Формирование ценовой политики отдельно взятого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. Вместе с этим цена товара является категорией, значение которой трудно переоценить. Предприятие, реализуя продукцию по определенным ценам, получает определенный финансовый результат.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы формирования цен
1.1 Цена и ее виды 4
1.2 Ценовая политика предприятия 9
1.3 Особенности ценообразования при различных моделях рынка 25
Глава 2.Формирование цен предприятия на примере ОАО «Байкальская Лесная Компания»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Байкальская Лесная Компания» 30
2.2 Формирование отпускной цены на 1 м3 пиломатериалов 31
Заключение 39
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

формирование ценовой политики в отношении конкретного товара.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем из практики известны случаи воздействия  на конъюнктуру рынка путем «случайного» снижения цен. Сначала цена устанавливалась на максимально высоком уровне, а затем происходило ее медленное снижение до уровня рыночных цен. Расчет делался на то, что даже в случае кратковременного использования высоких цен предприятию все же удавалось продать какое-то количество товаров, увеличивая, таким образом, свой доход. Высокая цена должна была создавать впечатление наличия у предприятия дополнительных затрат, связанных с повышением качества. Обычно это впечатление быстро проходит, поскольку покупатель убеждается в несоответствии реального качества приобретенного им товара установленному уровню цены.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Нередко предприятия-изготовители разрабатывают разные предложения для различных сегментов потребительского рынка, а также широко используют практику введения марочных названий, различных методов личных продаж, рекламу. Нередко различия в товарах и условиях продаж носят мнимый характер. Покупатели, видя различия в предложениях, готовы платить разные цены.

Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет отсутствие тесной взаимозависимости между ценовой политикой предприятий и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен.

В условиях монополистической  конкуренции предприятие формирует  цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.

При монополистической  конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования:

  1. установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;
  2. установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;
  3. установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;
  4. установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны;
  5. установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта;
  6. включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенными географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая покрытие дополнительных транспортных расходов.

Ценообразование в условиях олигополии. Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства.

Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического  ценообразования:

  1. олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;
  2. цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;
  3. в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;
  4. олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

Цены в условиях чистой монополии. При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному.

Государственная монополия может с помощью  политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).

В случае регулируемой монополии государство разрешает предприятию устанавливать расценки и тарифы, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его.

Нерегулируемая  монополия осуществляет значительный контроль над ценой и может диктовать цену рынку. Однако предприятие-монополист не всегда устанавливает максимальную цену. Это объясняется рядом факторов: опасение введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, а также стремление расширить возможный объем сбыта за счет снижения цен.

В реальной экономической  ситуации любой из указанных типов  рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним  товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим – на конкурентном рынке. Сложнее обстоит дело с олигополией, в недрах которой возможно появление, как монополий, так и свободной конкуренции. Следует помнить, что анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего, для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.

 

Глава 2. Формирование цен предприятия на примере ОАО «Байкальская лесная компания».

2.1 Краткая характеристика  ОАО «Байкальская лесная компания».

   Открытое акционерное общество "Байкальская лесная компания" - это холдинговая компания нескольких мощных производственных комплексов Восточной Сибири и крупнейший в Бурятии производитель и экспортер высококачественной лесопродукции.

В состав Компании входят лесозаготовительные предприятия, лесоперевалочные базы, лесопильно-деревообрабатывающий завод, ремонтно-механические мастерские, подразделения по обслуживанию производства автомобильным транспортом, энергоснабжению, строительству и ремонту зданий и сооружений и др.

В число активов  Компании входят производственные мощности нескольких лесопромышленных компаний, мебельное объединение, ряд крупных  леспромхозов.

В капитале предприятия  принимает участие Республика Бурятия  в лице Государственного комитета по управлению имуществом.

ОАО "Байкальская  лесная компания" владеет значительными  ресурсами древесного сырья - лесосырьевая база Компании занимает территорию площадью 368,4 тыс. Га, специализируется на лесозаготовках и деревообрабатывающем производстве. Предприятия, входящие в состав Компании обеспечены всей необходимой производственной инфраструктурой, ремонтной базой, запасами леса, выделенными фсроком на 50 лет, трудовыми ресурсами. Размер лесосечного фонда позволяет Компании осуществлять годовую лесозаготовку в объёме 1 200 000 кбм.

 

 

2.2 Формирование отпускной цены на 1 м3 пиломатериалов.

    Цена продукции состоит из себестоимости, прибыли и налоговых отчислений и рассчитывается путем составления плановой калькуляции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Плановая калькуляция - это затраты предприятия в  денежном измерении на производство единицы продукции, рассчитанные по статьям расходов.

В статье "Материальные затраты" отражается стоимость приобретаемых  со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу или является необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг), приобретенных материалов, используемых при производстве продукции (работ, услуг) для обеспечения технологического процесса, для упаковки продукции или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды, специальной оснастки, и т.д.

