Глава 2. Рекламный миф
2.1. Общее понятие
Сегодня огромное влияние
на формирование массового сознания
оказывает реклама. Й. Хейзинга
видел ее "заслугу" в том, что культура
становится иррациональной. Речь идет
об увеличении роли эмотивных, подсознательных
мотивов во всех сферах культуры, не говоря
уже о массмедиа. Этот процесс обозначают
как "уничтожение дискурса" и связывают,
с одной стороны, с "апогеем мифологии"
в современной культуре, с другой - с увеличением
в ней роли рекламы. Так или иначе, последняя
- наиболее яркий показатель процесса
изменения парадигмы мышления, коммуникационной
ситуации. И в конечном счете социокультурный
динамики. И изменения эти связаны, в том
числе, с актуализацией мифологического
типа мышления в современной культуре.
Реклама - не просто
одна из сфер проявления современной
мифологии и фактор, способствующий
усилению роли последней, что
также верно. Но многие также
полагают, что наиболее полное
отражение мифологическое сознание
находит именно в рекламе, а
не, например, в политике, как принято
думать. Пристальное рассмотрение
рекламных произведений, механизмов
функционирования рекламы и способов
воздействия ее на человека
подтверждает этот тезис.
Таким образом, рекламный
миф можно охарактеризовать как
невидимое, но ощущаемое вокруг
рекламируемого предмета поле (коммуникативно-предметное).
Потребитель как бы видит этот
предмет сквозь образ, который
сформировался у него в голове
до этого. Мифологизируются субъективные
представления, мотивы и потребности
потребителя, создавая мифодизайн
(внутренний дизайн товара). Он отражает
в рекламируемых предметах глубинные
желания целевых аудиторий, основанные
на мифологической аргументации (особенностях
мышления, системе стереотипов, условностях,
принадлежности к различным культурам
плюс субъективное мышление).
Люди, регулярно смотрящие
телевизор, как правило, терпеть
не могут рекламу, вечно прерывающую
их любимые передачи и сериалы.
Те же, кто смотрит телевизор
достаточно редко, наоборот, зачастую
относятся к рекламным роликам
с интересом. Одни считают себя
легче внушаемыми, другие, напротив,
утверждают, что их очень непросто
в чем-либо убедить. Однако
в той или иной мере реклама
воздействует на нас всех. Аспекты
и причины ее эффективности
активно изучаются как самими
«рекламщиками», так и представителями
различных гуманитарных наук, среди
которых существует позиция, с
которой реклама трактуется как
проявление мифологической формы
сознания в современном мире.
Хотя широкое распространение
рекламы и потребность в целой
рекламной индустрии возникает
только с переходом к постиндустриальному
обществу, когда рынок оказывается
переполнен товарами, по своим свойствам
практически друг от друга не отличимыми,
само явление рекламы весьма древнее.
Первое появление ее прообраза можно датировать
I тысячелетием до нашей эры. Именно к этому
времени относится высеченная на камне
надпись, найденная на развалинах древнеегипетского
города Мемфиса, гласящая: «Я, Рино, с острова
Крит, по воле богов толкую сновидения».
Среди других древних рекламных объявлений
- тысячи граффити, обнаруженных на стенах
Помпеи и законсервированных вулканическими
лавой и пеплом. В средние века над созданием
рекламных табличек трудились уже лучшие
граверы, скульпторы и художники. Первые
из дошедших сведений о живописных вывесках
относятся к XII веку, а к середине XIX века
вывески и вовсе становятся украшением
улиц.
Как и в минувшие
века, в наши дни большая часть
рекламы – визуальная. Как это
ни парадоксально, но в современном
мире письменность утрачивает
свои позиции главного средства
передачи информации, а место
ее занимают иконографические и аудиальные
– т.е. воспринимаемые зрительно или на
слух образы, в точности как это было в
древнейшие времена, когда господствовало
именно мифологическое сознание. Массовая
культура становится фактически индустрией
по производству мифов.
