Финансирование школьного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить механизмы финансирования школьных учреждений и привлечь материальные средства малого и среднего бизнеса к их финансированию. Отсюда вытекают следующие задачи:
определить основные финансовые поступления школы;
рассмотреть школьные экономические модели;
раскрыть механизм привлечение материальных средств из внебюджетных источников;
выявить возможности развития сотрудничества малого и среднего бизнеса со школьными образовательными учреждениями в городе Казани;

Вложенные файлы: 1 файл

УОО.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Но, разумеется, такие показатели возможны лишь при соответствующем  уровне организации конкурсов с  соблюдением необходимых требований к их информационному сопровождению, широкой гласности, финансовой прозрачности и объективной соревновательности. Однако при том, что существующее в нашей стране антимонопольное законодательство запрещает органам государственной власти установление критериев, тем или иным способом ограничивающих равноправное соперничество или дающих кому бы то ни было необоснованные конкурентные преимущества, прецедентов искусственного «образмеривания» конкурсов и тендеров, незаконного вытеснения из них «незапланированных» субъектов частного бизнеса в российских городах и весях на сегодняшний день более чем достаточно. А элементарное незнание предпринимателями своих прав и возможностей участия в справедливом распределении «пирога» школьных заказов зачастую провоцирует чиновников на передачу тех или иных функций обеспечения образовательных учреждений в чье-либо монопольное ведение. И если даже этим привилегированным исполнителем окажется не какая-нибудь ветхозаветная госструктура, старающаяся таким образом спастись от полного краха, а невероятно процветающая специализированная частная фирма, — монополия есть монополия, и при ней говорить о высокой эффективности и тем более прогрессе вряд ли целесообразно.44

Очевидная анархия, воцарившаяся в области снабжения российских средних школ учебниками сразу же по возвращении в страну рыночных отношений, вызвала массу заслуженных нареканий — и прежде всего, с наиболее заинтересованной стороны — со стороны преподавателей-методистов и учителей-предметников. Ориентироваться в бескрайнем море самых разнообразных пособий стало чрезвычайно трудно, а региональные рекомендации по выбору и бесплатному (т. е. осуществляемому за государственный счет) распространению учебников по школам соответствующих областей, городов и районов начали приобретать крайне противоречивый и даже взаимоисключающий характер. В целях урегулирования ситуации Министерство образования постепенно вернуло себе временно утраченную роль главного арбитра в этом вопросе, и вскоре на отечественном рынке учебной литературы вспыхнула звезда издательства «Дрофа»: подавляющее большинство пособий практически по всем обязательным предметам программы среднего образования, которыми обеспечиваются сейчас школы из госбюджетных средств, несут на себе именно эту торговую марку. А давно ли отшумели страсти вокруг так называемого тендера, устроенного Министерством образования в целях централизованного обеспечения программными средствами компьютеров, поставляемых в сельские школы? Ведь условия экспертизы программных продуктов и организации конкурса в целом были явно направлены на то, чтобы гарантировать победу ОС Windows 2000 Professional или Windows 98 компании Microsoft, которая, кстати, и без того была безусловным фаворитом.45

Признаки лоббирования определенных корпоративных интересов, равно  как и отсутствие достаточного опыта  в проведении открытых конкурсов, можно  обнаружить сейчас на всех этажах управления средним образованием. Вот и получается, к примеру, что на место понемногу упраздняемых (а иногда и просто «выдавливаемых» под прессом СЭС и других инстанций) школьных столовых приходит одно-единственное предприятие общественного питания, оставляя на неограниченное время все образовательные учреждения района или города без права выбора, а школьников — без разнообразия обеденного меню, которое с удовольствием предложили бы конкуренты, имей они такую возможность. Никто, правда, не может нынче помешать школе, следующей собственной (одобренной и утвержденной) авторской программе углубленного изучения того или иного предмета, использовать в своей работе иные, помимо официально рекомендованных, наличествующие в продаже учебные пособия или, может быть, даже заказать кому-нибудь их специальную разработку. Нет принципиально-юридических препятствий тому, чтобы школьная администрация заключила соглашение с любым интернет-провайдером на «индивидуальное» обслуживание. Владелец малой фирмы имеет полное право прийти к директору школы и договориться с ним об изготовлении «эксклюзивных» комплектов «фирменного» стиля, оригинальных дневников, лабораторной оснастки для естественнонаучных кабинетов и т.д. и т.п. Но есть ли смысл продолжать этот перечень теоретически возможных продуктов и сервисов, если на пути его реального воплощения встает кардинальный вопрос: откуда школе взять деньги на оплату услуг частного бизнеса?46

