Масс-медиа в структуре современной общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Типология масс-медиа………………………………………………4
1.1. Системные характеристики СМИ……………………………………..4
1.2. Типология печатных СМИ……………………………………………..6
1.3. Типология электронных СМИ………………………………………....8
1.4. Типология сетевых СМИ……………………………………………...15
ГЛАВА 2. Роль масс-медиа в жизни общества………………………………..19
2.1 Масс-медиа как социальный институт………………………………..19
2.2 Социальная роль масс-медиа и доверие общества к ним……………22
Заключение…………….……………………………………………….…...38
Библиографический список………………………………………..…40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Киселева А..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Любой действующий или  создаваемый телеканал будет  обязательно обладать указанными  признаками. Независимо от организационной  и технической базы реализации вещательной работы. Однако на сегодня функции телевидения не ограничиваются возможностями вещания.

Радиовещание

При условии возрастания  роли телевидения радио не только не теряет аудиторию, но и находит  пути для увеличения этой аудитории. В воздействии на слушателей радио идет дальше телевидения, в своем стремлении поглубже разделять программы, которые рассчитываются на определенный круг аудиторий. Ее значительная часть предпочитает постоянно слушать передачи, представляющие интерес для нее.

Нынешнее радиовещание можно разделить на:

· международное вещание.

· частные радиостанции;

· государственное вещание;

· общественные вещательные  радиостанции и корпорации;

Современное международное  радио представляется разнообразными видами вещательных организаций, различающиеся по признакам организации и финансирования, статусу, по характеру и по предназначению программной политики.

Сегодня в целом, по данным Федеральной службы России по телевидению  и радиовещанию, которая входит в  Министерство по делам средств массовых коммуникаций, телерадиовещания и печати в нашей стране функционируют порядка 1500 вещательных организаций, из них приблизительно 300 являются государственными.

К государственному радиовещанию присоединяются и радиостанции, которые  находятся в муниципальной собственности. Число данных станций более трехсот, причем их количество уменьшается.

Значительно малая группа радиостанций находится в распоряжении некоммерческих и других организаций.

И, наконец, сектор, который  постоянно укрепляет свои позиции  в эфире, мощный, несмотря на жесткую конкурентную борьбу, финансовые трудности, кризис – сектор частных и коммерческих радиостанций. Развивающийся бурно, негосударственное вещание осваивает в первоочередно более перспективный УКВ-FМ-диапазон

Коммерческие  региональные станции можно подразделить на два типа. На региональном уровне функционируют:

· франчайзинговые (от англ, franchise – привилегия) сетевые коммерческие FM-станции – ретранслирующие  московские, реже петербургские станции, которые оплачивают за прием программ главной сетевой станции со спутника и отдают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. К примеру, в Екатеринбурге есть пять станций, которые транслируют московские коммерческие музыкальные станции и развлекательную, общественно-политическую и информационную радиостанцию «Эхо Москвы». Отношения в таких региональных филиалах с главными вещателями разнообразны. «Европа плюс», к примеру, ведет строгую программную политику, требуя от местных передач соответствия по характеру подачи материала, стилю, жанровым и другим характеристикам. «Русское радио» придерживается достаточно либеральной позиции.

· местные коммерческие FM-станции, которые имеются во всех крупных городах (от четырех до шести  станций, возможно  более). К примеру, в Екатеринбурге функционируют 4 местные коммерческие станции. Начав с малым капиталом, с техникой по минимуму, многие из местных станций прочно нашли свое место в радиоэфире, расширяли свои возможности, укрепляли связи с своей аудиторией.

· частные медиа-холдинги, создаются в отдельных больших промышленных городах России. К примеру, Ростов-на-Дону – телерадиокомпания «Пульс», Екатеринбург – компания Игоря Мишина (две радиостанции, два телеканала, рекламная группа и три газеты), которая вошла в «Медиа-Мост».

По объему аудитории государственные и негосударственные телеканалы можно сегментировать так:

· центральные общенациональные или общенациональные  радиостанции, их программы слушает и  принимает  вся страны или большая ее часть. К ним относятся:

· локальные, местные  радиостанции, которые охватывают небольшую аудиторию маленьких городов, населенных пунктов, поселков и т.п;

· региональные каналы, которые  вещают на регионы (области, края республики) и большие города страны.

– коммерческие радиостанции: «Европа плюс», «Русское радио», «Наше радио» и др.;

– государственные радиостанции: «Маяк», «Радио России».