Хотя природа человеческих
потребностей сложна, а количество
их теоретически безгранично,
основная и наиболее общая
потребность, создаваемая рекламой,
– это стремление к улучшению
образа жизни. Реклама создает
в общественном сознании идеальную
и вполне мифологическую модель
существования, к которой стоит
стремиться. И таким образом она
выполняет одну из главных
функций мифа – упорядочение
социума, превращение хаоса в
космос, говоря мифологическим языком.
Реклама внедряет определенную
систему ценностей, формирующих
социальную иерархию, разделяя главное
и второстепенное, важное и несущественное,
высшее и низшее.
2.2 Рекламные мифы, выведенные
на основе анализа рекламных роликов и
плакатов
Один из наиболее
распространенных современных мифов,
преподносимых рекламой, – это
модель счастливой семьи, состоящей
из молодых здоровых преуспевающих
супругов и, как правило, двух
жизнерадостных, обычно разнополых,
детей. Именно такая семья предстает
на экранах, рекламных щитах
и плакатах в качестве потребителя
самых различных товаров. Герои
такой рекламы, обычно в полном
составе, улыбаются нам с экранов
телевизоров, поедая различные
йогурты, творожки «Данон», суп
«Магги», сыр «Хохланд» и т.д.
Эффект подобной рекламы рассчитан
на вполне естественное стремление
к подражанию ее героям. Одновременно
одиночество, как таковое, в
системе пропагандируемых масс-медиа
ценностей относится к разряду
чего-то низшего. Показывая в
силу сюжета единственного героя
рекламы, создатели при этом
стремятся подчеркнуть, что он
потенциально не одинок. Самый
простой пример тому – обручальное
кольцо на пальце, недвусмысленно
намекающее на причастность персонажа
к социальному идеалу, что, как
следствие, призвано повысить
значимость самого рекламируемого
продукта. В этом с показателен
рекламный щит, анонсирующий выход
нового специализированного газетного
издания "Учет, налоги, право".
На щите изображена женская
рука с обручальным кольцом
держащая номер газеты. Намек
на причастность человека, читающего
эту газету, к социальному идеалу
(символом которого является обручальное
кольцо), повышает значимость издания.
Обладание дорогим
автомобилем – другая немаловажная
составляющая идеальной модели
жизни. Для подавляющего большинства
автомобиль имеет социальное
и психологическое значение, как
символ общественного положения
владельца. Существуют социологические
исследования, утверждающие, что только
часть покупателей действительно интересуется
техническими характеристиками машин.
Напротив, предполагается даже возможность
установить связь между маркой машины
и наиболее ей соответствующей личной
и общественной характеристикой потенциального
покупателя, о котором заранее можно бы
было сказать, какие он курит сигареты,
какой потребляет крем для бритья, какой
бритвой бреется и какой ручкой пишет.
Все это – лишь доказательства присущего
мифологическому мышлению стремления
идентифицировать себя с героем мифа,
встроиться в созданную мифом модель жизни
и систему ценностей. В случае с рекламой,
таким образом, идентификация становится
побудительным мотивом к покупке. Именно
такие ролики выпускает «Фольцваген»,
«Мерседес». Так же может рекламироваться
и парфюмерия (духи «Коко мадемуазель»).
Есть все основания
считать современную рекламу
тесно связанной с первобытными
формами религиозных верований.
Так тотемизм (вера в единство
социальной группы, обусловленное
общностью предка, в качестве
которого выступает то или
иное животное), например, усматривается
в основе процедуры позиционирования
– выделения социального слоя,
специально для которого создаются
социальные мифы. Эти мифы воплощаются
в определенных вещах и товарах,
становясь эмблемами некоторого
сообщества, так что обладание
вещью, являющейся эмблемой «племени»,
согласно мифологическому принципу
равенства части и целого, означает
принадлежность к этому социальному
сообществу. Наиболее ярко это
проявлено как раз в случае
с рекламой автомобилей. Эмблемы
порой вырастают до статуса
фетишей – вещей, за которыми
стоит особая сила. Например, «сила
сближения» («Кока-кола»). В рекламе
проявляется также в некоторой
упрощенной форме и анимизм
(вера в одушевленность всего
в мире), когда героями ее становятся
особые, нередко даже не антропоморфные
персонажи, представляющие или
даже олицетворяющие собой продукт.