 При формировании цены на 1 куб.м. доски половой расчет величины материальных затрат осуществляется путем умножения стоимости каждого вида материала на норму его расхода. Затем рассчитывается величина материальных затрат, которая является суммой величины материальных затрат по каждой статье. В рассматриваемой калькуляции величина материальных затрат составляет 30 330 рублей.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные  затраты», формируется исходя из цен  их приобретения, с учетом надбавок.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в  себестоимость продукции, исключается  стоимость возвратных отходов.

Под возвратными  отходами производства понимаются остатки  сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью  или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе неиспользуемые по прямому назначению. На рассматриваемом предприятии возвратные отходы оцениваются по пониженной цене исходного материального ресурса. Опытно-расчетным методом на предприятии установлено, что стоимость возвратных отходов составляет 7,5 % от стоимости материалов, в рассматриваемой калькуляции (Приложение 3) величина возвратных отходов составляет: 30 330 * 7,5 % =2 275 рублей.

При доставке, складировании  и погрузочно-разгрузочных работах  предприятие несет определенные затраты. К ним относятся затраты  на содержание автотранспорта, необходимого для доставки исходного сырья на предприятие, затраты на содержание внутризаводского транспорта, затраты на содержание складских помещений и т.д. Данный вид затрат также учитывается при формировании цены. Обоснование величины транспортно-заготовительных расходов на единицу продукции производится в начале планового периода путем формирования сметы затрат на транспортно-заготовительные расходы.

На рассматриваемом  предприятии величина затрат по данной статье определяется как норматив в  размере 3 % от стоимости материальных затрат, что в рассматриваемом примере составляет: 30 330 * 3 % = 910 рублей на 1 куб.м. продукции.

В статье затрат "Расходы на оплату труда" отражаются выплаты по заработной плате, исчисленные  исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, надбавок и премий, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества за производственные результаты.

Для этого разрабатываются  нормы времени на выполнение каждого  вида работ в соответствии с технологическим  процессом и рассчитывается трудоемкость выполненных работ по каждой категории работников. Трудоемкость равна сумме затрат нормированного времени на изготовление единицы продукции. Расчет расходов на основную заработную плату производственного персонала в расчете на единицу продукции приведена в Приложении 2. Расчет произведен в разрезе технологических операций производства продукции исходя из действующих на предприятии часовых ставок соответствующих разрядов.

Величина основной заработной платы на 1 куб.м. доски  половой в данном случае составляет 9 049 рублей.

Затем производится расчет затрат на дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, который состоит из других выплат и надбавок, входящих в фонд оплаты труда производственного персонала, планирование и прямое отнесение которых на себестоимость единицы отдельных видов продукции затруднено и определяется на основе расчета соответствующего норматива следующим образом. На основании данных бизнес-плана определяется величина основной заработной платы и прочих видов выплат; затем производится сопоставление данных сумм. На рассматриваемом предприятии величина затрат по данной статье определяется как норматив в размере 15 % от основной заработной платы и включает в себя выплату надбавок за стаж работы, оплаты отпусков, доплаты за работу в ночное время и ряд других выплат. Величина основной заработной платы на 1 куб.м. доски половой в данном случае составляет: 9 049 * 15 % = 1 810 рублей.

Форма калькуляции  на изготовление 1 куб.м. доски половой  приведена в Приложении 3. В соответствии с пунктом 4.1. Постановления Министерства экономики Республики Беларусь о введении в действие «Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» субъекты хозяйствования при формировании отпускных (розничных) цен на товары (работы) и тарифов на оказываемые услуги юридическим лицам и населению в обязательном порядке составляют плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат с учетом принятой учетной политики. В течение действия установленной и согласованной цены (тарифа) плановая калькуляция не пересчитывается.

Затем на основании  рассчитанной величины основной и дополнительной заработной платы в калькуляцию  включаются отчисления в фонд социальной защиты населения по ставке 35 %. Данный вид отчислений обязателен для предприятий  всех форм собственности и составит в рассматриваемом примере: (9 049 + 1810) * 35 % = 3 801 рубль.

Далее производится расчет величины чрезвычайного налога и отчислений в фонд занятости. Норматив вышеуказанных отчислений определен  государством и составляет в настоящее время 4 % от суммы основной и дополнительной заработной платы, что составляет в рассматриваемом примере: (9 049 + 1810) * 4 % = 434 рубля.

Затем при формировании отпускной цены производится расчет величины отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев по ставке 1 %, что составляет: (9 049 + 1810) * 1 % =104 рубля.

Норматив общехозяйственных  расходов производится на основании  сметы общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы относятся  на себестоимость отдельных видов  продукции согласно принятой на предприятии учетной политики, в данном случае - пропорционально заработной плате.

Информация о работе Формирование ценовой политики отдельно взятого предприятия