Экономическое стимулирование экологической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Украина входит в перечень стран, которые подписали и ратифицировали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол к ней, и взяли на себя обязательства не только защищать климатическую систему на благо современного и будущего поколений человечества, но и выполнять свои индивидуальные обязательства как Стороны Конвенции и Протокола. В частности, Украина обязалась проводить политику и мероприятия, направленные на борьбу с изменением климата, учитывая реальные социально-экономические условия страны, охватывать все источники и поглотители парниковых газов, а также соответствующие секторы экономики.

Содержание

Вступление
1. Экономические методы рационального природопользования
2. Модели организации и управления природопользованием
3. Формы эколого-экономических инструментов рационального природопользования
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф ЭМ.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Благодаря субсидиям  органы, занимающиеся финансированием  могут осуществлять функции, подобные лицензированию. С этой целью в большинстве стран, использующих субсидии порядок согласно которому в невыполнении установленных требований влечет прекращение финансовой помощи. К числу самых действенных стимулов природоохранной деятельности, имеющих солидные перспективы в наших условиях, относят рыночную реализацию права на загрязнение.

Обеспечить развитие экологического предпринимательства  и финансирования различных видов  природоохранной деятельности в  Украине должно создание системы  экологических фондов, включая страховые  экологические фо онды предприятий Основным источником формирования последних является:

- страховые взносы  предприятий, деятельность которых  связана с риском экологически  опасных ситуаций и аварий;

- отчисления от прибыли  предприятий, а также другие  поступления, не подлежащих налогообложению.

К эффективных средств  экологического предпринимательства  можно отнести экологическую  маркировку продукции и екосертификацию  фирм-производителей Экомаркировка  продукции служит прекрасным рекламным средством и обеспечивает высокую конкурентоспособность способность товаров.

На Западе систематическое  стимулирование экологического предпринимательства  только начинается. Но накопленный там практический опыт уже необходимо использовать в Украину.

К сожалению, реалии применения у нас экологического менеджмента свидетельствуют о том, что действующая система экономических регуляторов недееспособна побудить природопользователей к внедрению экологического предпринимаства. По сути, экономические инструменты выполняют роль фискальных платежей, а функционирования эколого-экономических регуляторов в виде различного рода платежей выступает средством накопления финансовых ресурсов во властных структурах.

3. Формы эколого-экономических инструментов рационального природопользования

Говоря о различных  формах эколого-экономических инструментов природопользования, следует помнить  о определенную условность подобной классификации. Во-первых, различные формы эколого-экономических инструментов является в основном вариациями двух основных видов воздействия на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности: налогового, что является исключением доходу, и дотационного, что является прямой или косвенной передачей дохода частности, любые виды платежей могут квалифицироваться как некоторые формы налога, а любые виды льгот как скрытые формы дотаций или субсидий.

Во-вторых, часто те или  иные аналогичные по смыслу инструменты  в разных странах называются по-разному  есть частые различия в названии инструмента  определяются не столько его содержанием, сколько терминологическими особенностями данной страны.

В-третьих, отнесение  эколого-экономического инструмента  к той или иной формы связано  не столько с видом передачи или  извлечения дохода, сколько с организационной  процедурой его осуществления частности например, налоги связывают обычно с аккумулированием средств на бюджетных счетах, а платежи - с последующим созданием специальных фондов целенаправленное использования.

Главные эколого-экономические  инструменты регулирования природопользования представлены на схеме рис 1

Рис .1Формы эколого-экономических инструментов

Платежи (сборы, плата) - это денежные или иные блага, экономический субъект платит за используемые ресурсы (включая ассимиляционный потенциал), и за возможность осуществления хозяйственной деятельности В эколог госэкономической сфере платежи являются наиболее распространенной формой инструментария в большинстве стран мира Среди наиболее распространенных в мировой практике экономических методов стимулирования рационального природопользования является, прежде всего, платежи за природные ресурсы и загрязнение Научной основой для определения размеров такой платы служит их экономическая оценка. В общем виде вы делить такие виды платежей (схема на рис 2)2):

o платежи за право  пользования природными ресурсами;

o плата за воспроизводство  и охрану природных ресурсов;

o рентные платежи за  эксплуатацию лучших природных  ресурсов по качеству, или по  месту их расположения относительно  рынка;

o штрафные платежи  за сверхурочное использование природных ресурсов;

o компенсационные платежи  за выбытие природных ресурсов  из целевого использования или  ухудшение их качества, вызванное  деятельностью этих предприятий