Стиральный порошок «Миф» в
виде огромного умывальника, оживленные,
самостоятельные конфеты M&Ms, жабообразная
«мокрота», живущая в организме в рекламе
лекарства «АЦЦ», кролик Квики («Несквик»),
и т.д.
Рекламные символы
нередко апеллируют к архетипам
(изначальным врожденным образам,
лежащим в основе сновидений,
мифов, сказок представителей
самых разных народов), изучением
которых был занят Юнг. Например,
мотив мудрого волшебника просматривается
в каждой рекламе, где участвуют
известные, уважаемые люди. Например,
в рекламном ролике омолаживающего
крема «Сто рецептов красоты»
Г.П. Малахов, ведущий популярной
программы о здоровье, рекомендует
этот крем как наиболее эффективный.
Другой популярный среди создателей
рекламы мотив – это ребенок
(младенец), причем используется
он даже в связи с товарами,
не имеющими непосредственного
отношения к детям, это становится
как бы намеком на обновляющую
силу товаров. Например, реклама
молочной продукции «Домик в
деревни». Весьма распространена
мифологема двойников, где один
из них выступает при этом
как культурный герой - мифологический
персонаж, который добывает или
впервые создает для людей
предметы культуры, обучает их
различным ремеслам. Иллюстрация
тому – такие сюжеты, где два
персонажа с разным успехом
пытаются достичь одинаковой
цели, один – используя рекламируемый
продукт, другой – некоторое
безымянное «обычное» средство.
Такие сюжеты часто используются в рекламе
чистящих средств: два брата-близнеца
одинаково хорошо стирают брюки, но одному
из них это обходится дешевле (реклама
порошка «Дося»); жители двух деревень
Веларибо и Велабаджио отмывают посуду
после праздника, но жители Веларибо –
намного быстрее и эффективнее (реклама
«Fairy»); две соседки отбеливают бельё, но
у одной из них оно быстро желтеет (реклама
стирального порошка «Tide»).
Особое значение для
рекламы имеет магия. Уже сам
факт существования рекламы и
ее влияния на мир посредством
каждодневных действий покупателей
убеждает в ее магической силе.
В подтексте либо в прямом
тексте любого рекламного произведения,
так или иначе, содержится обращение
к магии, связанное с надеждой (со стороны
покупателя) и обещанием (со стороны производителя)
прийти к ожидаемым результатам кратчайшим,
не обязательно рациональным, путем. Эта
надежда всегда жила и будет жить в любом
человеке, и рекламе ее остается только
подогревать и использовать. Поэтому товарам
зачастую приписываются магические свойства,
а само слово «магия» нередко используется
в рекламных слоганах: нередко употребляются
выражения типа "магия вкуса" (батончики
"Баунти"), "магия очарования"
(косметика "Орифлейм"), бульонные
кубики "Магги", в рекламе кондиционера
для белья «Ласка» - магия цвета.
Для мифа характерно
постоянство его образов, а
устойчивое повторение в рекламе
одних и тех же идей и
сюжетов призвано внушить современному
человеку уверенность в том,
что в сегодняшнем изменчивом
мире есть нечто стабильное, абсолютное.
