Рекламная графика России XVIII – начала XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследование основных этапов направления русской рекламной графики периода XVIII – начала XX века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей. Для наиболее полного раскрытия цели, при выполнении работы были поставлены задачи: 1. Рассмотреть период проторекламы, XVIII – первая половина XIX века; 2. Изучить истоки рекламной графики в России и главные формы распространения рекламной информации – гравюра и лубок; 3. Показать эволюцию российской рекламы в середине XIX –начала XX века; 4. Исследовать пути развития советской рекламы в 1920-х – начале 1950-х годов. 5. Проанализировать особенности рекламной графики 1920 - 1930-х годов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Благодаря этому число  типографий по всей России увеличилось: если в 1864 году их насчитывалось всего 181, то к началу 1890-х – уже 1315. В России работали также 532 бумажные фабрики, 6-10 словолитен. В 1913 году в Петербурге было 10 словолитен, самые курупные из них – товарищество «Г. Бертгольд», возникшее в 1894 году как филиал берлинской фирмы и 1912 году купившее словолитню Флинша; АО «Словолитное заведение О.И.Лемана», товарищество «М.О.Вольф», «Товарищество А.С.Суворина – Новое время». Большинство типографий в России пользовались именно их услугами.9

Что же касается механического  и машинного производства для  типографий, то до 1870-х годов его  практически не было в России. Из-за границы выписывали не только машины, но и техников для мелкого ремонта. С начала 1880-х годов получает развитие полиграфическое машиностроение. Первая отечественная скоропечатная машина была куплена И. Д. Сытиным, и ее работа демонстрировалась на Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году.

В конце XIX века в связи с общим техническим прогрессом наблюдается широкое внедрение новых изобретений в печатной отрасли. Вводится ротационная машина, механизируется набор при помощи строкоотливной и буквоотливной машин, используются новые способы печати, происходят коренные изменения в репродукционной технике на основе широкого развития фотографии и фотомеханики.

С введением в 1890-х  годах наборной строкоотливной машины – линотипа – стало возможным  отливать цельнометаллические строки набора, что ускоряло набор более  чем в пять раз и позволяло  выдержать равномерную выключку строк и чистоту оттиска. Почти одновременно с линотипом типографии получают буквоотливную машину – монотип, отличавшийся от линотипа тем, что набор происходил отдельными литерами, автоматически собирающимися в строчки в необходимой последовательности. В дальнейшем это оказало влияние на развитие типографики.  В процесс производства книги вводится фотоцинкография, что значительно ускоряет и удешевляет воспроизведение книжных иллюстраций и позволяет получать также полутоновые, а не только штриховые черно-белые изображения. В начале 1890-х годов И.И. Орлов изобрел метод многокрасочной однопрогонной печати.

В конце 1880-х годов  в репродукционной технике получает распространение фотомеханическое изготовление форм высокой печати. Внедрение ротационной машины в полиграфии произвело переворот в технике производства печатной продукции. Сконструированные вначале для печати одну краску и главным образом для газет, ротационные машины вскоре были приспособлены и для книжно-иллюстрационного многокрасочного печатания, что, в свою очередь, повысило возможность размещения и качество рекламной информации. Введение фотомеханических процессов в печатное дело изменило характер журнальной иллюстрации: впервые в российской издательской практике появляется новый тип иллюстрированных журналов, таких как «Нива», «Огонек», «Вокруг света», «Всемирная иллюстрация» и др.10

В области цветной  фотомеханической репродукции также  происходят коренные изменения. Совершенствуется цветная печать и расширяются возможности ее применения. В конце 1910-х годов на смену фотомеханическим способам плоской печати постепенно приходит офсет, дающий исключительную по мягкости и точности передачу полутонов в репродукции.

Но главное значение для развития всех форм именно рекламной  графики имели новшества в  технике хромолитографии (цветной литографской печати). Сравнительно дешевая и доступная литография, получившая распространение в России начиная с 1820-х годов, стала основным способом для воспроизведения графических изображений. Но если до 1840-1850-х годов техника репродукционной литографии прочно занимала лидирующее положение в полиграфии, то с появлением фотографии в 1840-х годах литографская печать утратила прежнее значение. В 1852 году во Франции владелец известной литографской мастерской Альфред Лемерсье опробовал фотолитографию, нанеся на литографский камень светочувствительное вещество. Бумажный негатив накладывался на камень и экспонировался, после промывки скипидаром изображение прокатывалось краской, и печать давала обычную литографию. Таким образом, литография явилась первым предвестником фотомеханической репродукции.

В 1866 году в Европе появилась  скоропечатная литографская машина. По конструкции она была близка обычной  типографской скоропечатке, но для  печати в ней использовались литографские камни большого размера: так, работы отца рекламного плаката Ж. Шере достигали размера 248х88 см. уже в 1875 году такие машины предлагались в каталоге магазина В.Бюхнера в Санкт – Петербурге, однако парк литографских скоропечаток стал расти лишь в самом конце XIX века. В 1860-х годах в Москве числилось 3 литографских машин, 375 литографских станков, 7600 литографских камней, а уже в 1890 году их было соответственно 231, 525 и 33200.

