Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех, а часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

) по всем параметрам  спроса равна 1, т.е. в любом  случае предусматривается линейная  зависимость от значения критерия;

) не учитывается то, что  для нескольких критериев существуют  ограничения, объективные или  субъективные, при нарушении которых,  конкурентоспособность продукции  стремится к нулю;

) для каждой пары в  раздельности при сопоставлении  нескольких товаров необходимо  выполнение расчетов;

) для значительного количества  критериев трудно найти весовое  значение показателей;

) факторы, которые не  поддаются количественной оценке, нельзя оценить их степень  воздействия на конкурентоспособность  продукции;

) данным методом рассчитывается  конкурентоспособность одного объекта  сравнительно другого, а не  уровень конкурентоспособности  вообще;

) в случае, когда в качестве  нужно установить ряд имеющихся  образцов, возникает конкретная  сложность выбора базы сравнения.

Названные выше методики, на сегодняшний день применяются на предприятиях, однако наибольшее распространение  в России получает параметрический  анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности  продукции. Особенности данных методик  в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ применяется  тогда, когда заказчиком выступает  отдельное предприятие и принятие публичной сводной финансовой отчетности, а также данных Госкомстата является затратным, с точки зрения затрат времени и ресурсов. В таком  случае информационное обеспечение - это  интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

Также существуют и аналитические  методы статистики определения конкурентоспособности  продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности  товара. Ее общий алгоритм предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и  потребительских характеристик  тестируемого продукта и соотносят  их с одноименными составляющими  заранее определенного товара-конкурента. Это узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно  для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.

В условиях рыночной экономики, оценка конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом  для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий. Изучение конкурентоспособности  необходимо вестись постоянно и  регулярно на всех этапах жизненного цикла продукции, что создает  вероятность вовремя принять  решения об приемлемых измерениях товарного  ассортимента, потребности поиска новых  рынков для производственных и модернизированных  изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.

Таким образом, на сегодняшний  день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к  оценке конкурентоспособности это:

дифференциальный, по результатам  которого устанавливается: достигнут  ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых;

маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.

Таким образом, конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального либо возможного удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Из этого следует, что конкурентоспособность  продукции - понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе подготовки образцов, но настоящая  конкурентоспособность оценивается  лишь на рынке при сравнении, как  с характеристиками, так и с  условиями продажи и сервиса  похожих товаров-конкурентов. На конкурентоспособность  продукции влияет ряд факторов, такие  как, качество, время, цена, масштаб, новизна, сбыт, сервис и др. Существует несколько  способов оценки конкурентоспособности  продукции, которые можно объединить в два базовых подхода: дифференциальный и маркетинговый.

Раздел 2. Анализ конкурентоспособности  продукции ОАО «Белгородский  хладокомбинат»

 

.1 Организационно - экономическая характеристика ОАО «Белгородский хладокомбинат»

 

ОАО «Белгородский хладокомбинат» - активно развивающаяся компания, входящая в десятку ведущих предприятий-изготовителей  мороженого в России.

Основной целью ОАО  «Белгородский хладокомбинат» является обеспечение конечного потребителя  высококачественным экологически чистым отечественным продуктом.

ОАО «Белгородский хладокомбинат» является юридическим лицом, в своей  деятельности руководствуется законодательством  Российской Федерации, Уставом (Приложение 1) и Положениями, утвержденными Общим  собранием акционеров Общества (Приложение 2).

ОАО «Белгородский хладокомбинат» обладает полной хозяйственной самостоятельностью, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе, от своего имени приобретает  и осуществляет имущественные и  личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах.

Основные виды деятельности:

осуществление торгово-закупочной деятельности в области закупок, хранения, производства, реализации мясных, молочных и других продовольственных  и непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения, любого вида операций в  области международной торговли, включая экспорт и импорт, а  также посредническую деятельность во всех областях народного хозяйства  не запрещенных действующим законодательством;

развитие собственной  специализированной розничной сети;

осуществление производства товаров народного потребления  и продукции производственно-технического назначения, их реализация, в том  числе через оптовую, мелко-оптовую розничную сеть и частным лицам, имеющим право на торговлю;

реализация и приобретение необходимой продукции и товаров, как за наличный, так и по безналичному расчетам и др.

Организационная структура  ОАО «Белгородский хладокомбинат» по типу является линейно-функциональной, так как имеет линейных начальников  и функциональные подразделения (Приложение 3).Между отделами наблюдаются как  обратные, так и прямые взаимосвязи. Сверху от руководства поступают  непосредственно указания по управлению, снизу информация для принятия управленческих решений. У данного типа структуры  имеются как свои преимущества, так  и недостатки.

Преимуществами являются:

высокая компетентность функциональных руководителей;

уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;

улучшение координации в  функциональных областях;

высокая эффективность при  небольшом разнообразии продукции  и рынков;

максимальная адаптация  к диверсификации производства;

формализация и стандартизация процессов;

высокий уровень использования  мощностей.

Недостатки:

чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности «своих»  подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне;

проблемы межфункциональной координации;

чрезмерная централизация;

увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;

реакция на изменения рынка  чрезвычайно замедлена;

ограничены масштабы предпринимательства  и инноваций.

Генеральный директор является членом совета директоров. Руководители всех служб находятся в подчинении генерального директора, за исключением  служб главного инженера и коммерческого  отдела.

Основные показатели хозяйственной  деятельности ОАО «Белгородский  хладокомбинат» представлены в таблице 2.1. Источниками информации для финансового  анализа являются следующие формы, взятые за период с 2009-2011гг.: бухгалтерский  баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о  движении денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и отчет об изменениях капитала (форма №3).

