Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель – изучить механизмы финансирования школьных учреждений и привлечь материальные средства малого и среднего бизнеса к их финансированию. Отсюда вытекают следующие задачи:
определить основные финансовые поступления школы;
рассмотреть школьные экономические модели;
раскрыть механизм привлечение материальных средств из внебюджетных источников;
выявить возможности развития сотрудничества малого и среднего бизнеса со школьными образовательными учреждениями в городе Казани;
Но, разумеется, такие показатели
возможны лишь при соответствующем
уровне организации конкурсов с
соблюдением необходимых
Очевидная анархия, воцарившаяся в области снабжения российских средних школ учебниками сразу же по возвращении в страну рыночных отношений, вызвала массу заслуженных нареканий — и прежде всего, с наиболее заинтересованной стороны — со стороны преподавателей-методистов и учителей-предметников. Ориентироваться в бескрайнем море самых разнообразных пособий стало чрезвычайно трудно, а региональные рекомендации по выбору и бесплатному (т. е. осуществляемому за государственный счет) распространению учебников по школам соответствующих областей, городов и районов начали приобретать крайне противоречивый и даже взаимоисключающий характер. В целях урегулирования ситуации Министерство образования постепенно вернуло себе временно утраченную роль главного арбитра в этом вопросе, и вскоре на отечественном рынке учебной литературы вспыхнула звезда издательства «Дрофа»: подавляющее большинство пособий практически по всем обязательным предметам программы среднего образования, которыми обеспечиваются сейчас школы из госбюджетных средств, несут на себе именно эту торговую марку. А давно ли отшумели страсти вокруг так называемого тендера, устроенного Министерством образования в целях централизованного обеспечения программными средствами компьютеров, поставляемых в сельские школы? Ведь условия экспертизы программных продуктов и организации конкурса в целом были явно направлены на то, чтобы гарантировать победу ОС Windows 2000 Professional или Windows 98 компании Microsoft, которая, кстати, и без того была безусловным фаворитом.45
Признаки лоббирования определенных корпоративных интересов, равно как и отсутствие достаточного опыта в проведении открытых конкурсов, можно обнаружить сейчас на всех этажах управления средним образованием. Вот и получается, к примеру, что на место понемногу упраздняемых (а иногда и просто «выдавливаемых» под прессом СЭС и других инстанций) школьных столовых приходит одно-единственное предприятие общественного питания, оставляя на неограниченное время все образовательные учреждения района или города без права выбора, а школьников — без разнообразия обеденного меню, которое с удовольствием предложили бы конкуренты, имей они такую возможность. Никто, правда, не может нынче помешать школе, следующей собственной (одобренной и утвержденной) авторской программе углубленного изучения того или иного предмета, использовать в своей работе иные, помимо официально рекомендованных, наличествующие в продаже учебные пособия или, может быть, даже заказать кому-нибудь их специальную разработку. Нет принципиально-юридических препятствий тому, чтобы школьная администрация заключила соглашение с любым интернет-провайдером на «индивидуальное» обслуживание. Владелец малой фирмы имеет полное право прийти к директору школы и договориться с ним об изготовлении «эксклюзивных» комплектов «фирменного» стиля, оригинальных дневников, лабораторной оснастки для естественнонаучных кабинетов и т.д. и т.п. Но есть ли смысл продолжать этот перечень теоретически возможных продуктов и сервисов, если на пути его реального воплощения встает кардинальный вопрос: откуда школе взять деньги на оплату услуг частного бизнеса?46
Стойко выдерживая бурю общественного протеста, в пределах нашего бесплатного среднего образования продолжает (и в обозримом будущем продолжит) существовать практика бесконечных поборов с родителей учащихся. Она, конечно, экономические проблемы школ решить не в состоянии, — тем более, если учесть пристальное внимание, которое с некоторых пор уделяется ей контрольно-финансовыми и другими компетентными органами. Гораздо более перспективной выглядит наметившаяся в последнее время тенденция к целенаправленной, адресной и вполне легитимной спонсорской помощи, оказываемой школам крупными индустриальными структурами, как правило, через посредство специально учреждаемых фондов.47
Однако наиболее инициативные учебные заведения уже не удовлетворяются ролью экономически зависимых субъектов рынка и стремятся к организации самостоятельной доходной деятельности, которая позволяла бы им расплачиваться с контрагентами, не оглядываясь поминутно на местную и федеральную казну. Если есть достаточно энергичные учителя, сотрудники, ученики и родители, администрация всегда может изыскать варианты предоставления для производственной деятельности школьных помещений, технических средств, профессиональных консультаций и организационной поддержки. В качестве своеобразных «бизнес-инкубаторов» такие предприятия, во-первых, готовят учащихся к рыночной действительности, а во-вторых, дают школе шанс заработать столь необходимые деньги и приобрести хотя бы некоторую экономическую самостоятельность. Понятно, что никакого крупного производства школа открыть не в состоянии, — речь идет только о самых малых формах предпринимательства. А поскольку школа — учреждение некоммерческое, то и создаваемая ею фирма будет такой же, т. е. использующей все доходы от своей деятельности на развитие школы.48
При всем при том школа, как система государственного общего образования, есть и будет оставаться головной болью органов федеральной, региональной и местной власти, объектом ее управления и финансирования. И если уж Казань взяла курс на следование глобальным рыночным стандартам, то нельзя забывать, что во всех экономически развитых странах Европы и Америки не менее трех четвертей забот, связанных с хозяйственным содержанием и материально-техническим снабжением подведомственных школ, государство давно уже возложило на плечи малого бизнеса — к вящему удовлетворению и очевидной выгоде всех заинтересованных сторон. Положительный опыт широкомасштабного привлечения частного предпринимательства к решению проблем школьного обеспечения появился и в десятках регионов нашей страны — от обеих столиц до Сибири, Урала и Дальнего Востока. И когда, например, в начале прошлой осени выяснилось, что программа подготовки иркутских средних общеобразовательных учреждений выполнена лишь наполовину, — что из прежних подрядчиков рассчитывать не на кого, а выделенные мэрией средства расходуются на оплату неквалифицированного труда нанимаемых в аварийном порядке самодеятельных «шабашников», — совет директоров муниципальных школ единодушно высказался за необходимость разработки и вынесения на утверждение городской Думы законопроекта о порядке контрактных взаимоотношений системы образования с частными фирмами и организационно-финансовых принципах их участия в выполнении школьных заказов.49
Сила взаимного притяжения школы и малого бизнеса — нормальное явление экономической природы, — при том, что движение этих двух систем навстречу друг другу должно быть все-таки обоюдным. И вопрос о том, когда это движение приобретет массовый характер — скорее всего, вопрос времени: когда среднее образование окончательно решится вступить в рынок, и когда бизнес соберется-таки пойти в школу.