Типология ныне сложившегося строения российского радиовещания включает также характеристики радиоканалов по адресату, функциональным характеристикам  сообщений, характеру предлагаемой информации, тематической и содержательной направленности.

Среди многообразности  вещателей можно выделять:

· радиостанции общего или  универсального характера, их программы  включает большой спектр развлекательных, просветительских, музыкальных, художественных, научно-популярных, общественно-политических, аналитических,  информационных и других передач, которые предназначены для  категорий слушателей массового характера, включающую как молодежную так и детскую аудиторию. В  государственной системе радиовещания таким является «Радио России», здесь половину время эфира  занимают  выпуски информационного характера, такие как «Вести», информационно-развлекательный канал. Остальное время вещания отдается каналу «Домашняя академия», который включает разнообразные рубрики по тематике (секреты домашней кухни, календарь садовода, советы врача, юриста, литературные чтения), каналу «Невский проспект», передачам для детей и подростков,  радиотеатру, и др.

· особенный сегмент  эфира занимают радиостанции информационного характера. Их главным компонентом являются новостные выпуски, которые  идут в интенсивном режиме, интервью, оперативные комментарии, обозрения, репортажи.

Также можно выделять музыкально-развлекательные, информационно-музыкальные  станции.

1.4. Типология сетевых СМИ

Интернет становится как средством всемирового вещания, так и механизмом для распространения информации. Также он является средой для общения и сотрудничества людей, которое охватывает весь мир. В разницу от радио- и телевидения, основной функцией которых является распространение и производство массовой информации, Интернет оказывается сферой для коммуникации в более обширном смысле этого слова, который включает публичную и межличностную формы общения, как групповую, так и индивидуальную.

Предлагаю рассмотреть типологию интернет-СМИ.

Все Интернет-издания совершенно четко можно подразделить на 2 категории – сами сетевые издания и онлайн-версии печатных СМИ. Данная классификация не вызывает недопониманий и споров, однако здесь встречаются недоразумения и противоречия. Так, вовсе не постоянно сетевые издания с названием, по аналогии с печатным, представляют в Сети своих собратьев. В эту серию входит история с газетой «Правда». В 1999 году из редакции ушли журналисты, несогласившиеся со взглядами руководства. Эта часть коллектива официально зарегистрировала электронное периодическое издание «ПРАВДА On-line», отражающее новости политики, экономики и компьютерного рынка.

Информационные агентства стали играть также новоиспеченную роль в Интернете. Ранее они являлись сегментом инфраструктуры рынка СМИ, но средствами массовой информации не признавались. Благодаря появлянию Интернета они смогли из «темных лошадок» выйти в лидеры рынка, специализировавшись на предоставлении довольно краткой информации, но очень оперативной. Ценность данных ресурсов для пользователей заключается, первоочередно, в возможности довольно оперативно получать сообщения о событиях, тем не менее за более подробной информацией, также за комментариями о случившемся приходится отправляться на сайты аналитического характера.

Интересная ситуация сложилась вокруг интернет-СМИ, посвященных  самому Интернету. Здесь наблюдается  движение в обратном направлении. Всего  несколько лет назад СМИ, работающие в этой области могли считаться  общими. Такими были, например, «Интернет.Ру» в старой версии и «Вечерний Интернет» Носика. Определенная респектабельность, аналитичность, выдержанность стиля – это те свойства, которые позволяют отнести данное издание к разряду качественных.

Еще один критерий, позволяющий достаточно четко дифференцировать издания, доступность информации. Несмотря на то, что цель большинства пользователей Интернета – поиск информации, некоторые издания отнюдь не стремятся помочь страждущим в достижении этой цели. Нередки случаи, когда пользователь, нашедший через поисковую систему ссылку на страницу с нужной ему информацией, натыкается на предупреждение о том, что права на просмотр данной страницы у него отсутствуют. Некоторые, конечно, пытаются каким-либо образом уточнить условия доступа к «закрытой» информации, однако большинство просто пытается отыскать нужные сведения на других ресурсах. Осознав серьезность ситуации, большинство владельцев информационных ресурсов отказались от предоставления платного доступа. Однако некоторые сайты, в основном те, чья информация имеет реальную рыночную стоимость (результаты маркетинговых исследований, например), до сих пор придерживаются именно такой политики.

Примеры платного доступа  информации нередко встречаются  в зарубежной практике. Так, популярный американский еженедельник The Wall Street Journal предлагает своим читателям возможность бесплатного просмотра онлайн-версии издания в течение двух недель. В дальнейшем тем, кому понравилось содержание сайта, предлагается оформить платную подписку на год за $59.