 

Таблица 2.1. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» за 2009 - 2011 годы

Наименование показателягодыАбсолютное отклонение, +,-Темп роста, %2009201020112010/ 20092011/ 20102010/ 20092011/ 2010Выручка от продажи товаров, тыс. руб.69322974234886439649119122048107,09116,44Выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах, тыс. руб.693229682305850783-1092416847898,42124,69Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.5282255339786653495753131371101,09124,60Прибыль от продаж, тыс. руб.9275813704611932544288-17721147,7587,07Прибыль до налого-обложения, тыс. руб.1738162246789334486516687358,13126,81Рентабельность продаж, %1,346,166,784,820,62459,70110,06Чистая прибыль, тыс. руб.930445760586573645612897491,83128,18Среднесписочная численность, чел. 45646246462101,32100,43Производительность труда, тыс. руб. 1520,21606,8186286,6255,2105,70115,88Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 4033864275504391042416411554105,99102,70Фондоотдача, руб. 1,721,731,960,010,23100,58113,29Фонд оплаты труда, тыс. руб.10774810792411955417611630100,16110,78Средняя заработная плата, руб.5234554190113739184559549103,52209,89Средний остаток оборотных средств тыс. руб.1787132143772603363566445959119,96121,44Число оборотов оборотных средств0,250,280,300,030,02112,00107,14Индекс цен11,0881,016----

На основе данных, представленных в таблице, можно сделать вывод  о том, что объем реализации продукции  за 2010 год по сравнению с 2009 годом  увеличился на 7,09%. Объем реализации за 2011 год увеличился на 16,44% по сравнению  с 2010 годом и составил 864396 тыс. руб. Тенденция увеличения наблюдается  у такого показателя, как себестоимость, которая в 2011 году увеличилась на 24,60% по сравнению с 2009 и составила 665349 тыс. рублей, что связанно с увеличением расхода средств на сырье и материалы, в связи с выполнением плана, проведением капитального ремонта имеющегося оборудования, ростом транспортных расходов в связи с плохим состоянием дорог на территории области.

Увеличение прибыли за 2009-2011 годы и рост себестоимости, повлияло на рентабельность продаж, которая  увеличилась и составила в 2011 году 6,78%.

В 2011 году произошло увеличение производительности труда на 15,88% по сравнению с 2010 годом, или на 255,2 тыс. рублей, что связано с совершенствованием организации производства и труда.

Фондоотдача в 2011 году по сравнению  с 2010 годом увеличилась на 13,29%, а  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  на 0,58%, что связанно с повышением эффективности использования основных средств.

Данные таблицы свидетельствуют  о росте заработной платы предприятия. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом  заработная плата увеличилась на 11630 руб., или на 10,78%. В 2010 году по сравнению  с 2009 годом рост заработной платы  возрос и составил 0,1%, или 176 тыс. руб.

Увеличение числа оборотов оборотных средств в 2011 году на 7,14% ведет к росту выпуска продукции  на 1 руб. оборотных средств.

В целом, анализ результатов  финансово-хозяйственной деятельности за 2009-2011 гг. показал, что с финансовой точки зрения ОАО «Белгородский  хладокомбинат» является прибыльным, рентабельным и финансово стабильным предприятием. Объём проданных товаров в денежном выражении в ОАО «Белгородский хладокомбинат» увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом - на 16,44%, но увеличение оборота обусловлено в большей степени увеличением потребительских цен, что можно охарактеризовать как положительную тенденцию, поскольку прирост объема деятельности происходит не за счет увеличения физической массы товаров, а инфляционных факторов.

Таким образом, можно сделать  вывод, что ОАО «Белгородский  хладокомбинат» является ведущим предприятием - изготовителем мороженого в России. Финансово - экономическое состояние  предприятия находится на высоком  уровне, растут объёмы производства продукции  а, следовательно, увеличивается и  прибыль от реализации, что свидетельствует  о высокой эффективности работы предприятия.

 

2.2 Анализ конкурентной  среды предприятия

 

Анализ отрасли показал, что в 2011 г. объем производства мороженого в России вырос на 2 % в сравнении  с 2010 годом и составил 412 тыс. т., за одиннадцать месяцев 2010 г. он составил 406 тыс. т, что на 6,3 % больше, чем за соответствующий период 2009 года (рис. 2.1.).

При этом наибольший прирост  отмечен в Приволжском (116,8 %), Сибирском (109,2 %) и Центральном (106 %) округах. Крупные  компании, такие как «Талосто», «Инмарко», «Русский Холод» и др., имеют прирост производства 20 - 30 %.

 

Рисунок 2.1. Объемы производства мороженого в РФ в 2009 - 2011 гг. (тыс. т)

 

Сезонный объем выработки  продукции изменяется существенно: в период спада (зимой) он составляет 25 - 30 % от летних показателей.

Кроме того, заметно изменилось соотношение экспорта и импорта  мороженого. В 2011 г. экспорт составил 12,8 тыс. т, импорт - 5,4 тыс. т. (рис.2.2.).

За последние годы несколько  вырос объем потребления мороженого на одного человека, который составляет 3 - 4 кг в год, хотя это значительно  ниже, чем в европейских странах (6 -8 кг) и тем более в США  и Австралии.

Среди основных тенденций, наблюдающихся  на рынке, следует отметить активизацию  поглощений и объединений. Примерами тому являются образование единой компании «Айсберри», объединившей «Рамзай», «Сервис-Холод», «Айс-Фили» и фабрику «Волшебный фонарь»; покупка фирмой «Талосто» молочного комбината в Озерах, компании «Метелица» и «Подольского хладокомбината»; покупка «Инмарко» Тульского хладокомбината.

Информация о работе Ценообразование