Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Маркетинговым коммуникациям»
1Понятие коммуникаций и связь дисциплины с другими науками.
Понятие коммуникаций толкуется неоднозначно, а именно как процесс подачи информации и как экономическая категория.
Как категория коммуникации – отношения между субъектами, возникающие по поводу распространения и передачи информации, сообщений, с целью воздействия на аудиторию и адресатаМаркетинговые коммуникации (экон)– отношения между субъектами рынка по формированию спроса на товары или услуги, стимулированию их продаж с целью удовлетворить
потребителей и увеличить прибыль.Коммуникатор → кодирование информации → обращение → канал передачи → декодирование → адресат.В роли коммуникатора может выступать предприятие, организация, фирма. Под кодированием
понимается процесс представления информации адресату в виде текста, фото, рисунка. Задача состоит в изучении кодов, которые будут положительно восприниматься получателем. Обращение – формировать или изменять стереотип и мнение целевых групп. Каналы передачи информации – радио, ТВ, каталоги и др. Декодирование предназначено для расшифровки коммуникационного послания адресатом.Коммуникации являются предметом изучения ряда наук: социологии, психологии, философии, лингвистики, политологии, экономики и других наук.
2.Толкование сущности коммуникаций с позиции различных наук (социологии, философии, политологии, лингвистики психологии и др.)
Психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, процесс межличностной и массовой коммуникации, а также различные аспекты коммуницирующих субъектов — коммуникантов.
Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи — устной и письменной, диалогической и монологической и др. её типах.
Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, и в частности — функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.
Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Поэтому она достаточно широко трактует понятие и содержание коммуникации (использует широкое значение данного понятия). Вместе с тем именно в философии изначально сложилось и более узкое представление о коммуникации как о диалоге человека с человеком (софисты, Сократ, Платон).
3.Понятие закона. Общие и чистые законы теории коммуникаций.
Законы - необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, на основе которых возможно объяснять факты и явления реального мира, предсказывать новые события. Все законы в коммуникациях можно разделить на общие и частные.
Общие законы теории коммуникаций:
Возвышения потребностей
Системной организации природы и общества
НТП
Предельной полезности
Ускорения информационного обмена и др.
Данные законы характерны для таких наук, как социология, психология, политология, культурология, экономика.
Частные законы системы коммуникаций:
Двух сторон
Обратной связи
Гетерогенности коммуникативных систем
Минимального основания.
4.Основные
категории теории коммуникаций и их сущность Основные категории: -коммуникация;-информация;
-информационный обмен; -коммуникационное
пространство;-коммуникационное время; -коммуникатор;
коммуникант и др. Сущность категории «коммуникация»
выражает определенные общения по передаче
информации с целью воздействия на адресата.
Из данного определения вытекает одна
из основных категорий коммуникаций –
информация. В области коммуникаций информация–
сведения, передаваемые людьми устным,
письменным, электронным или другим способом
с помощью условных сигналов или технических средств. Информаци
5.Методы
и функции коммуникаций. Основой любой теории и научных
исследований являются методы
– совокупность приемов в научных исследованиях
для получения определенного результата. Учение
о системе методов или общая теория метода
называется методологией. Все
методы в теории коммуникаций можно разделить
на общие и частные. Общие
методы широко применяются в различных
областях научного познания. К числу таких
методов в коммуникационных исследованиях
можно отнести комплексность; системный
подход; сравнение; анализ; синтез; моделирование. К частным
методам в коммуникативистике относятся
социологический; герменевтический; бихевиористский;
контент-анализ; интент-анализ; социолингвистика;
наблюдения; социометрия. Функции
теории коммуникаций раскрывают ее содержание.
К наиболее важным относятся: познавательная;
методологическая;
6.Этапы
развития средств коммуникаций. 1 этап. 40-35 тыс. лет до нашей эры. Возникновение
речи (первая коммуникационная революция). 2 этап.
