Реклама как мифологическая коммуникативная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В социокультурных исследованиях массовой коммуникации последнего десятилетия массовая коммуникация всё чаще рассматривается как механизм социального управления, в том числе и как способ формирования социального пространства и времени. Новое понимание роли массовой коммуникации в обществе ставит новые вопросы относительно роли в нём рекламы. Каково значение рекламы для исторического развития общества? Разрушительную или созидательную роль играет реклама в современном мире? Особенно актуальны данные вопросы для современной России. Российское общество находится в настоящий момент в переходном состоянии, в процессе определения своей социокультурной идентичности.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕКЛАМА КАК МИФОЛОГИЧЕСКАЯ.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

 

^ Структура работы. Диссертационное  исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии  и приложений. Библиография включает 256 наименований.

 

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается выбор темы, необходимость ее изучения и актуальность, отражается степень  разработанности проблемы, определяются предмет, цели, задачи, методология  и структура исследования, указываются  положения, выносимые на защиту, определяется структура исследования.

 

^ В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "Теоретические  основы исследования рекламы  как мифологической коммуникативной  системы" обосновываются парадигмальные  основания в исследовании сущности  массово-коммуникационных процессов,  проводится дифференциация исследовательских  парадигм: функционалисткой и социокультурной.Дается

 

 

обоснование мифологического  подхода применительно к изучению массовых коммуникаций вообще и рекламы  в частности. Рассматриваются основные принципиальные моменты мифологической парадигмы изучения рекламы.

 

 В первом параграфе  первой главы "Парадигмальная  дифференциация исследований рекламной  коммуникации" отмечается, что проблема  массовой коммуникации вообще  и рекламы, в частности, неизменно  вызывает повышенный интерес  у отечественных и зарубежных  исследователей. Результатом этого  является огромное разнообразие  исследовательских подходов и  теорий рекламной коммуникации. Представляется возможным выделить  и охарактеризовать две глобальные  исследовательские парадигмы - функционалистскую  и социокультурную. Основанием  для парадигмальной дифференциации  выбрано понимание роли и места  массовой коммуникации в обществе, предлагаемое учеными различных  исследовательских школ. В рамках  этих двух парадигм возможно  рассмотрение рекламы как одной  из форм массовой коммуникации.

 

 В центре внимания  исследователей, отнесенных нами  к функциона-листской парадигме, - прежде всего это американские  ученые Г.Д.Ласуэлл, П.Лазарсфельд,  Б.Берельсон, Дж.Доминик, У.Шрамм,  Дж.Гербнер и др. - находится изучение  особенностей конкретного функционирования  масс-медиа, и прежде всего,  проблемы их эффективности (как  с теоретической точки зрения: насколько масс-медиа эффективны, так и с прагматической: каким  образом повысить их эффективность). Реклама - всегда и целиком  прагматическая коммуникация, ибо  нацелена на конкретно выраженные  в массовом сознании и социальном  поведении результаты. Вот почему  до недавнего времени исследования  рекламной коммуникации велись  в основном в рамках функ-ционалистской  парадигмы. В качестве несомненного  достижения данной парадигмы  следует признать наиболее полные  и достоверные исследования в  области взаимодействия с целевой  аудиторией:

 

 В рекламе возникла  тенденция ориентирования сообщений  на лидеров общественного мнения. Реклама более целенаправленно  стала опираться на социологические  и психологические исследования  аудитории.

 

 Технологи рекламы  начали чаще использовать принципы  межличностной коммуникации в  своих сообщениях. Расширилась практика  использования в рекламе стилистики  разговорного языка.

 

 В рекламе стали  реже использовать традиционные  прямые рекламные призывы, предпочитая  ориентироваться на абстрактные  ненавязчивые сюжеты.

 

 Проблему сопротивления  убеждению реклама со временем  стала преодолевать вкючением  юмора или определённых сложных  эмоций в сообщения.

 

 Большинство рекламных  сообщений сориентировано на  позитивные эмоции.

 

 Реклама расширила  практику использования в сообщениях  известных людей, которые пользуются  авторитетом в целевой группе, либо относятся к референтной  группе не реципиента.

 

 Однако в целом исследователи,  работающие в функционалисте  кой парадигме, социальную роль  рекламы всегда занижали.

 

 Далее отмечается, что  исследователи, объединенные в  социокультурную парадигму, рассматривают  массовую коммуникацию как специфическую  черту "сотворения" культуры XX века, при этом термин "культура" представляется для них важнейшим  в описаниях и характеристиках  общества. Соответственно и реклама  (как форма массовой коммуникации) понимается как способ формирования  социального пространства и времени,  как механизм социального управления - и, в итоге, как творец "новой  социальности".

