Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:32, контрольная работа
Термин «маркетинг» (от англ. marketing -- создание рынка, рынковедение) возник в экономической литературе США на рубеже XIX - XX столетий. Подходящего эквивалента этому слову в русском языке не нашлось, и поэтому используется его английское произношение с ударением на первом слоге -- маркетинг.
1. Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности. 1
1.1. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга. 1
1.2. Первый этап эволюции маркетинга (1860--1950 гг.) 3
1.3. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.) 4
1.4. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.) 7
1.5. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. -- настоящее время) 9
1.6. Становление маркетинга в России 11
2. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка. 18
2.1.Факторы влияющие на конъюнктуру рынка. 18
2.2.Основные объекты конъюнктурных исследований. 22
2.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка. 25
Список литературы: 29
данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной
продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является
анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент
протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением
спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением
цен.
Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический,
отраслевой и товарный.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:
использование различных, взаимодополняющих источников информации;
сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих
конъюнктуру рынка;
применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Сбор информации - важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует
единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения
об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды
информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую,
коммерческую, специальную.
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в
целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее
получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные
формы учета и отчетности.
Коммерческая информация - это данные, извлекаемые из деловой документации
предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от
партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:
заявки и заказы торговых организаций;
материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли
(материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях,
конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
Специальная информация представляет данные, полученные в результате
специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей,
специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж,
конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских
организаций.
Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения,
которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка
особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения
состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного
характера дальнейшего его развития по крайней мере на один - два квартала, но
не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.
Прогноз рынка - это научное предвидение перспектив развития спроса,
товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на
основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.
Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития,
основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой
объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов
прогнозирования.
В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:
установление объекта прогнозирования;
выбор метода прогнозирования;
процесс разработки прогноза;
оценка точности прогноза;
Установление объекта прогнозирования - важнейший этап научного
предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и
спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.
В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими
оговорками и последующей корректировкой результатов прогнозных расчетов.
Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его
упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если
прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития
розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы
прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных
товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.
Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов,
выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей
корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.
Оценка точности прогноза выполняется путем расчета его возможных ошибок.
Поэтому результаты прогноза практически всегда приводятся в интервальном
виде.
Прогнозы рынка классифицируются по нескольким признакам.
По времени упреждения выделяются: краткосрочные прогнозы (от нескольких
дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы
(более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения,
но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.
По товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды
товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.
По региональному признаку делают прогнозы рынка для: конкретных
потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира.
По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой
которых являются:
Экстраполяция ряда динамики ( Емкость рынка)
Интерполяция ряда динамики - нахождение недостающих членов динамического ряда
внутри его;
Коэффициенты эластичности спроса;
Структурное моделирование - представляет собой статистическую таблицу,
содержащую группировку потребителей по наиболее существенному признаку, где
для каждой группы приведена структура потребления товаров. При изменении
структуры потребителей изменяется и среднее потребление (а следовательно, и
спрос) этих товаров. На этой основе построен один из методов прогнозирования;
Экспертная оценка. Этот метод используется на рынках новых товаров, когда
базисная информация не успела сформироваться, или на рынках традиционных
товаров, которые долгое время не исследовались. Он основан на опросе
экспертов - достаточно компетентных специалистов.
- Экономико-математическое моделирование;
Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с
отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать
меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и
предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в виде
различных аналитических документов.
Сводный обзор, или доклад. Основной документ с обобщающими показателями
рынка, товаров народного потребления. Анализируется динамика общеэкономических
и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры. Проводится ретроспектива
и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещается наиболее характерные
тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных рынков.
Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры. Документы,
отражающие специфику конкретной ситуации или отдельно какого-либо рынка.
Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо
проблема конкретного товарного рынка.
Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. Документ, содержащий
оперативную информацию, которая является своего рода “сигналом”, об отдельных
процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации
являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки
специалистов.
своего
товара.
Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 560 с.: ил.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./общ. ред. и вступит сл. Е.М.Пеньковой. - М.: Прогресс, 1993. - 736с.
[Электронный
ресурс] http://www.marketing.spb.ru/
[Электронный ресурс] http://www.russmarketing.ru/
[Электронный ресурс] http://www.dis.ru/library/
Маркетинг:
Методические указания по выполнению
контрольной работы, Москва, Вузовский
Учебник 2007.