Еще одна неотъемлемая характеристика любого издания – способ его распространения. Для интернет-СМИ этих способов два. Первый – создание сайта, на котором  в открытом или ограниченном режиме выкладываются предназначенные  для читателей материалы. Второй – организация рассылки. Обычно рассылка служит своего рода дополнением к существующему сайту издания, помогая информировать читателя о поступлении новых материалов и формируя устойчивую дружественную аудиторию. Еще одна немаловажная функция рассылки – возможность собирать информацию о подписчиках, что позволяет детально изучить наиболее активную часть аудитории.

Отдельный случай представляет собой рассылка, существующая без  сайта. Это уникальный вид СМИ, не имеющий аналогов в печатной прессе. Традиционный формат газеты или журнала  предполагает значительные инвестиции в полиграфические ресурсы и  службу распространения. Чтобы окупить затраты, нужно собрать большую аудиторию. Для этого издание составляют из большого числа рубрик, в расчете на то, что каждая из них привлечет определенную группу читателей. Читатели, в свою очередь, нередко покупают газеты и журналы ради одной рубрики или даже статьи. Невозможно представить себе коммерчески успешное печатное издание, состоящее из одной авторской рубрики.

Переход в онлайн, резко снижающий расходы, позволяет одному автору создать СМИ из одной рубрики и собрать именно тех читателей, которым она нужна. Примеров таких СМИ с избытком на сайте www.subscribe.ru. Такие ресурсы, создаются и поддерживаются одним частным лицом. Большинство из них, являются, по сути, архивами рассылок и предоставляют возможность для доступа к старым выпускам рассылки.

Собственно в рассылках специфика Интернета проявляет себя в максимальной степени. Четкую грань между рассылками-СМИ и рассылками, ориентированными на ограниченную, специально отобранную группу лиц, провести невозможно. Здесь можно наблюдать переход от средств массовой информации к средствам массовой коммуникации.

 

Глава 2. Роль масс-медиа в жизни общества

2.1 Масс-медиа как социальный  институт

Социальный институт – являет собой совокупность норм, требований и предписаний, связанных с определенной организационной структурой, посредством которой общество контролирует и регулирует деятельность отдельно взятых индивидов в наиболее важных сферах общественной, социальной и политической жизни. 

На данный момент анализ СМИ как социального института — одна из  наиболее разработанных тем. Коротко мы можем сказать следующее: средства массовой информации — есть необходимый элемент всякого открытого гражданского общества. В эпоху позднего Просвещения задачей средств массовой информации были: просвещение широких общественных масс, донесение до них прогрессивных и современных на тот момент идей, обмена опытом между индивидами и группами индивидов. У средств массовой информации, в эпоху Просвещения, была, отчасти,  так же и высокая миссия — они, в свою очередь, являлись инструментом воздействия на власть имущих.  Из публикаций они (власть имущие) должны были узнавать о проблемах, нуждах и запросах простых людей, о том, что думают наиболее прогрессивные и современные представители общества, именно их рупором и являлись СМИ. В начале XX века ситуация понемногу начинает меняться в худшую сторону. Важность средств массовой информации как наиболее эффективного и становящегося традиционным инструментом воздействия на человеческие массы начинают осознавать правительства и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных (СССР, фашистская Германия) стран, так и псевдодемократических (США, Великобритания) государств. Резюмируя функции СМИ в современном обществе, следует выделить следующие:

    • Идеологическое, а так же политическое влияние на аудиторию (как на власть, так и на общественные массы), формирование, презентация и поддержание общественного мнения. 
    • Поддержка социальной общности, частичная социализация групп и отдельных индивидов. 
    • Организация, просвещение, информирование и развлечение аудитории (досуговая часть).

 Следовательно, как  мы можем заметить,  противоречивость  положения средств массовой информации  в современном нам обществе  определяется тем, что в качестве  инструмента влияния и пропаганды  средства массовой информации всё более привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу, интересами. СМИ — становится инструментом борьбы за власть и инструментом действующей власти (управление, организация и влияние на массы). Свои интересы, часто весьма противоречивые, есть и у работников редакций СМИ (объективное освещение событий либо банальная монетизация текстов), а так же у акционеров и хозяев СМИ.

Можно выделить следующие, активно действующие по отношению  к СМИ группы (аудитории с пассивной позицией), с соответствующими возможными интересами:

Информация о работе Масс-медиа в структуре современной общественной жизни