1. Описание проблемы
Финансовая
поддержка школьных образовательных
учреждений малым и средним бизнесом
уже давно обсуждается в
1. малый и
средний бизнес до сих пор
испытывает трудности: он
2. постоянная трансформация системы образования в России: внедрение ЕГЭ, а также реформа высшей школы не самым лучшим образом сказалась на репутации образовательных учреждений, в таких условиях предприниматели боятся вкладываться в проблемную и нестабильную сферу общественной жизни.
В сентябре 2012 года по заказу Министерства образования и науки РТ было проведено социологическое исследование среди директоров казанских школ и представителей бизнес-структуры РТ и Казани (было опрошено 200 бизнесменов малого и среднего бизнеса, 100 директоров казанских школ). Цель – выяснить отношение к перспективе привлечения материальных средств бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений г. Казани.
Лишь 12,6% бизнесменов готовы вкладывать денежные средства в развитие школ, но с условием предоставления кредитных и налоговых преференций со стороны органов власти и кредитных учреждений. На вопрос: «Почему Вы не хотите вкладывать финансовые средства на развитие и поддержку школ Казани?» 49% опрошенных сказали, что не видят в этом смысла, так как не понимают, в чем их выгода, а 45% ответили, что отказываются в финансирование школьных образовательных учреждений, поскольку в стране постоянно меняется социально-экономическая обстановка, «не знаешь, чего ждать от завтрашнего дня, да и система образования сейчас испытывает трудные времена».
Что касается директоров, то они были достаточно единодушны в своем мнении и 79,9% ответили, что хотели бы, чтобы школы получали от бизнеса дополнительную финансовую поддержку, так как это позволит улучшить качество образовательного процесса.
Таким образом, актуальность разработки и реализации PR-проекта очевидна, необходимо объяснить бизнесменам, какие льготы их ожидают с одной стороны, а с другой, необходимо вовлечь в этот процесс органы государственной и муниципальной власти, которые должны создавать условия для представителей малого и среднего бизнеса.
2. Ключевые понятия
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)50.
Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.51
Школа - учебное заведение для получения среднего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения.52
3. Цели и задачи проекта
Цель - привлечение материальных средств малого и среднего бизнеса к финансированию школьных образовательных учреждений г. Казани с помощью методов и приемов PR.
Задачи PR-проекта:
1. информирование представителей малого и среднего бизнеса о том, какие льготы им будут предоставлены в связи с финансированием ими школьных образовательных учреждений Казани;
2. информирование органов государственной власти Республики Татарстан, органов муниципальной власти МО г. Казани о необходимости созданиями ими условий для представителей малого и среднего бизнеса Казани и Республики Татарстан с целью их вовлечения в финансирование школьных образовательных учреждений;
3. информирование директоров казанских школ о необходимости более активного участия в процессе по вовлечению материальных средств представителей малого и среднего бизнеса Казани и РТ;
4. позиционирование необходимости привлечения материальных средств малого и среднего бизнеса в финансирование школьных образовательных учреждений Казани в качестве гаранта устойчивого развития школьных образовательных учреждений Казани;
5. налаживание обратной связи с представителями малого и среднего бизнеса МО г. Казани и РТ;
6. организация специальных событий в поддержку проекта;
7 налаживание отношений со СМИ;
8. поиск и налаживание контактов с лидерами мнений представителей малого и среднего бизнеса МО г. Казани, РТ.
4. Организаторы и исполнители проекта
Заказчик проекта: Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Исполнитель: Управление
образования Исполнительного
5. Целевая аудитория и вовлеченные группы
Целевая аудитория – представители малого и среднего бизнеса РТ и МО г. Казани.
Вовлеченные группы:
1. Татарстанское региональное Отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (РРО ООО «Деловая Россия»);
2. Торгово-промышленная палата Татарстана;
3. Татарстанское
республиканское отделение «
4. Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ;
5. Инвестиционно-венчурный фонд РТ;
6. Агентство инвестиционного развития РТ;
7. ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан.
6. Лидеры мнений
Информация о работе Финансирование школьного образования в РФ