3 тыс. лет до нашей эры. Появление письменности
(вторая коммуникационная революция). 3 этап. Конец
9 – начало 17 в. Книгопечатание (третья
коммуникационная революция). 4 этап.
17-20 в. Развитие электронных средств коммуникаций. 5 этап
21. . – настоящее время. Компьютеризация
информации.
7.Этапы развития теории коммуникаций. 1 этап. Античный период (Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан) 2 этап. 1-18 вв. Христианский период (Кирилл и Мефодий, Э. Мунье, М.С. Каган) 3 этап. 18-20 вв. Преобладал философский подход (Ф.Шлейермахер, Г. Лейбинц, Ч.Пирс, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский) 4 этап. 20 в – настоящее время. Современная теория коммуникаций (Д.Белл, Г.М.Маклюэн, К.Шеннон, де Флер, Г. Годе и др.)
8.Структурные модели коммуникаций их характеристика и отличительные особенности. Коммуникационные модели предназначены для отражения коммуникационного процесса передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных средств или каналов. Коммуникационные модели можно разделить на линейные, нелинейные, циркуляционные и объемные. К линейным относятся модели, названные по именам их авторов: -Аристотеля. Данная модель представлена следующими структурными элементами: ОРАТОР – РЕЧЬ – СЛУШАТЕЛЬ. Данная модель отражает коммуникативный акт, где три основных элемента в измененном виде воспроизводятся и в других моделях.
-Лассуэлла. Раскрывается по мере ответа на следующие вопросы: КТО СООБЩАЕТ? ЧТО? ПО КАКОМУ КАНАЛУ? КОМУ? С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? В соответствии с этими вопросами выделяются следующие разделы исследования коммуникаций: 1 Открытие самого акта коммуникаций, определяется его направление, дается ответ на вопрос: кто является коммуникатором;2Раскрывает содержание передаваемых сообщений и частоту передачи;3Представляет средства и каналы передачи информации, и их соответствие адресату;
4Предназначен для аудитории и коммуникаций. Здесь соблюдается дифференцированный подход к содержанию коммуникационной информации, так как суть рекламного текста для домохозяек и деловых людей должна быть разной. Кроме того, целевая аудитория оказывает влияние и на выбор каналов передачи сообщений.
5Заключается в изучении результативности коммуникаций, т.е. представляет собой возникший интерес к сообщению или отсутствию такового.
Данная модель носит
Третья линейная модель коммуникаций появилась в 1949 году. Эта модель названа по именам ее авторов: Клода Шеннона и Уорена Уивера. Данная модель построена на основе изучения эффективности распространения радиоволн и сигнaaaалов в телефонном кабеле. По содержанию она почти ничем не отличается от предыдущей модели. Различие заключается только в графическом представлении. Достоинство данной модели состояло в том, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако она имеет и ряд недостатков:
-Отражает преимущество технические способы передачи информации, т.е. она механистична. Человек включается в нее в качестве источника или адресата, получателя информации
-Абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, концентрируя внимание только на ее количестве
-Отсутствует также и обратная связь. Данная модель однонаправленна
Четвертой моделью коммуникаций является модель М.де Флера. Суть ее состоит в том, что первоначальная «Идея», которая трансформируется в «сообщение», затем отправитель переводит его в «информацию», посылаемую по определенному каналу. Получатель декодирует «информацию» в сообщение», которое в свою очередь трансформируется в «идею». В этой модели замыкается цепочка следования информации от источника до получателя, повторяя весь обратный путь от получателя к источнику. Обратная связь позволяет коммуникатору совершенствовать свое сообщение с тем расчётом, чтобы повысить его эффективность.
