Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель – изучить механизмы финансирования школьных учреждений и привлечь материальные средства малого и среднего бизнеса к их финансированию. Отсюда вытекают следующие задачи:
определить основные финансовые поступления школы;
рассмотреть школьные экономические модели;
раскрыть механизм привлечение материальных средств из внебюджетных источников;
выявить возможности развития сотрудничества малого и среднего бизнеса со школьными образовательными учреждениями в городе Казани;
Механизм деятельности образовательной организации по привлечению внебюджетных средств не получил должного освещения, что и является одной из субъективных причин, сдерживающих развитие данного процесса.
Итак, начиная
любую экономическую деятельнос
Что делать?
Как делать?
Для кого?
Через анализ решения учреждением данной триединой задачи постараемся изложить модель привлечения внебюджетных средств.31
В первую очередь
необходимо определиться с набором
деятельности, учесть специфику
государственного/
Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.
Основная деятельность заключается:
Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.33
Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:
Образовательные услуги:
Научная-методическая деятельность:
Деятельность по обеспечению образовательного процесса:
Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной и иной.35
К таким факторам относятся:
научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов;
внутренняя нормативная база, наличие полной и отработанной нормативной базы в образовательном учреждении обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней;36
общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены такие принципы политики в этой области, как, например, заинтересованность каждого сотрудника в максимизации объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим персоналом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности;
наличие лицензии и ее параметров является необходимым условием для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности и, кроме того, определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений для нее: предельный контингент обучающихся, и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельность;
территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его функционирования - демографическая ситуация, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений;
наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания;37
информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в т.ч. дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в т.ч. коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне;
библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг;
помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду; 38
наличие достаточного количества преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг;
методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения;
имидж и сотрудничество с
выпускниками образовательного учреждения,
уровень общественного
Ежегодный ремонт, организация питания, обеспечение учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями, поставка мебели и специального оборудования, пошив форменной одежды, предоставление информационно-технологических услуг — вот лишь предельно поверхностный срез и далеко не полный перечень того, чем могут быть полезны образовательным учреждениям современные частные компании.
Чрезвычайно глубоко укоренившееся и с огромным трудом преодолеваемое представление о среднем образовании как некоем особом пространстве, не имеющем непосредственной связи с реальным миром, позволяет сейчас наблюдать парадоксальную картину: школа, дающая основы знаний будущим строителям и участникам новой экономики, пока еще откровенно сторонится рынка и явно не спешит налаживать с ним серьезные деловые контакты. Тем более что существующая на сегодняшний день законодательная база и не предусматривает развитие подобных контактов: ведь даже при самом что ни на есть активном стремлении школы к нормальному партнерству с бизнесом, ее финансовая несамостоятельность делает такую перспективу очень и очень проблематичной.40
Принцип стопроцентного государственного финансирования среднего образования по-прежнему ставит школы в полную зависимость от политики региональных администраций и состояния местных бюджетов. Это, кстати, само по себе отнюдь не означает их абсолютной неплатежеспособности в отношениях с частными фирмами: прецедентов организации взаимовыгодных связей между школами и фирмами за последние годы накопилось не так уж мало. К примеру, на сегодняшний день в Казани сумели создать на подведомственной территории такую систему приоритетов, в которой интересы школы и малого бизнеса оказались в равной степени близкими власти и находящимися в зоне ее особого внимания. И в результате, помимо решения вопроса с регулярным получением учителями их зарплат, были устранены проблемы организации питания учащихся и обеспечения школ ИТ-услугами, — эти работы были переданы в ведение частных предприятий, и с их стороны претензий к бюджетной оплате этой деятельности (как, впрочем, и нареканий к ее качеству со стороны потребителей) пока не поступало. 41
По данным Комитета по экономике и промышленности Казани, городское Управление образования год от года наращивает объемы контрактов, заключаемых с предприятиями малого бизнеса на косметический и капитальный ремонт школ, восстановление и совершенствование систем коммуникаций — естественно, в рамках планомерно увеличивающихся расходов по соответствующей статье муниципального бюджета. И если в 2009 году совокупный объем заказов города частному предпринимательству составлял 2553,6 миллиона рублей, то в 2012 году он вырос почти в два раза и превысил 46% от суммы средств, выделенных муниципалитетом на удовлетворение городских нужд. Доля образовательной сферы в общей сумме этих заказов весьма существенна, что позволяет таким фирмам, как «Рахим», «Алекта», ФСК, «Элита-Строй», «Трент-Т» и другим подрядчикам казанских школ из числа представителей малого бизнеса ежегодно получать прибыль, исчисляемую уже сотнями миллионов рублей.42
В этой связи небезынтересно вспомнить, что действующий Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» обязывает органы федеральной и региональной власти предусматривать резервирование как минимум 15-процентной квоты госзаказа для распределения ее среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов. На самом же деле, несмотря на постепенную активизацию вовлечения малого бизнеса в выполнение государственных контрактов, к 2012 году его доля в этой деятельности достигла 12–13-процентного максимума в крупных городах, а в целом по стране пока не превышает 8–9%. Причем статистика свидетельствует, что эти общеэкономические показатели вполне отражают ситуацию и в отдельно взятой сфере обеспечения среднего образования.43
Причины, ограничивающие развитие взаимоотношений между школой и малым бизнесом, вполне очевидны и ни для кого не являются секретом. И главная из них в том, что даже при наличии в нашем не слишком совершенном законодательстве статей, направленных на стимулирование этого развития, механизмы практической реализации этих взаимоотношений отсутствуют. А в таких условиях все рычаги управления контактами между образовательными учреждениями и предпринимательскими структурами остаются в «посреднических» руках чиновников, и каждое подобное решение подвластно их стремлению и способности (или, наоборот, нежеланию и неумению) привлекать частный бизнес к эффективному удовлетворению школьных потребностей. Собственных оценок экономической выгоды государства от создания подобного партнерства ни в России, ни в Казани пока еще нет, но если ориентироваться, скажем, на европейские стандарты, то снижение бюджетных расходов при размещении госзаказов образовательной отрасли в среде малого бизнеса на конкурсной основе может достигать 20–25 и более процентов.
Информация о работе Финансирование школьного образования в РФ