Рис 2 Виды эколого-экономических платежей (сборов)

К экономическим методам управления процессом природопользования относятся также платежи за загрязнение Плата за загрязнение окружающей среды действующим законодательством устанавливается по:

o выбросы в атмосферу  загрязняющих веществ стационарными  и передвижными источниками загрязнения;

o сбросы загрязняющих  веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние  морские воды, а также в подземные  горизонты, в том числе сбросы, проводимых предприятиями через  систему коммунальной канал лизации

o размещение отходов в окружающей среде

Критерием для расчета  платежей за загрязнение являются убытки от него. Эти убытки проявляются подле в моральном, социальном, эстетическом, экономическом аспектах Но на сегодняшний день части в оцениваются пока только экономические убытки, которые всегда являются только частью, хотя и очень весомой, общих убытков Из-за отсутствия соответствующих методик оценка моральных и социальных убытков составляет определенные трудностиощі.

Экономический ущерб от вредного воздействия на окружающую среду - это фактические или возможные затраты народного хозяйства на предупреждение вредного воздействия загрязнения, выраженные в стоимостной форме, и расходы на компен нсацию этих утра.

К классу платежей или  сборов еще можно отнести такой  эколого-экономический инструментарий как штраф Штраф - это денежное наказание в виде взыскания определенной суммы.

Налоги. Главная особенность налогового эколог-экономического инструментария заключается в том, что собранные таким путем средства, поступающие на бюджетные счета соответствующего уровня (государственного или местного) и исполь стовуються на финансирование экологических проблем Налоги экологической направленности взимаются отдельно (т.е. предусмотрены специальные статьи), или в составе других налогов (отчисляемых доли от суммы общ альных налогов).

Пошлина - это обязательный взнос, взимаемый, таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее территорию или его вывозе с этой территории, и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза

Субсидия - это целевая односторонняя помощь в денежной или натуральной форме, передается за счет средств государственного бюджета или специальных государственных и негосударственных фондов экономическим субъектам для осу снення природоохранных программ, имеющих общегосударственное, загальрегиональне значение (создание заповедников, озеленения территории, сохранение природных объектов, создание объектов по утилизации от ходов и др.).

Дотация - это денежные или другие виды помощи за счет государственных или других источников, предоставленные юридическими или физическими лицами для покрытия убытков и на специальные цели.

Грант - это вид экономической помощи, предоставленный на конкурсной основе Одной из приоритетных сфер, где предоставляются гранты, является экологическая Так же, как субсидии и дотации, гранты, конечно, выделяются на безвозмездной и основе При этом, обычно, достаточно строго соблюдаются условия (требования) расходов предоставленных средств.

Кредит - это ссуда на условиях возвратности, для решения экологических проблем применяются кредитные льготы относительно:

o сроков кредитования;

o процентных ставок;

o объемов кредитования;

o гарантий

Выплаты - это возмещение затрат экологического характера. Выплаты могут проводиться прямо или посредством специально создаваемых экологических фондов.

Ускоренная  амортизация - это система мероприятий (главным образом введение специальных норм амортизации), что позволяет увеличивать величину амортизационных фондов (необлагаемую часть дохода) в первые годы эксплуатации основным фондов.

Ценовые инструменты - это система мер воздействия на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности, основным результирующим механизмом которой является целенаправленное изменение различных видов деятельности (товаров) с помощью уменьшения или увеличение цен. Можно выделить два основных направления использования ценовых инструментов в природопользовании: прямое регулирование цен и косвенное регулирование этих.