 

 Представители "Франкфуртской  школы" (В.Беньямин, Т.Адорно, Ю.Хабермас  и др.) полагают, что в нынешнем  веке массовая коммуникация стала  одной из основных форм социального  господства, творцом т.н. "индустрии  культуры", тотально закрепощающей  индивида. Современная информационная  культура, таким образом, может  быть сопоставима по своим  характеристикам только с мифологией. Маршалл Мак-люэн уверен, что "электронный  глобализм" массовых коммуникаций  способствует росту единства  и взаимопонимания человечества, обозначает путь к "всеобщему  планетарному сознанию". М.Макпюэн  также приходит к выводу, что  современность характеризуется  возрождением принципов "естественных  коммуникаций", которые заложены  в фольклоре и мифологии.

 

 Особое внимание уделяют  массовой коммуникации представители  интеллектуального течения последних  десятилетий, которое получило  название постмодернизма. Так, М.Фуко  и Ж.-Ф.Лиотар полагают, что сегодня  каждый из нас включен в  систему связей, куда более сложных,  нежели те, которые приверженцы  функционалистской парадигмы рассматривают  в качестве основных (таких как  социальный статус, половозрастные  характеристики). Массовые коммуникации  не являются источником коммуникативного  принуждения, а скорее – объяснительной  системой общества. Данные выводы  М.Фуко и Ж.-Ф.Лиотара обращают  внимание на то, что современная  эпоха старается устранить историческое  сознание, вытесняя его мифологическим. Ж.Бодрийар говорит о наступлении  "эры симуляции" и "замене  реального знаками реального".

 

 

Такими знаками являются так называемые "симулякры" - образы, вовсе не являющиеся отражением чего бы то ни было, но порождающие новую  реальность- гиперреальность. По мнению Ж.Бодрийара, рекламная коммуникация в современном обществе основана на веровании и регрессии, которые  как раз свойственны мифу.

 

 Социокультурная парадигма  в целом рассматривает массовую  коммуникацию и рекламу как  процесс трансформации и создания  социума через "производство  смыслов". Данный подход позволил  ряду исследователей данного  направления подойти к пониманию  рекламной коммуникации как к  форме мифологии, существующей  в современном массовом обществе  потребления. Необходимо также  отметить, что и более поздние  представители "функционалистского" направления не смогли обойти  эту тему и увидели определённые  соответствия рекламы тем функциям, которые выполняла в первобытном  обществе мифологическая коммуникация. Данные теоретические предпосылки  позволяют предпринять анализ  рекламы как мифологической коммуникативной  системы современного общества  потребления.

 

 Второй параграф первой  главы "Теоретико-методологический  потенциал категории "миф"  для анализа рекламной коммуникации" посвящен анализу категории "миф"  как чрезвычайно сложной и  малоизученной реальности культуры, которую можно интерпретировать  в самых многочисленных и взаимодополняющих  аспектах.

 

 Один из аспектов  изучения мифа рассмотрен основоположником  аналитической психологии К.Г.Юнгом.  Он развивает идею З.Фрейда  о постоянном продуцировании  в сфере бессознательного мифологических  конструкций. К.Юнг утверждает: "миф  - это порождение архетипа, то  есть бессознательный символ, требующий  психологической интерпретации". Процесс трансформации архетипов  в мифическую форму происходит  благодаря "проекции", под которой  К.Юнг понимает перенос содержимого  сферы бессознательного на некий  объект. Логика К.Юнга приводит  к выводу, что мифотворчество  присуще не только первобытным  обществам, а свойственно человеку  во все времена. Анализ мифологического  сознания также лёг в основу  феноменологического подхода А.Ф.Лосева. Наиболее важными представляются  замечания, касающиеся коммуникативной  природы мифа. Миф - это, прежде  всего, слово. Этим самым обнаруживается  коммуникативная природа данного  явления, категория "миф"  выводится из области исключительно  сознания и интерпретируется  как явление коммуникативное.  Данное замечание позволяет нам  отделить понятие "миф" от  таких понятий как "архетип"  и "конвенциональный стереотип", являющихся исключительно ментальными  структурами. А.Ф.Лосев утверждает, что миф есть выражение,

 

 

при котором индивид воспринимает символы одновременно в их прямом и переносном значении. А.ФЛосев обозначил  специфическую внутреннюю организацию  мифа как знака и установил  его связь с особым мифологическим сознанием. Миф у А.ФЛосева убедительно  представлен как мифологическая коммуникация символического типа, с  определёнными коммуникативными особенностями, рассчитанная на мифологическую форму  сознания.

