимости сбытовых усилий. И нельзя сказать, что сейчас предприятия стали больше заниматься изучением рынков и меньше сбытом и продвижением. Маркетинговый подход не исключает сбытовые усилия, а повышает их эффективность. Даже если предприятие точно угадало потребность и создало товар, который "продаёт себя сам", то работники предприятия естественно понимают, что если приложить сбытовые усилия, продажа, скорее всего, пойдет ещё лучше.

Точное создание товара под  выявленную потребность и платёжеспособность покупателей не гарантирует продажи  товара. Ведь в рыночной среде на покупателя оказывают влияние различные  факторы: конкуренты, обстоятельства покупки  и др. Поэтому сбытовые усилия всё  равно необходимы для преодоления  этих факторов, для "перетягивания" покупателя на себя.

Предприятия, исследующие  рынки, не уменьшают внимания продвижению  товаров. Но если предварительная работа по изучению рынка и планированию производства была проведена правильно, то сбытовая деятельность даёт большие  результаты, усилия по сбыту и продвижению  товаров становятся более эффективными.

Принципы маркетинга. Принципы маркетинга – это базовые идеи, правила, на которых должна основываться производственно-сбытовая деятельность предприятия.

Поиск и всестороннее изучение потребностей покупателей в тех  областях, которые предприятие выбрало  для своей деятельности. Предприятие  должно определять не только спрос  на готовые товары, но и исходные проблемы, потребности покупателей. Зная эти потребности, предприятие  может более целенаправленно совершенствовать свои уже выпускающиеся товары и находить возможности для создания новых товаров.

Подстройка предприятия  под потребности покупателей. На них (на потребности) должна ориентироваться  не только работа отдела маркетинга, но и все функции, связанные с  товарами: конструирование, материально-техническое  снабжение, складирование готовой  продукции, транспортировка, стимулирование покупателей. Ведь от всех этих функций  зависит, будет ли покупатель удовлетворен предложением предприятия.

Влияние на покупателей, чтобы  вызвать с их стороны покупку  или определённое поведение. Предприятие  должно влиять на покупателей путём  предоставления им каких-либо благ или  выгодных условий, а не за счёт навязчивых сбытовых усилий, игнорирующих интересы покупателей.

Комплексный подход. Предприятие  должно предлагать покупателям не просто товар, а целый комплекс, включающий и условия продажи: цену, обслуживание, рекламу и другое. Причем каждый из перечисленных элементов маркетинга необходимо разрабатывать с позиции  интересов покупателей.

Как говорилось выше, маркетинговая  концепция не единственный подход предприятия  к рыночной деятельности. Сбытовой подход тоже продолжает активно использоваться, и его нельзя оценивать как  устаревший и неэффективный. Кроме  того, успех предприятия зависит  не только от маркетинга, но и от других аспектов: технологий, менеджмента, финансов, персонала.

 

2. Цели и функции управления маркетингом на предприятии.

 

Одним из приоритетных факторов стабильности и развития предприятия  является эффективное управление его  маркетинговой деятельностью.

Управление маркетингом  – процесс планирования и реализации исследовательской, производственной и сбытовой деятельности предприятия, направленный на согласование его внутренних возможностей с возможностями и  ограничениями внешней среды  ради достижения определенных социально-экономических  целей предприятия.

Цели управления маркетингом:

- поиск возможностей для предприятия на рынке и во внешней среде;

- избежание опасностей на рынке и внешней среде;

- оптимальное приспособление ресурсов предприятия к имеющимся на рынке возможностям и опасностям;

- поддержание конкурентоспособности товаров и всего предприятия;

- формирование положительного образа и деловой репутации предприятия, его марки и товаров;

- обеспечение прибыльной работы предприятия за счёт наилучшего приспособления его ресурсов к условиям рынка;

- реализация миссии предприятия.

Как всякая сложная деятельность, управление маркетингом состоит  из отдельных функций.

Функции управления маркетингом  – отдельные виды управленческой работы, из которых состоит управление маркетингом как комплексная  деятельность предприятия. Функциональное разделение маркетинговых процессов  в системе управления имеет большое  значение для его правильной организации. Это разделение определяет цели, задачи и полномочия маркетинговых служб  предприятия. А от этого зависит  эффективность всего маркетинга.

Таким образом, управление маркетингом  – многофункциональный процесс, затрагивающий все стороны деятельности предприятия. Взаимосвязь основных функций маркетинга представлена на рисунке 1.3.

 

Рис. 1.3. Функции маркетинга на предприятии и их взаимосвязь

 

Аналитические функции. К  ним относятся процессы получения  необходимой для маркетинга информации: научные исследования, исследования рынка, анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Товарно-производственные функции. К ним относятся функции, связанные  с формированием товарного предложения  фирмы на основе информации, полученной из аналитической функции. Это выработка  рекомендаций конструкторским и  производственным службам предприятия  по созданию товара, по упаковке, по формированию ассортимента (разнообразие). Одной  из важных функций является планирование оптимального уровня качества товара, которое обеспечит его конкурентоспособность.

Сбытовые функции. Основной их задачей является обеспечение  доступности товара покупателям. Организация  сбыта включает следующие функции: выбор каналов сбыта, выбор посредников  для работы с ними. Так же сюда относится работа с ценами и проведение ценовой политики. Задача маркетологов в этом – выработка рекомендаций по установлению цен. Установление маркетинговых коммуникаций с покупателями – также одна из важных сбытовых функций. Задачи маркетологов – выбор наиболее действенных коммуникативных средств, разработка рекламных кампаний и др.

Организационные функции. Для  успешной реализации рассмотренных  выше функций необходимо наличие  на предприятии вспомогательных  маркетинговых систем: системы маркетинговой  информации, планирования маркетинга, маркетингового контроля. Для этого  необходима организация маркетинга на предприятии. В данном блоке функций  менеджеры разрабатывают маркетинговые  стратегии, методы их реализации, планируют  бюджет маркетинга, формируют маркетинговые  программы и осуществляют маркетинговый  контроль.

Информация о работе Управление маркетингом