Методы прямого регулирования  цен используются в тех случаях, когда существуют возможности административного влияния на цены

Методы косвенного регулирования  цен имеют в рыночной экономике  значительно большие возможности.

Содействие (ограничение) на рынке - это комплекс организационных мероприятий, позволяющая предоставить дополнительные экономические преимущества экологически ориентированным субъектам, или создать экономические ограничения экологически неблагоприятным субъектам, как прав вило, без прямого финансового влияния на интересы субъектов.

Премия (награда, приз) - это денежная или иная вознаграждение за успехи в осуществлении экологической деятельности

Экологическое страхование - это создание за счет средств экономических субъектов резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения убытков от воздействия на природную среду в результате непредвиденных надзвич чайных ситуаций (экологических аварий, катастроф и др.).

 

 

Выводы

 

Сегодня у нас нет  достаточных средств, чтобы обеспечить экологически устойчивое развитие страны Согласно опубликованным данным, ежегодно необходимо привлекать около 40 млрд долл. иностранных инвестиций, в том ч числе около 10 млрд долл. - для реализации программ и проектов первоочередного государственного значения, чтобы обеспечить экологическую и энергетическую безопасность, развитие современных экологически технологических сфере инфраструктура В этом направлении должна быть переориентирована государственная инвестиционная и налоговая политика в части механизма привлечения экологических инвестиций и стимулирования развития экологического бизнеса Правовою основой екологического предпринимательства в Украине служат законы \"О предприятии и предпринимательской деятельности'',\" Об охране окружающей природной среды \"и\" Об отходах \"В этих документах в значении ответственность и необходимость компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды, а также сформулированы принципы защиты от экологических рисков. По мнению специалистов, нужд но немедленно дополнить природоохранное законодательство пакетом документов об экологическом предпринимательстве (\"Об экологическом страховании\", \"О финансовые механизмы для реализации программы\", \"Об охране окружающей среды \",\" О поддержке технологий и исследований для сохранения окружающей среды \",\" О специальных экологических фондах на предприятиях \") В качестве первоочередных предлагаются такие метеорологические фонды на предприятиях"). У качестве первоочередных предлагаются такие меры:

1. Подготовка пакетов законодательных проектов, направленныхих 
на экономическое стимулирование экологического предпринимательства:

  • о льготном налогообложении предприятий экологического профиля;
  • о введении поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (услуги);
  • о порядке льготного кредитования предприятий различных форм собственности, действующих в сфере улучшения состояния природной среды;
  • о дополнительном налогообложения экологически опасных производств;
  • о порядке использования экологических фондов для субсидирования работ (товаров, услуг) экологического профиля.

2. Создание организационных структур для регулирования и экономического стимулирования производства товаров (работ, услуг) экологического назначения Подготовка нормативно-методической документации, регламенту деятельность этих структур.

3. Формирование региональных центров по регулированию и стимулированию экологического предпринимательства и отраслевых центров по экологическому аудиту, стандартизации, сертификации, метрологическому контролю экологически их товаров (работ, услуг).

4. Содействие в организации производства оборудования для малых предприятий экологического профиля.

5. Формирование системы аудита, лицензирования, сертификации и аккредитации субъектов экологического предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) экологической направленности.

6. Проведение маркетинговых исследований в области экологического предпринимательства и бизнеса.

В условиях перехода от жесткой  командно-административной схемы управления природопользованием в ориентированной  на рынок системы территориального управления охраной, воспроизводством и использованием природ них ресурсов, тактика государственного протекционизма с целью развития экологического предпринимательства и бизнеса будет способствовать стабильности и повышению уровня экономики в Украине.

Список использованной литературы

1. Модельний екологічний кодекс для держав-учасниць Співдружності Незалежних Держав

2. Экология - Васюкова Г.Т.

3.  Экология и организация природоохранной деятельности - Шматько ВГ

4.  Экология - Юрченко ЛИ

5. Государственное регулирование  экономики - Калетник ГМ

Информация о работе Экономическое стимулирование экологической деятельности