Экономические потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. У всех людей есть различные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг_1.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

В дополнение к описанной системе  Симонов выделяет две вспомогательные  потребности, необходимые для удовлетворения всех остальных: потребность в навыках и умениях и потребность в преодолении препятствий. Объединяя все предлагаемые основания, Симонов получает четырехмерную систему классификации потребностей, которая позволяет устанавливать генетическое соответствие, отношения иерархии, выявление субъектной ориентации и динамического потенциала потребности.

 

  1. Классификация потребностей Каверина.

 

Перспективное направление в разработке новых классификаций представляет собой типология потребностей, предложенная С. Кавериным и представленная на рисунке 4.

 

 

 Выстраивая свою систему,  в качестве основного критерия  дифференциации потребностей Каверин  предложил сферу деятельности  субъекта, отсутствующую в приведенной  выше карте классификаций. Он  напоминает: "Идея классифицировать потребности на основании фундаментального для психологической науки принципа деятельности исходит из положения К. Маркса о неотделимости потребностей и деятельности, о том, что деятельность по удовлетворению потребностей есть первый исторический акт, что само действие удовлетворения потребностей ведет к порождению новых" [Каверин, 1987, с. 124].Система Каверина носит двумерный матричный характер. Одним фактором упорядочивания выступает уже упомянутый выше критерий деятельности. В роли другого используется генетический критерий, применявшийся также в типологиях Маслоу и Симонова. Оба фактора нуждаются в дополнительном пояснении. В отношении критерия деятельности необходимо отметить факт двойственной связи конкретных потребностей с видами деятельности. С одной стороны, все потребности актуализируются в процессе соответствующих занятий. С другой стороны, именно посредством определенного вида деятельности становится возможным их удовлетворение. Каверин выделяет четыре вида деятельности - труд, общение, познание и рекреацию. Примечательно, что общение понимается им как максимально широкая категория, представителями. На основании генетического критерия Каверин выделяет биогенные, психофизиологические, социогенные и высшие потребности. Эти четыре типа выстраиваются в иерархическую систему. Налицо существенное сходство с пирамидой Маслоу: генетический критерий разработан и ранжирован схожим (хотя и неэквивалентным) образом. Каверин использует совсем другую логику. В системе присутствуют жесткие отношения управления: потребности более низкого уровня подчинены потребностям более высокого порядка; сами формы  выражения первых зависят от степени развитости вторых. Более того, основанием для выстраивания такой цепочки служит вовсе не порядок удовлетворения, а степень социализации, то есть удаленности от

биологических оснований. Чем выше степень социализации потребности, тем более высоко ее положение  в иерархии и тем большая часть  потребностей формируется на ее основе. Поскольку в модели Каверина уровень насыщения любых потребностей ограничивается развитостью и удовлетворенностью потребностей более высокого порядка, концепция разумных потребностей оказывается здесь просто ненужной. Из этого напрашивается вывод о необходимости акцентировать педагогическую работу именно на воспитании высших потребностей. Предлагаемая Кавериным типология по своему удобству и логической стройности во многом превосходит систему Симонова, а в вопросе построения генетической иерархии - более основательна, чем рассуждения Маслоу. Однако критерий разделения потребностей по видам деятельности представляется спорным. Например, потребность в самовыражении может с успехом актуализироваться и насыщаться не только в процессе досуговой деятельности, но и посредством труда.


Информация о работе Экономические потребности