Цикл стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 22:17, реферат

Краткое описание

В условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации компаниям необходимо не только глубоко понимать внутреннюю организацию и делать акцент на нынешнем положении дел, но также вырабатывать определенную стратегию поведения, которая позволила бы учитывать происходящие изменения. Кроме того, такая стратегия позволила бы определить реальные возможности развития фирмы с учетом ресурсных ограничений и выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие стратегии……………………………………………………………..5
1.2 Понятие, характеристика и функции стратегического планирования……6
1. 2.1 Сущность стратегического планирования……………………………….6
1.2.2 Виды стратегического планирования…………………………………….6
2 Цикл стратегического планирования ………………………………………...8
2.1 Миссия и цели организации………………………………………………….9
2.1.1 Цели формулирования миссии……………………………………………10
2.1.2 Классификация и характеристика целей организации…………………11
2.1.3 Взаимозависимость миссии и стратегии организации. Ошибки при формулировке миссии…………………………………………………………...12
2.2 Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации…………………………..13
2.3 Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии………………...14
2.4 Реализация стратегии………………………………………………………..15
2.5 Оценка и контроль стратегии……………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование и миссия организации.docx

— 78.41 Кб (Скачать файл)

 

2.1.2 Классификация и характеристика целей организации

На основании миссии разрабатываются  цели организации, которые должны соответствовать  определенным требованиям.

- Конкретность   – чем более конкретно установлена цель, тем легче выразить стратегию её достижения.

- Измеримость  – любые  цели  необходимо переводить в  количественное измерение. Если  цель невозможно измерить, то, вероятнее  всего, она неверно сформулирована.

- Ограниченность во времени  – должно быть установлено,  к какому именно моменту времени  планируется ее достигнуть.

- Достижимость – если  установлена нереальная цель, то  в организации могут возникнуть  проблемы с мотивированием персонала.

- Гибкость – цели должны  быть установлены таким образом,  чтобы их было можно изменить: внести уточнения, корректировки,  в соответствии с изменениями,  происходящими на рынке или  во внутренней среде компании.

- Совместность – разные  цели должны дополнять друг  друга и не вступать между  собой в конфликт. Долгосрочные  цели должны соответствовать  миссии компании, а текущие являться  их составной частью.

Также необходимо обратиться к классификации целей.  Так  как она имеет значение для  разработки способов их достижения. 

По значимости цели ранжированы по принципу приоритетности и подразделяются на ключевые цели, от которых зависит общий результат деятельности организации; приоритетные и несрочные цели.

По содержанию их можно разделить на технологические, экономические, научно-технические, социальные цели.

В любой организации, грамотно установленные  цели служат ориентиром в процессе принятия решений, а также в работе по повышению эффективности деятельности фирмы и работы персонала.

 

 

2.1.3 Взаимозависимость миссии и стратегии организации. Ошибки в формулировке миссии

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации  и методов ее работы в настоящее  время, ведь она изначально выражает устремленность в будущее. Миссия фирмы  показывает ранжирование ее ценностей по приоритету, то, чего компания хочет достичь, и на что будут направляться ее усилия. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что миссия организации является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой организации.

  По опыту множества организаций  из-за отсутствия четко сформулированной миссии:

-  различные программы оказывались несогласованными;

-  сложившиеся разные  представления у сотрудников  организации о том, зачем она  нужна  и что должна делать  вызывали раскол в компании;

- пропадало доверие к  организации со стороны спонсоров  и общества из-за того, что ни  один сотрудник не мог четко  и внятно объяснить, для чего  создана организация;

- отсутствие миссии затрудняло  возможности стратегического планирования, так как никто в организации  не знал, в каком направлении  она должна двигаться. 

      Таким образом, миссия организации формирует общие принципы и установки, которые определяют предназначение, сферу деятельности организации и ее роль на рынке. Стратегия - система взаимосвязанных моделей и решений, которые определяют приоритетное направление деятельности организации по достижению ее миссии, а цели, в свою очередь, обозначают конечные и промежуточные результаты в реализации стратегии.

 

 

2.2. Оценка и анализ внешней среды

 После установления своей  миссии  и  целей   руководство предприятия  начинает  диагностический этап процесса стратегического планирования и первым шагом является анализ внешней среды, который включается в себя следующие компоненты:

-  оценка изменений, которые могут, так или иначе, воздействовать на стратегию;

-    определение угроз для действующей стратегии, контроль деятельности конкурентов;

- определение факторов, предоставляющих обширные возможности для достижения целей фирмы.

Анализ внешней среды  включает в себя анализ экономической среды, анализ технологической среды и анализ рыночного окружения.

Для успешного планирования руководство также должно иметь  полное представление о внутренних проблемах и потенциальных возможностях. Во внутреннее обследование среды предприятия  входят такие компоненты,  как маркетинг, бухгалтерский учет,  производство,  анализ человеческих ресурсов, культура и образ корпорации.

Анализ  внешней  среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в  этой  среде, а анализ внутренней среды помогает вовремя выявить недостатки и возможности внутри организации.

