Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 02:22, курсовая работа
Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиокоммуникации называются техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования
Поэтому в данной работе поставлены следующие задачи:
описание специфики радиокоммуникации;
анализ формообразующих средств воздействия на потенциального потребителя рекламы;
анализ конкретных примеров радиорекламы на употребление формообразующих средств радиокоммуникации.
Введение 1
Глава I. Средства внушения в радиокоммуникации. 4
1.1. Радиовещание в системе средств массовой коммуникации. 4
1.2. Специфика радиокоммуникации. 7
1.3. Выразительные средства радиокоммуникации 11
Глава II. Формообразующие средства радиокоммуникации как инструмент психологического внушения. 16
2.1. Голос как инструмент психологического внушения в процессе радиокоммуникации 17
2.2. Музыка как инструмент психологического внушения в процессе радиокоммуникации 23
2.3. Шумы и музыкальные эффекты как средство психологического внушения в процессе радиокоммуникации 26
Глава III. Анализ использования формообразующих средств как инструмент психологического воздействия на радиостанциях «Русское Радио» и «Love Радио» 29
3.1. Анализ радиостанции «Русское радио» 30
3.2. Анализ рекламных аудио-роликов на «Русском Радио» 32
1.3. Анализ радиостанции «Love Radio» 34
1.4. Анализ рекламных аудио-роликов на «Love Radio». 37
Заключение 40
Список литературы 42
Всепроникающая способность,
огромная скорость в передаче информации,
массовость и в то же время единичность
обращения к слушателю
Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментна, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой – способствует созданию определенного эмоционального настроения». Как сказал Б. Пастернак: «Слух – это глаза души». Радиовещание – звуковая коммуникация. Ее главные особенности определяются природой звука, его возможностями, психологией восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации звучащего материала, знания психологии его восприятия на слух.6
Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия.
На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.
Известна пометка У. Черчилля в тексте одной из его речей: «Довод слаб – усилить голос». Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к самому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобиле и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности.7
На восприятие радиопрограмм накладывает отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффективности контакта.
Итак, физическая природа коммуникационного канала, его возможности в передаче информации предопределяют способы ее обработки и интерпретации, трансформации и восприятия аудиторией. Специфика канала обусловливает и особенности жанров, методику работы журналиста, формы общения со слушателями.8
Речевой жанр, по определению М.М. Бахтина, есть «типовая модель построения речевого целого». Построение (процесс создания), структура (архитектоника) жанра определяются многими факторами, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутреннего единства всех формообразующих компонентов.
Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства – это компоненты проявления действительности в звуке.
Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.9
Специалисты выделяют
две группы выразительных средств,
находящихся в неразрывной
1) формообразующая;
2) стилеобразующая.
Формообразующая группа выразительных средств стабильна (также ее называют природной), не подвержена количественным изменениям. В её состав входят четыре элемента:
Вторая группа, стилеобразующая, мобильна, потому что зависит от воли и творческой индивидуальности автора передачи. Входящие в неё выразительные средства называются стилеобразующими, или техническими.
К ним относятся:
1) монтаж;
2) голосовой грим;
3) звуковая мизансцена;
4) ряд технических способов звукообразования и др.
Число стилеобразующих средств может меняться. Это зависит от новых технологий и творческой фантазии авторов произведений. Рассмотрим более подробно каждое яз выразительных средств.
Формообразующие средства радиокоммуникации
К формообразующим средствам радиокоммуникации относятся звучащее слово, шумы и музыка. В качестве четвертого средства некоторые исследователи журналистики относят тишину. В радиоматериалах иногда необходима пауза (полная тишина), которая дает возможность осмыслить, подумать, понять.
Речь, звучащее слово является основным выразительным средством радиокоммуникации.
Помимо словарных, синтаксических и других особенностей радиоречь обладает своеобразными невербальными речевыми средствами, которые несут так называемую «несмысловую информацию». К ним относятся темп речи, сила звука, высота тона, ритм, пауза, ударение, тембр голоса. Роль невербальной информации меняется в зависимости от жанра и содержания передачи, степени её эмоциональной окрашенности, наконец, от личности информатора, однако во всех случаях оказывается достаточно существенной.11
Культура радиоречи предполагает скрупулезную работу над текстом, для того чтобы правильно, точно оперировать данным текстом, с которым он обращается к радиослушателю. Анализ мысли, заключенной в тексте, позволит заставить звучать текст не так, как он написан, а так, как того требует заключенная в нем речевая логическая мелодия. 12
Важной стороной речевого мастерства является постановка голосовых связок и дыхания с опорой на диафрагму. Разработка силы, гибкости и выразительности голоса достигается целой системой специальных упражнений. Речь должна быть легкой, плавной. К этому следует добавить и тренировки четкости дикции на материале пословиц, поговорок, скороговорок - стихов, произносимых в разных тональностях и ритмах.