Стойко выдерживая бурю общественного  протеста, в пределах нашего бесплатного  среднего образования продолжает (и в обозримом будущем продолжит) существовать практика бесконечных поборов с родителей учащихся. Она, конечно, экономические проблемы школ решить не в состоянии, — тем более, если учесть пристальное внимание, которое с некоторых пор уделяется ей контрольно-финансовыми и другими компетентными органами. Гораздо более перспективной выглядит наметившаяся в последнее время тенденция к целенаправленной, адресной и вполне легитимной спонсорской помощи, оказываемой школам крупными индустриальными структурами, как правило, через посредство специально учреждаемых фондов.47

Однако наиболее инициативные учебные заведения  уже не удовлетворяются ролью экономически зависимых субъектов рынка и стремятся к организации самостоятельной доходной деятельности, которая позволяла бы им расплачиваться с контрагентами, не оглядываясь поминутно на местную и федеральную казну. Если есть достаточно энергичные учителя, сотрудники, ученики и родители, администрация всегда может изыскать варианты предоставления для производственной деятельности школьных помещений, технических средств, профессиональных консультаций и организационной поддержки. В качестве своеобразных «бизнес-инкубаторов» такие предприятия, во-первых, готовят учащихся к рыночной действительности, а во-вторых, дают школе шанс заработать столь необходимые деньги и приобрести хотя бы некоторую экономическую самостоятельность. Понятно, что никакого крупного производства школа открыть не в состоянии, — речь идет только о самых малых формах предпринимательства. А поскольку школа — учреждение некоммерческое, то и создаваемая ею фирма будет такой же, т. е. использующей все доходы от своей деятельности на развитие школы.48

При всем при  том школа, как система государственного общего образования, есть и будет оставаться головной болью органов федеральной, региональной и местной власти, объектом ее управления и финансирования. И если уж Казань взяла курс на следование глобальным рыночным стандартам, то нельзя забывать, что во всех экономически развитых странах Европы и Америки не менее трех четвертей забот, связанных с хозяйственным содержанием и материально-техническим снабжением подведомственных школ, государство давно уже возложило на плечи малого бизнеса — к вящему удовлетворению и очевидной выгоде всех заинтересованных сторон. Положительный опыт широкомасштабного привлечения частного предпринимательства к решению проблем школьного обеспечения появился и в десятках регионов нашей страны — от обеих столиц до Сибири, Урала и Дальнего Востока. И когда, например, в начале прошлой осени выяснилось, что программа подготовки иркутских средних общеобразовательных учреждений выполнена лишь наполовину, — что из прежних подрядчиков рассчитывать не на кого, а выделенные мэрией средства расходуются на оплату неквалифицированного труда нанимаемых в аварийном порядке самодеятельных «шабашников», — совет директоров муниципальных школ единодушно высказался за необходимость разработки и вынесения на утверждение городской Думы законопроекта о порядке контрактных взаимоотношений системы образования с частными фирмами и организационно-финансовых принципах их участия в выполнении школьных заказов.49

Сила взаимного  притяжения школы и малого бизнеса — нормальное явление экономической природы, — при том, что движение этих двух систем навстречу друг другу должно быть все-таки обоюдным. И вопрос о том, когда это движение приобретет массовый характер — скорее всего, вопрос времени: когда среднее образование окончательно решится вступить в рынок, и когда бизнес соберется-таки пойти в школу.