 

 

 

 

2.3 Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии

Формирование стратегии фирмы  в целом приобретает все большее  значение. Перед каждой организацией стоят 4 основные стратегические альтернативы.

- Ограниченный рост. Осуществляется путем установления целей от достигнутого положения, скорректированных с учетом инфляции.

- Рост. Для такой альтернативы  свойственно значительное повышение  уровня текущих (краткосрочных)  и долгосрочных целей над уровнем  показателей прошлого года.

- Сокращение. Осуществляется путем  установления целей ниже достигнутого  положения в прошлом. В рамках  альтернативы сокращения можно  рассмотреть еще несколько вариантов:

 а) ликвидация  - полная распродажа активов организации и имеющихся запасов;

 б) отсечение лишнего – отделение от организации некоторых подразделений или видов деятельности;

Применяется при застойной экономике, в попытке увеличить прибыль.

- Сочетание. Представляет собой любое сочетание рассмотренных из трех описанных выше стратегий. Такую стратегию чаще всего применяют крупные организации, действующие сразу в нескольких отраслях. 
         Проведя анализ внешних угроз и возможностей, и рассмотрев имеющиеся стратегические альтернативы, руководство приступает к выбору стратегии, которая максимально повысит эффективность деятельности предприятия в долгосрочном периоде. Хотя выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на всю организацию, и, следовательно, к  работе также привлекаются менеджеры среднего звена. [6, с.156]

 

 

2.4 Реализация стратегии

Часто случается так, что  хорошо проработанный стратегический план проваливается, по причине того, что не приняты необходимые меры по его реализации. Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:

- цели и мероприятия стратегии должны быть четкими, хорошо структурированы, доведены до работников и приняты ими.

- должен быть разработан  четкий план действий по реализации стратегии, учитывающий его обеспечение всеми необходимыми ресурсами.

 

 

2.5 Оценка и контроль стратегии

Данный этап является завершающим  процессом в стратегическом планировании. Он обеспечивает связь между установленными целями и миссией организации  и непосредственно ходом процесса их достижения.

Основными задачами этого  этапа являются:

-     определение того, что нужно проверить;

- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с необходимыми показателями;

-     поиск причин отклонений, если они были выявлены;

- осуществление корректировки выявленных отклонений, если ее необходимо и возможно провести.

 

 

 

 

 

Заключение

Практика многих коммерческих и  некоммерческих организаций доказала не только высокую эффективность  применения стратегического планирования, но также и его настоятельную  необходимость.  

     В прошлом организации в основном обращали внимание на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования различных ресурсов в ее деятельности, и при этом они весьма успешно функционировали. Но в последнее время постоянно меняющиеся условия окружающей среды привели к необходимости изменения сложившихся стереотипов характера управления.  Новый поход к развитию организации заставляет предприятия заглядывать в будущее, формулировать свою уникальную стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, а также ликвидировать угрозы и опасности.  

    Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что стратегическое планирование - это систематизированный и логический процесс выбора общих целей и решений о том, что следует делать организации для их достижения, ключевое место в котором отводится миссии.

Миссия, или общая цель организации определяет ее суть деятельности, служит базой для построения и коррекции  ключевых целей каждой из ее подсистем  и образует фундамент для разработки стратегии. В свою очередь ключевые цели организации являются основой для формирования и оценки всех стратегических решений, которые отражают точку зрения руководства, учитывают влияния внешней среды, но также требуют всестороннего подхода к управлению организацией. 

      Таким образом, миссия организации - это не только основной смысл деятельности фирмы  в настоящее время, это и то, к чему она стремиться и чего хочет достичь. Поэтому формулировка миссии является ключевым плановым решением для организации - для ее настоящего и будущего. 

Список использованных источников

  1. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 248 с.
  2. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание: пер. с анг. / И. Ансофф ; под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.
  3. Вершигора,  Е.Е.  Менеджмент  / Е.Е. Вершигора. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2007. – 283 с.
  4. Виханский,  О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 2-е изд., испр. и доп. –  М.: ИНФРА-М, 2005. – 527 с.
  5. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов/ О.С. Виханский – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 292 с.
  6. Гапоненко,  А.Л.  Стратегическое управление: Учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин  – М.: Омега-Л, 2004.
  7. Жемчугов, А.М.  Проблемы экономики и менеджмента // А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Система стратегического управления. – М., 2011. – Вып. 3. – С. 4-5.
  8. Карлофф, Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Б. Карлофф. – М.: Экономика, 1993. – 166 с.
  9. Теория управления: учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Л. Панкрухина. – М.: РАГС, 2003. – 558 с.
  10. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: пер. с анг. / Р. Уотермен; под общ. ред. В.Т. Рысина. – М.: Прогресс, 1988.
  11. Thompson, A.A.  Strategic Management: Concepts and Cases / A. A. Tomphson,  Jr. A.J. Strickland III. – 3rd edition Plano. – Tex: Business publications, 1984.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рисунок 1 - Обобщенная схема системы стратегического управления [7, с.5]

 

 

Рисунок 2 – Цикл стратегического  планирования

 

 


Информация о работе Цикл стратегического планирования