Главной задачей в  хромолитографии было разложение цветной  композиции на составные цвета-краски, совокупность которых при печати и должна была точно передать замысел, идею, цвет и форму изображения. Когда выполнялась хромолитография для печатания большим тиражом, художник должен был найти такие цвета и в такой комбинации, чтобы ограничиться наименьшим числом отдельных камней, а следовательно, и наименьшим количеством прогонов печатной машины. При работе над хромолитографией один цвет, обычно черный, должен быть рисующим, то есть держать всю композицию: на нем полностью прорабатывался весь рисунок, а другие цвета являлись вспомогательными.

Активное использование  в России таких видов цветной печати, как хромолитография, фототипия и т.д., позволило расширить ассортимент типографской продукции, в том числе и прикладного характера. Сами типографы считали, что силу и выразительность литографской техники лучше всего доказывал факт ее использования в принципиально новой области. Заменив репродукционные работы печатной рекламой, она достигла столь впечатляющих результатов, что, по словам вице-директора венской типографии Г. Фритца, «совершила прямо чудеса». В его предисловие к руководству по литографии звучал настоящий гимн чудо - технике: « С гордостью литография может указывать на то, что существовало время, когда она была единственным, самым выразительнейшим репродукционным способом; процветавшая в течение полустолетия, она должна была снизойти до чисто практических потребностей, а теперь она не только завоевала выдающееся место среди всех графических способов, но стала снова серьезным художественным искусством. <…> А как сильно  литография служит рекламе! Как сильна и выразительна эта обладающая столь многими средствами техника…».11

С этого времени новые  технические возможности позволили  быстро и надежно размножить лубочную картинку, многоцветные крупноформатные плакаты и прочую рекламную продукцию. По сравнению с высококачественной фототипией, зачастую надежной и капризной, литография обладала в глазах практиков явным преимуществом, так как была проще в технологическом отношении и давала возможность вести широкомасштабное производство.

Использование литографии в прикладных целях иногда вызывало в обществе некоторую ностальгию по былым временам «чистого» искусства: «Нельзя не отметить, - сетовали в журнале «Печатное искусство», - что хотя литографское дело значительно расширялось и все сильнее и сильнее распространяется, находя массу применений в области торговли и промышленности, но этикеты винные и водочные, папиросные и спичечные, разумеется, мало способствуют поднятию художественного творчества, а народ по преимуществу тяготеет к лубочным изданиям. Таким образом, русская литография в эпоху расцвета П. Пети, В. Тимма и А. Мюнстера, слкжила художественному искусству несравненно более деятельно».12

Особенность техники  хромолитографии заключалась в  следующем: «Главная задача литографа при выполнение хромолитографии – разложение цветной композиции на составные цвета, которые затем при печати передали бы в точности художественный замысел. Эта задача усложнялась еще тем, что при больших тиражах желательно было ограничиться наименьшим числом камней, для уменьшения количества прогонов печатной машины. При напечатании 4-х цветных работ, краски печатались в следующем порядке: 1) желтая, 2) синяя, 3) красная, 4) черная. Описание литографской машины: 2-х красочная машина – скоропечатка с двумя красочными аппаратами, с двумя комплектами валиков, с одним печатным барабаном, с одним деревянным валом для выхода от печатного листа и с двумя талерами для спускания форм, из которых наружный, т.е. второй, подвижный, со вделанными в край талера подъемным винт – ключом».13

Хромолитография развивалась  в нескольких направлениях. Так, на 1-й Всероссийской выставке печатного  дела в 1895 году в каталоге выставки предлагались: патент на новый способ литографского печатания этикеток на пленках для перевода на стекло, изготовление рекламных плакатов (тисненных алюминием на картоне), печать картин, плакатов и этикетов на жести, печать коробок на жести, печать плакатов и картин по металлу. Продавалась и специальная литографская бумага: белая, цветная, ситцевая и мраморная. Московское Товарищество скоропечатания А. А. Левенсона демонстрировало для продажи афишную тумбу; как яркую примету времени ее часто можно встретить на многих рекламных плакатах конца XIX – начала XX века.

1895-1896 годы в Европе были отмечены чередой юбилейных мероприятий по поводу столетия литографской печати. В 1895 году в Париже прошла специальная выставка. Следом, в 1896 году, в Дрездене состоялась выставка современного плаката. На них можно было увидеть плакаты, выполненные по особому заказу Ф. Уго д’Алези, П. Пюви де Шаванном и рядом других признанных мастеров. Эти плакаты известны нам благодаря публикации в каталоге 1-й Международной выставке художественных афиш в 1897 году в Санкт-Петербурге, где они экспонировались.