Реклама обращается к ценностям,
разделяемым большинством. Ею широко
эксплуатируются чувство любви,
надежды, силы, традиции, самосохранения,
стремления к домашнему очагу
и т.п. Так, более предпочтительным
и эффективным окажется слоган,
предлагающий, например, не готовые
дома за определенную сумму,
а «счастливые семьи» за те
же самые деньги. Таким образом,
рекламное предложение преобразовывается,
становясь не только обращением
к врожденным инстинктам, но и
разъяснением, сколь легко можно
удовлетворить возбуждаемые ими
желания. Например, в рекламе «AXE»,
герои, использующие продукцию,
заполучают внимание и любовь
противоположного пола.
Однако реклама занята
не только созданием потребностей
покупателя, но и замещением одними
других, например, взывая к чувству
самосохранения, когда реально речь
идет всего лишь об утолении
жажды («Не дай себе засохнуть»
- «Sprite»). Поскольку реально все мыслимые
потребности не могут быть удовлетворены,
на помощь приходит процесс замещения.
В результате реклама создает виртуальные
потребности, виртуально же их удовлетворяя.
Реклама рассчитана
на восприятие, где слиты воедино
рациональное осознание информации
о товаре, эмоциональная реакция
на него и немедленный посыл
к действию. По мнению известного
итальянского писателя и семиотика
Умберто Эко, «реклама не объясняет, почему
надо вести себя так, а не иначе, а всего
лишь «выбрасывает флаг», совершая действие,
на которое полагается отвечать одним-единственным
способом», то есть покупать.
В изначальной своей
форме миф передавался только
устно, а эта передача его
основывалась именно на пении
или рифмовке. То есть ни миф,
ни современная реклама никогда
не были просто рассказом о
чем-нибудь, а подавались значительно
«приукрашенными» с помощью поэтических
и риторических средств.
Нередко реклама стремится
использовать элементы устного
фольклорного творчества: пословицы
и поговорки. Подобные клишированные
конструкции не только отличаются
лучшей запоминаемостью, но одновременно
и апеллируют к памяти коллективного
бессознательного (врожденным формам
психики и образцам поведения,
потенциально присутствующим в
сознании каждого человека). Например,
следующие слоганы лексически
и синтаксически имитируют пословицы:
«Иногда лучше жевать, чем говорить»
(«Stimorol»), "Лучше дешево говорить, чем
дорого молчать" (МТС); "Лучше пиво
в руке, чем девица вдалеке" (пиво "Бочкарев"),
или поговорки: "В любом месте веселее
вместе" (М & Ms) и т.д.
Мифологичность рекламных
произведений красноречиво проявляется
и в их логике. Так, в очень многих рекламных
роликах практически отсутствует сюжетно-событийный
ряд и причинно-следственные связи. Например
реклама пива: «Кто идет за Клинским? Конечно,
самый умный!» Рациональная логика в рекламе
сплошь и рядом подменяется мистической,
идущей от чудесного, волшебного, фантастического.
Таким образом, все результаты действий
объясняются «волшебными» свойствами
товара, а все неожиданные поступки персонажей
тем, что они его покупают. Так в соответствии
с мифологической логикой волшебные свойства
вещи распространяются на все, с чем эта
вещь связана или к чему причастна. Как
утверждает один рекламный ролик: ваш
день будет успешным, а вы – удачливы во
всех делах, если будете завтракать творожком
«Данон».
В рекламной истории,
как и в мифе, обычно участвует
один герой, рассматривается одна
ситуация, одно препятствие. Это
происходит не только по причине
ограниченного времени, но и
в соответствии с логикой рекламного
задания, совпадающей с мифологической.
В рекламе, как и в мифе, не бывает a priori
положительных и отрицательных персонажей.
Положительный герой – это тот, кто использует
правильный (рекламируемый) продукт, отрицательный
– тот, кто этого не делает, или препятствует
положительному герою. Так, существует
целая серия рекламных роликов жевательной
резинки «Эклипс», где главному герою
мешают другие – стюардесса, фермер, брат
принцессы и т.д., но с помощью рекламируемого
продукта он избавляется от негативных
последствий их вмешательства.