 

Глава 3. «Привлечение материальных средств малого и среднего бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений г. Казани с помощью методов и приемов PR»

 

1. Описание  проблемы

 

Финансовая  поддержка школьных образовательных  учреждений малым и средним бизнесом уже давно обсуждается в Казани, школам необходима дополнительная финансовая поддержка, которую бы мог оказать бизнес, однако, есть ряд проблемных вопросов, которые до сих пор не решены:

1. малый и  средний бизнес до сих пор  испытывает трудности: он также  нуждается в поддержке органов  государственной и муниципальной  власти, особенно после вступления  России в ВТО;

2. постоянная трансформация системы образования в России: внедрение ЕГЭ, а также реформа высшей школы не самым лучшим образом сказалась на репутации образовательных учреждений, в таких условиях предприниматели боятся вкладываться в проблемную и нестабильную сферу общественной жизни.

В сентябре 2012 года по заказу Министерства образования  и науки РТ было проведено социологическое  исследование среди директоров казанских школ и представителей бизнес-структуры РТ и Казани (было опрошено 200 бизнесменов малого и среднего бизнеса, 100 директоров казанских школ). Цель – выяснить отношение к перспективе привлечения материальных средств бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений г. Казани.

Лишь 12,6% бизнесменов  готовы вкладывать денежные средства в развитие школ, но с условием предоставления кредитных и налоговых преференций со стороны органов власти и кредитных учреждений. На вопрос: «Почему Вы не хотите вкладывать финансовые средства на развитие и поддержку школ Казани?» 49% опрошенных сказали, что не видят в этом смысла, так как не понимают, в чем их выгода, а 45% ответили, что отказываются в финансирование школьных образовательных учреждений, поскольку в стране постоянно меняется социально-экономическая обстановка, «не знаешь, чего ждать от завтрашнего дня, да и система образования сейчас испытывает трудные времена».

Что касается директоров, то они были достаточно единодушны в своем мнении и 79,9% ответили, что  хотели бы, чтобы школы получали от бизнеса дополнительную финансовую поддержку, так как это позволит улучшить качество образовательного процесса.

Таким образом, актуальность разработки и реализации PR-проекта очевидна, необходимо объяснить бизнесменам, какие льготы их ожидают с одной стороны, а с другой, необходимо вовлечь в этот процесс органы государственной и муниципальной власти, которые должны создавать условия для представителей малого и среднего бизнеса.

 

2. Ключевые  понятия

 

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)50.

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.51

Школа - учебное заведение для получения среднего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения.52

 

3. Цели  и задачи проекта

 

Цель - привлечение материальных средств малого и среднего бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений г. Казани с помощью методов и приемов PR.

Задачи PR-проекта:

1. информирование представителей малого и среднего бизнеса о том, какие льготы им будут предоставлены в связи с финансированием ими школьных образовательных учреждений Казани;

2. информирование органов государственной власти Республики Татарстан, органов муниципальной власти МО г. Казани о необходимости созданиями ими условий для представителей малого и среднего бизнеса Казани и Республики Татарстан с целью их вовлечения в финансирование школьных образовательных учреждений;

3. информирование директоров казанских школ о необходимости более активного участия в процессе по вовлечению материальных средств представителей малого и среднего бизнеса Казани и РТ;

4. позиционирование необходимости привлечения материальных средств малого и среднего бизнеса в финансирование школьных образовательных учреждений Казани в качестве гаранта устойчивого развития школьных образовательных учреждений Казани;

5. налаживание обратной связи с представителями малого и среднего бизнеса МО г. Казани и РТ;

6. организация специальных событий в поддержку проекта;

7 налаживание отношений со СМИ;

8. поиск и налаживание контактов с лидерами мнений представителей малого и среднего бизнеса МО г. Казани, РТ.

 

4. Организаторы  и исполнители проекта

 

Заказчик проекта: Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Исполнитель: Управление образования Исполнительного комитета МО г. Казани.

 

5. Целевая  аудитория и вовлеченные группы

 

Целевая аудитория  – представители малого и среднего бизнеса РТ и МО г. Казани.

Вовлеченные группы:

1. Татарстанское региональное Отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (РРО ООО «Деловая Россия»);

2. Торгово-промышленная  палата Татарстана;

3. Татарстанское  республиканское отделение «ОПОРА  РОССИИ»;

4. Ассоциация  предприятий малого и среднего бизнеса РТ;

5. Инвестиционно-венчурный фонд РТ;

6. Агентство инвестиционного развития РТ;

7. ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан.

 

 

 

 

 

6. Лидеры мнений

Информация о работе Финансирование школьного образования в РФ