Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 13:45, дипломная работа
Целью выпускной работы является комплексное исследование формирования имиджа современной организации.
Обозначенная нами исследовательская цель реализуется посредством решения следующих основных задач:
1. Определить понятие и дать структурно-содержательную характеристика имиджа организации.
2. Рассмотреть корпоративную философию как базовый компонент имиджа.
3. Проанализировать этапы формирования имиджа организации.
4. Всесторонне изучить методы создания и поддержания имиджа организации.
5. Исследовать концепцию и стратегию формирования корпоративного имиджа.
6. Выявить актуальные проблемы формирования и пути повышения эффективности имиджа современной организации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА…………………………………………………………………………….7
1.1 Понятие и структурно-содержательная характеристика имиджа организации…………………………………………………………………………7
1.2 Корпоративная философия как базовый компонент имиджа……………….16
1.3 Этапы формирования имиджа организации…………………………………26
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………35
2.1 Концепция и стратегия формирования корпоративного имиджа………….35
2.2 Методы создания и поддержания имиджа организации…………………….53
2.3 Актуальные проблемы формирования и пути повышения эффективности имиджа современной организации………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..……….………….72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…………….78
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1 Концепция и стратегия
Анализ работ специалистов в области PR по проблеме управления имиджем организации показал, что различные авторы предлагают концепции в разной степени отличающиеся друг о друга.
Концепция управления корпоративным имиджем предложенная М. Вишняковой основывается на принципе соответствия. Согласно принципу соответствия, имидж определяется как корреляция между представлением, которое компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением о компании, которое существует потенциального клиента.43
Итак, у данного определения есть две важные части: активные действия компании по формированию и адекватному восприятию своего «лица» и собственно «отражение» лица компании в «зеркале» клиента. При этом, естественно, представления компании о себе и представления клиента о компании могут не только не совпадать, но и быть крайне далеки друг от друга. Из принципа соответствия можно выделить несколько следствий, необходимых для формирования данной концепции имиджа:
1. Имидж компании должен
2. Имидж компании соответствует
уровню/этапу развития
3. Внутренний имидж компании соответствует внешнему имиджу компании.
4. Имидж компании соответствует современному этапу развития общества, в котором существует компания. НО: в этом следствии есть скрытая часть: тот имидж компании, который открыто подается а рынок, безусловно, должен соответствовать данному этапу развития общества (дабы не раздражать клиента непонятностью оказанных благодеяний), однако внутри компании должна постоянно проводиться работа по возможным трансформациям имиджа в соответствии с потенциальными изменениями условий рынка.
По нашему мнению, наиболее удачной и структурированной методикой управления имиджем предприятия является методики, предложенная доктором психологических наук, профессором, президентом Консалтинговой группы «ИМИДЖ-Контакт» Алексеем Ситниковым.44
А.Ситников предлагает выделять внутренний и внешний имидж предприятия. Имидж предприятия, по мнению А. Ситникова, состоит из следующих элементов: деловая репутация, информационная политика, образ руководства, образ персонала, политическая сфера, региональная политика, социальная политика, представительский имидж.
Концепция формирования имиджа предполагает следующие этапы развития для успешного движения:
а) планирование;
б) организация;
в) контроль.
Формирование имиджа становится стратегической задачей организации и включается в сферу стратегического планирования. Стратегическое планирование - это особый вид научной и практической деятельности, которая состоит в разработке стратегических решений, предусматривающих формулирование определенных целей и прогнозирование будущих результатов, реализация которых обеспечивает эффективную деятельность организации в долгосрочной перспективе.45
Целью формирования имиджа организации, по нашему мнению, является создание благожелательного образа у различных контактных аудиторий и общественности с помощью стратегии. Исследования показали, что только очень немногие из видов бизнеса имеют обобщенную стратегию коммуникаций, координирующую все их сообщения. Согласно утверждениям Наумовой А.В. «чаще всего действия в этом направлении фрагментарны, в результате чего имидж компании не воспринимается потребителями, акционерами и собственными работниками как единый, законченный. Даже те виды бизнеса, в которых на рекламные цели выделяются большие средства, часто выраженной стратегии коммуникаций не имеют - ни как бюджеты, ни как программы».46
Согласимся, что грамотное формирование стратегических задач приводит к стабильному успеху на рынке за счет репутации и рентабельности, которые в свою очередь повышают рейтинг компании. Процесс стратегического управления имиджем организации осуществляется в несколько этапов.
Основными компонентами процесса стратегии являются: определение миссии, назначения и главных целей организации, анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегии организации в соответствии с ее сильными и слабыми сторонами, внешними опасностями и благоприятными возможностями, приспособление систем управления к выбранной стратегии.
Стратегическое планирование успешно, если определены задачи, уточнены факторы рыночной неопределенности. По нашему мнению, имидж динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или групповом сознании. Имидж представляет собой достаточно сложное явление, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку мировоззрение человека реализуется с помощью нескольких каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический, ольфакторный).