В России старались не отставать в праздновании юбилея. 4 ноября 1896 года в зале Императорского русского технического общества (Санкт-Петербург) состоялось собрание известных деятелей и типографов, причастных к литографскому делу. Инициатором его был старейшина типографских владельцев, внесший большой вклад в развитие российской художественной культуры, - А. Э. Мюнстер (именно в его типографии с 1851 по 1862 год печатался шедевр отечественной полиграфии – знамениты «Русский художественный листок» В. Ф. Тимма). Был создан юбилейный комитет к 100-летию литографии, в который вошли известные художники, коллекционеры, и, разумеется, типографы: А. Вильборг, Р. Голике, А. Ильин, Г. Скамони, Н. Каразин, А. Сомов и др.

К началу XX века техника хромолитографии занимала особое положение в печатной отрасли. Это позволяло полиграфистам не без оснований называть ее «графическим искусством». Успехи в этой области уделили печатному делу «особенно выдающееся место в ряду других прикладных искусств. Такое положение объясняется всем известным значением печатного дела в самых разнообразных отраслях культуры и промышленности».

Сегодня едва ли возможно точно установить, в каком именно году было введено понятие «графического  искусства» в практику печатного дела, но приблизительно определить эту дату все же можно. В 1878 году в Санкт-Петербурге начал издаваться журнал «Обзор графических искусств». Кроме статей по типографическому делу в нем печатались «статьи по все отраслям графического искусства, как-то по фотографии, ксилографии, литографии и пр.». Названия других отраслевых журналов, входивших в 1890 - 1910-х годах, также были близки по смыслу и стремились обозначить тесную связь полиграфии и искусства: «Искусство и печатное дело», «Печатное искусство», «Художественная фотография и графические искусства», «Искусство. Живопись. Графика. Художественная печать» и т.д.

В 1897 году в России появляется иллюстрированный научно-технический  журнал «Вестник графического дела», посвященный  широкому кругу вопросов, связанных  с полиграфией. По замыслу издателя-редактора М. Д. Рудометова, в нем должны были освещаться «текущие события из жизни печатной отрасли, вопросы практической полиграфии и общеобразовательные». В том же году вышел первый российский учебник по печатному делу М. Д. Рудометова «Опыт систематического курса по графическим искусствам». Автор надеялся, что книга «сделается настольной во всякой русской типографии, литографии и прочих заведениях графических искусств».

Деятельность одной  из крупнейших в России частной типографии Р. Голике и А. Вильборга также связывалась в профессиональном понимании с графическими искусствами. В 1908 году владельцы типографии выпустили книгу «Графическое искусство», содержащую обозрение специальной благотворительной выставки, прошедшей в залах Академии художеств, на которой демонстрировались произведения печати, исполненные в мастерских товарищества. В предисловии авторы посвящали книгу «изобретениям и техническим успехам в области графических искусств».14

В 1909 году при Киевской художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела начал издаваться один из наиболее интересных художественных российских журналов начала 20 века «Искусство и печатное дело». В новом, роскошном по тем временам журнале был выделен целый раздел «Графические искусства»: «Мы посвятим этот отдел области печатного дела, которая носит название «Графические искусства». Графические искусства – способы и приемы, посредством которых нарисованное, написанное и изображенное красками воспроизводится механическим путем в большем или меньшем количестве экземпляров в типографиях, литографиях, фототипии, металлографии и т.д.».

С графическими искусствами  создатели журнала тесно связывали  искусство «графики», употребляя этот термин в двух смыслах: в более  широком – как письмо, рисование, черчение и живопись, и в более узком – как рисунки, которые по своему характеру и типу были особенно пригодны для воспроизведения с помощью печатного станка. Период XVIII – XIX столетий был обозначен редакцией журнала как время, когда связь между художественной графикой и печатным делом исчезла и последнее приобрело, вне зависимости от технического уровня, черты ремесла. Только в конце XIX века, благодаря тому, что типографии вновь стали обращаться к графикам, печатное дело стало приближаться к искусству.

Приведем еще несколько  примеров бытования термина «графические искусства» в странах Западной Европы. Так, на Всемирной Парижской выставке 1878 года проходил съезд «всех причастных к графическому искусству». В приглашении на праздник типографщиков в Париже писалось: «Господам литографам, типографщикам, словолитчикам и всем, причастным графическому искусству». В отделе хроники на страницах периодическим изданий встречаются названия европейских учебных заведений по печатному делу. Так, в Лейпциге находилась Королевская академия графических искусств и книжной промышленности, в Вене – Императорский королевский графический институт.

Есть все основания  сделать вывод об интернациональном  характере понятия «графические искусства». Простое перечисление названий специальной литературы, изданной в Италии, Франции, Соединенных Штатах, Германии на протяжении столетия, подтверждает наличие понятия «графические искусства» в издательской и типографской среде этих стран.

Информация о работе Рекламная графика России XVIII – начала XX веков