9.Виды барьеров в модели коммуникаций. Сообщение, передаваемое от источника к получателю, преодолевает коммуникативные барьеры. В результате, оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято совсем. Это очень важно, так как искаженная в коммуникациях информация может привести к серьезным проблемам. В целях повышения эффективности коммуникаций следует изучить проблему барьеров и выработать практические навыки их преодоления. Коммуникативные барьеры – это все, что препятствует движению или блокирует ее в коммуникационном процессе. Коммуникативные барьеры обусловлены факторами внешней среды, техническими причинами, человеческим фактором. Таким образом, эффективность коммуникаций определяется или зависит от следующих факторов:-Отправитель коммуникации (его статус, надежность, компетентность)-Содержание сообщения, его форма-Время и условия передачи-Способы кодирования-Способность получателя правильно декодировать сообщение
10.Вербальные коммуникации. Функции речевой коммуникации.Вербальные коммуникации – речевое, устное и письменное общение людей в процессе их совместной деятельности. Невербальными коммуникациями называется способ передачи информации на основе непроизвольных, неосознанных комплексов движений, выражений, обозначающих личностные особенности человека. По данным исследований, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Понятие «речь» не однозначно трактуется учеными, однако с точки зрения коммуникативного аспекта можно определить ее следующим образом: это вид общения с другими людьми на основе использования средств языка. Языковое оформление информации определяется поставленными перед собой целями. Это может быть деловая, официальная, поэтическая, профессиональная и другая речь. Речевое воздействие на собеседника зависит от функций языка.Выделяют следующие функции речи: коммуникативная, апеллятивная, экспрессивная, познавательная, мнемическая, фатическая, метаязыковая, эмотивная, валюнтативная. Источником коммуникации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом передачи информации может быть голосовой аппарат, письмо, техническое средство. Код в случае речевого общения – это сама речь. Кодирование определяется как перевод информации из внутримозгового кода в языковые единицы, декодирование – как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче сообщения происходит в вербальных коммуникациях автоматически. Как правило, это родной язык говорящего. В роли получателя информации может выступать как отдельный индивид, так и группа индивидов, а также массовые аудитории. Получатель внимает сигнал и декодирует его, переводит речевой код во внутреннеосмыслительный аппарат. Далее следует ответная реакция адресата на сообщение. Помехи и искажения как барьеры модели в речевых каналах передачи информации могут быть обусловлены лингвистическими, акустическими или произносительными причинами. Лингвистические могут быть связаны с отточенностью фраз, чрезмерной усложненностью сообщения. Акустические связаны с дефектами речи, чрезмерной или недостаточной громкостью. При письме это вызывает неправильную разбивку на абзацы. В процессе речевой коммуникации говорящий и слушающий поочередно меняются ролями, высказываясь об общем предмете разговора. В данном случае речевой процесс перерастает в диалог или текст. В речевой коммуникации выделяют следующие формы: диалог полилог, монолог, спор.
11.Понятие диалога и его типы.Диалог– это совместная деятельность участников речевой коммуникации, имеющих общую цель. Содержание диалога раскрывается посредством его типов. Выделяют информативный, прескрипторный (обмен мнениями), регулирующий, эмоциональный типы диалога. Координация действий собеседников в диалоге обеспечивается специальными приемами и правилами, которые известны им и регулярно используются в разговоре. Общие правила повышения эффективности диалога: Необходимо выслушивать обращенное высказывание до конца;-Вопрос всегда требует ответа; -Приветствие сопровождается приветствие;-Просьба сопровождается принятием или отклонением;-Поведение требует ответа действием или словом;-Каждый из партнеров должен демонстрировать готовность к сотрудничеству. Для этого собеседник может выражать несогласие по отдельным аспектам, спорит, но включаться в разговор таким способом, который соответствует его общей линии и целям:-Каждый из участников речевой коммуникации должен вносить достаточно, но не слишком много информации; -Высказывания должны быть правдивыми, уместными и соответствовать текущему разговору; Требуется избегать неясности, двусмысленности сообщений. Например, на вопрос: «Сколько рублей это вам стоило?», ответ «Достаточно» может быть истолкован как «Это вас не касается».Если в речевом обращении участвуют больше двух человек, то данная форма коммуникации называется полилогом.
Информация о работе Шпаргалка по «Маркетинговым коммуникациям»