Имидж-стратегия включает в себя проработку многих элементов, которые, в конечном счете, влияют на положение компании на рынке, отношение к ней общества.
Кратко охарактеризуем элементы стратегии формирования имиджа.47
1. Корпоративная миссия призвана
раскрыть смысл существования
организации, в котором отражено
ее отличие от подобных
Рассмотрим примеры миссий некоторых известных организаций:
Миссия «Мак Доналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».
Миссия MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире».
Миссия Альфа-Банк: «Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания».
Миссия Группы компаний «Формоза» (российский производитель компьютеров): «Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны.
Мы считаем себя продолжателями дела наших отцов и дедов, на протяжении поколений создававших шедевры науки и техники, сделавших нашу страну лидером во многих областях человеческих знаний.
Мы считаем себя ответственными за будущее нашей страны. Мы считаем, что каждый гражданин и каждая компания ответственны за ее состояние, за темпы ее развития, за ее конкурентоспособность.
Наша компания - это коллектив единомышленников, которые понимают, что наиболее полно реализовать себя они могут там, где бизнес в качестве основной движущей силы использует таланты и знания своих сотрудников.
Мы живем в веке информации и высоких технологий. Быть лидером для современной компании - значит объединить и реализовать возможности наукоемких разработок, технологий и специалистов, способных создавать новое и лучшее.
Качество продукции, разработок и услуг - основа успеха и развития компании. Качество продукции складывается из качества каждого технологического элемента, в каждый момент времени, на каждом рабочем месте, на каждом этапе производственного процесса.
Мы уверены, что применение новых технологий и реализация новых идей - это путь к созданию более удобных и простых в использовании, более надежных систем и устройств, открывающих новые возможности перед теми, для кого они созданы». 48
2. Позиционирование. Согласно точке зрения Джека Траута, позиционирование - это «операция на сознании потенциальных потребителей».49 Важно построить позиционирование на сильной концепции, это позволит выделить компанию в ряду конкурентов. Дэвид Кревенс определяет концепцию позиционирования как формулировку сути предложения компании, указывающую на способность организации удовлетворять нужды и предпочтения потребителей. Концепция позиционирования компании должна исходить из причин, по которым клиенты предпочтут вести дела с ней, а не с ее конкурентами, и транслировать данные причины на целевую аудиторию. Авторы книги «Меркатор» 50 отмечают, что при выборе формулировки концепции нужно учитывать три момента.
1. По форме позиционирование должно быть простым, ясным и понятным, т.е. основываться на небольшом наборе объективных (к примеру, срок работы на рынке, размер компании, квалификация сотрудников) и субъективных (к примеру, дружественность, яркость, надежность) характеристик компании. Необходимость быть понятным часто приводит к формулированию позиционирования в одной фразе. Каждое слово в такой формулировке должно быть тщательно отобранным и весомым.
2. Тезисы, в которых компания
выражает свое
3. В качестве важнейших
Атрибутивная концепция позиционирования имиджа компании - это формулировка видения позиции компании посредством выделения атрибутов ее имиджа с учетом потребностей и ожиданий целевого сегмента и других групп общественности, характеристик предложения и соображений выгоды для компании.
В основе данной концепции лежат следующие положения или принципы.
1. Клиенты и другие группы
общественности рассматривают
2. Для разных групп
3. Представители общественности имеют определенные мнения о степени присутствия тех или иных атрибутов в имидже оцениваемых компаний.
4. Представители общественности
связывают каждый атрибут с
функцией полезности, которая отражает
зависимость между уровнем
5. Представители общественности имеют сформировавшееся мнение об имидже каждой оцениваемой компании, оно основано на информации об этой компании, а также отношении к ее коммерческой и общественной деятельности.
Чем отличается позиционирование имиджа компании от позиционирования товара?
1. Объектом изучения является имидж компании, а не торговая марка.
2. Необходимо учитывать мнение, как клиентов компании, так и других групп общественности. Имидж компании связан с различными аспектами ее деятельности, не только коммерческими, но и общественными (отношения с партнерами, сотрудниками и т.п.). В случае с товаром обычно изучают только мнение потребителей.
3. Помимо массового опроса клиент
4. Восприятие существующей и
желаемой позиций компании
Применительно к позиционированию имиджа компании традиционный процесс разработки стратегии позиционирования товара (основанный на работах М. Бейкера, О. Уолкера, Дж. О’Шонесси и П. Дойля) был адаптирован с учетом принципов атрибутивной концепции, что позволяет сформулировать концепцию и обозначить ключевые принципы стратегии позиционирования.
Рассмотрим основные этапы данного процесса на примере компании, занимающейся проектированием, созданием и обслуживанием мультисервисных сетей.
Этап 1. Определение текущей позиции компании. Определение конкурентов.
Следует помнить, что сама конкуренция возможна:
Информация о работе Философия и имидж современной организации