 

 Понятие "миф"  стало одним из основных в  "мифологической школе" литературоведения.  Представители данной школы исходят  из того; что мифологическая коммуникация, благодаря мифологическому сознанию, способна проникать и осваивать другие формы коммуникации, например, художественную. М.Н.Эпштейн отмечает надындивидуальный характер мифа и способность управлять поведением индивида, разрушать способность к рефлексии. Я.Э.Голосовкер характеризует миф как инструмент структурирования повествования, который выполняет "функцию некоей решётки" и является "орудием семантической и композиционной организации текста". А.А.Потебня указывает на то, что миф - это результат особой формы мышления, закреплённой в слове.

 

 Наиболее глубокий  анализ свойств мифа как языкового  явления провел Р.Барт, который  опирается на структуралистскую  парадигму анализа коммуникативных  явлений, разработанную Ф.Соссюром, К.Леви-Строссом, В.Проппом. Р.Барт  полагает, что миф представляет  собой один из способов означивания.  Рассматривая структуру мифического  выражения, он отмечает, что мифическое  означающее представляет собой  определенную систему знаков, которая  становится основой для всего  мифа в целом. Миф сам по  себе оказывается вторичной семиологиче-ской  системой. По Р.Барту, такая структура  мифа является механизмом, порождающим  особый императивный способ воздействия  на индивида.

 

 Французский культуролог  и этнограф Клод Леви-Стросс, анализируя  древние ритуалы, тотемы и мифы, пришёл к выводу, что с эпохи  зарождения человеческой культуры  мифы выступают в роли "медиаторов", обеспечивающих взаимодействие  общества с неизведанным. Исследования  К.Леви-Стросса и В.Проппа, преимущественно  посвященные сравнительному анализу  мифов, привели исследователей  к выводу о существовании общих  мифологических моделей и элементов,  которые были в дальнейшем  определены как "мифемы" (по  аналогии с "морфемами" как  элементами языковых структур). М.Элиаде  утверждает, что мифологии, в том  числе и современные, являются  не только элементом культуры, но ещё и фактором формирования  социума. Теория мифа у М.Элиаде  позволяет сформулировать принципы  социального влияния современной  мифологии на индивида:

 

 

 Мифы продолжают оставаться  основным объяснительным или  когнитивным механизмом для индивидов  при столкновении с необъяснимыми  явлениями физического либо социального  характера.

 

 Социальные конфликты  и противоречия, а также бунт  против основ человеческого бытия  (например, необратимости времени)  могут быть разрешены в реальности  мифа. Миф может отменить существующее  положение дел и ход истории.

 

 Космогоническая модель  мира не парализует индивидов  так, как социальные нормы и  установки. Миф раскрепощает инициативу  человека, делает его творцом,  придаёт уверенность в собственных  силах, даёт ему право на  чудо.

 

 Любые окружающие явления,  благодаря мифу, познаваемы. Человек  становится всезнающим и имеет  возможность расширять свои возможности  до бесконечности.

 

 Внешний мир через  миф ведёт диалог с человеком  и даже может ему помогать. Ритуально-мифологическая система  направлена на гармонизацию отношений  индивида с окружающим миром.

 

 Далее отмечается, что  современная культура, полная противоречий, с её сложностями, необъяснимыми  фактами бытия, развитостью слухови-зуальных  средств коммуникации, в основном  воспринимает мир посредством  мифологического сознания и мифологических  моделей бессознательного. На этом  сходится большинство исследователей, как Изучающих проблемы масс-медиа,  так и исследующих мифологию.  В настоящее время происходит  процесс создания мифологических  форм рекламы. Таким образом,  мы сталкиваемся с необходимостью  анализа современного состояния  общества потребления.

 

^ ВТОРАЯ ГЛАВА "Прогностическая  концепция: реклама в постиндустриальном  обществе" посвящена анализу социокультурных  особенностей современных тенденций  общественного потребления и  его связи с коммуникативной  формой деятельности — рекламой. В этой главе описаны составляющие  и элементы социального процесса  потребления с точки зрения  социальной психологии, а также  мифологическая роль рекламы  в постиндустриальном обществе  и её связь с процессом общественного  потребления. Рассматриваются коммуникативные  механизмы управления потреблением  в мифологическом аспекте.

 

 Первый параграф второй  главы "Экономический дискурс  постиндустриального общества" посвящен  анализу тенденций развития современного  общества и его текущих социокультурных  изменений.

Информация о работе Реклама как мифологическая коммуникативная система