Музыка также выступает эффективным средством выразительности. Музыку невозможно передать словами, но она создает поэтический мир образов, воздействует на эмоциональное восприятие материала. Музыка может украсить любое журналистское произведение. Однако использование той или иной мелодии в каждом случае должно быть осмысленным и оправданным. Здесь все важно: и громкость, и характер музыки, ее аранжировка, звучание струнных, духовых и прочих инструментов, их солирование или оркестровое исполнение.
Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Гегель различал в ней две разновидности:
а) музыка как сопровождение
б) самостоятельная музыка.
Шум – это естественные беспорядочные звуковые колебания, сопровождающие почти каждое действие. Использование шумов также входит в число важнейших средств выразительности радиожурналистики. Шумы позволяют создать эффект присутствия, помогают достаточно точно обозначить место действия, что чрезвычайно важно на радио. 13
Под шумами в радиожурналистике обычно понимается звуковое проявление (в живой и неживой природе), противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум толпы, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами.14
Шумы выполняют также важные функции:
Музыкальные эффектами рекламисты называют уличные, промышленные, другие шумы, которые постоянно окружают человека в реальной действительности. Звуковые эффекты в теле, радио передачах, фильмах, рекламных роликах помогают человеку погрузиться в нужную обстановку, чтобы почувствовать себя не оторванным зрителем, а хоть чуть-чуть принимающим участие в происходящих событиях. 15
Стилеобразующие средства радиокоммуникации
Выше уже отмечалось, что стилеобразующие средства радиокоммуникации непостоянны, могут меняться как из-за технической оснащённости, так и из-за особенностей творческой индивидуальности диктора. Поэтому раскроем наиболее распространённые из них.
Реверберация – с помощью пульта управления процессом звукозаписи звукорежиссер может придать звучанию голоса диктора или записи события дополнительную объёмность, эффект «эха». Этот приём часто используется для того, чтобы сконцентрировать внимание слушателя на речи персонажа, на какой-либо фразе диктора или звуковой детали события.16
Приём «буратино» получил своё название после того, как впервые был использован при записи детского радиоспектакля «Золотой ключик, или приключения Буратино». Он был открыт режиссёром Розой Иоффе. С помощью этого приёма были созданы и обаятельная скороговорка маленького деревянного человечка, грубые вопли и стоны Карабаса, и звонкие голоса кукольных артистов, и многое другое. А всё это был голос одного актёра. Это позволяет подчеркнуть ироническое отношение корреспондента к речи какого-либо из интервьюируемых.
Голосовой грим – это выразительное средство было позаимствовано радиожурналистами у радиотеатра. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Об одном и том же можно рассказать по-разному. Найти нужный тон для передачи атмосферы – грустный или весёлый, быстрый или замедленный – всё это творческая задача, которую помогает решить точно найденный голосовой грим.
Но все таки главное место среди стилеобразующих средств в радиокоммуникации является монтаж.
Монтаж – это процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. С помощью монтажа автор придаёт, проблеме свою интерпретацию – метод художественного мышления, который вытекает из психологии восприятия радиопередачи. Вышеизложенная мысль требует одного уточнения: монтаж не является специфическим радийным процессом. Он существует и на телевидении. Как известно, кинематограф стал искусством только благодаря монтажу.17
Воздействие в рекламе
может осуществляться через убеждение
и внушение. Убеждение предполагает
логическое воздействие на основе рациональной
оценки содержания высказывания. Внушение
же связано с эмоциональным
Исследователи полагают, что в рекламе ведущую роль играет внушение (суггестия). Эффект суггестии – воздействия на психику человека, связанного со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания достигается, по мнению В.Н.Зазыкина, при помощи следующих средств:
Информация о работе Внушение как вид психологического воздействия в процессе радиокоммуникации