Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически изучить историю развития СМИ в Росии, установить отличительные особенности и специфические свойства данной системы, исследовать зависимость современного человека от средств массовой коммуникации.
Задачи исследования.
Изучить историю развития системы российских СМИ.
Изучить различные средства массовой информации, их структуру.
Выявить особенности и специфику системы.
Провести исследование и проанализировать его результаты.
Второй уровень печатных и электронных СМИ состоит из коммерческих изданий, теле- и радиокомпаний всероссийского и межрегионального охвата. К ним относятся деловая периодика, теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату территории («Интерфакс», ТНТ, Ren-ТВ, «Русское радио», частотные каналы FM-диапазона, «Эксперт», «Комсомольская правда»).
Коммерческие масс-медиа периодически интегрируются в общую медиа-политическую систему. Это происходит посредством рекламной и ПР-поддержки политического кандидата или партии федерального масштаба либо путем организации потока «ангажированных» материалов в условиях неполитических ПР-компаний. Однако если для СМИ первого уровня перечень объектов для выбора и последующей поддержки крайне невелик, то на втором уровне он значительно расширяется, а материальный фактор выдвигается на первый план.
Третий уровень системы – региональные электронные и печатные СМИ. В России начала 2000-х годов этот уровень имеет совершенно уникальный характер. Уникальность заключается в том, что в различных регионах страны сформировались существенно различающиеся между собой типы медийных моделей.
Проведенные
Союзом журналистов России в рамках
глобального проекта «
- информационная открытость власти;
- уровень свободы производства информации;
- уровень свободы распространения информации;
- медийная насыщенность региона;
- развитие регионального медийного и рекламного рынков;
- уровень медийной конфликтности регион и характер конфликтов;
- уровень и характер самоорганизации медийного сообщества.
В начале 2000-х годов в России, с одной стороны, просматривалась и даже доминировала положительная тенденция перехода СМИ к рыночной медийной модели, что являлось благоприятным для развития ПР-технологий фактором, с другой – проведение региональных ПР-кампаний в большинстве случаев не могло опираться на универсальные приемы работы со СМИ; требовалось дополнительное изучение их фактической роли в региональном политическом и экономическом пространстве.
Четвертым
уровнем информационной системы
может считаться Интернет. Глобальная
коммуникационная среда представляет
собой огромный набор коммуникационных
каналов, которые с минимальными
ограничениями могут быть использованы
в рекламных целях. Открытие и продвижение
корпоративного или личного сайта, его
баннерная поддержка в сети; выброс информации,
который затем может подхватываться на
любом уровне системы и тиражироваться
в медиа любого уровня, - все это является
чрезвычайно привлекательным полем для
рекламистов. Роль сети в России в начале
2000-х годов ограничивалась лишь числом
пользователей, но их неуклонный рост
вызывал оптимизм у работающих в коммуникационной
сфере специалистов.
ГЛАВА 2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СМИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.1. Место и роль СМИ в государстве и обществе
СМИ -
большая общественная сила и серьезное
орудие манипулирования, не вызывает никаких
сомнений. И особое значение они приобрели
в современном обществе с развитием технических
средств коммуникации, в частности телевидения.
Однако их место и роль в государственно-
В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом.[1] Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.
В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения. средство массовая информация государство
Несомненно, что в обществе, основанном на частной собственности, существовали и будут существовать частные СМИ. Вместе с тем в обществах с развитой рыночной экономикой уже пришло понимание, что рынок урезает свободу информации, рассматривая информацию не в качестве общественной ценности, а в качестве товара, подлежащего присвоению частными лицами. Частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг.
Одна
из серьезных проблем, связанных
со СМИ, состоит в том, чтобы оградить
неполитизированную часть общества (а
это преобладающая в количественном отношении
часть населения, а следовательно - основной
электорат на любых выборах), во-первых,
от монополизированной государственной
идеологии; во-вторых, от различного рода
партийной пропаганды (при отсутствии
политического плюрализма в обществе);
в-третьих, от информационного влияния
средств массовой информации, выражающих
интересы крупных финансовых и промышленных
монополистов. Это могут сделать только
СМИ, которые политически нейтральны (не
имеют политических «хозяев»), не находятся
в экономической зависимости от государственного
бюджета или финансово-промышленных структур
и на этой основе способны удовлетворять
информационные потребности общества
в целом. Такие СМИ в теории и политической
практике называются «общественными»,
«некоммерческими», «публичными». В ФРГ
используется термин «публично-правовые
средства массовой информации». Организации
(компании) таких СМИ наделены широкими
правами самоуправления, финансируются
они из налога на радио и телевидение, собираемого
телерадиокомпаниями самостоятельно
с каждого потребителя. Государство имеет
право конституировать публично-правовые
радиотелекомпании и закрыть их, но, пока
они существуют, они не подлежат его непосредственному
влиянию. Наличие и функционирование общественных
(публично-правовых) средств массовой
информации — атрибут любого демократического
общества. Вместе с тем, подчеркнем еще
раз, в демократическом обществе, основанном
на принципе политического плюрализма,
учреждать СМИ и выражать свои интересы
законным путем могут любые социальные
группы, из которых в конечном счете и состоит
гражданское общество.[6]
Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.
Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.
Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. Коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2.
Непосредственно-
3. Идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4. Культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. Рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";
6. Рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия). [4]
Так, например, С.Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.[6]
В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
- производственно-экономическую,
- регулирующую,
- духовно-идеологическую,
- информационно-коммуникативную.
Так,
в экономической области она
становится элементом системы
В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.
Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации.
Подводя итог первой главы, отметим, что СМИ и государство, исходя из места и роли СМИ в политической системе общества, взаимодействуют по следующим направлениям: природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ; государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы.
В различных сферах жизни общества СМИ, соответственно, несут разные функции. Но в общем можно выделить общую систему функций СМИ:
ГЛАВА 3. СМИ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
3.1. СМИ и политика
СМИ
играют в политической жизни общества
существенную роль, имея самое непосредственное
отношение к его
Объединение
наций в сильные
В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний., которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуется тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио телевидением, а также от способа и форм подачи информации.
Роль
СМИ в политике нельзя оценивать
однозначно. Они представляют собой
сложный многогранный институт, состоящий
из множества органов и элементов,
обеспечивающих информирование населения
о происходящей каждой конкретной стране
и во всем мире событиях и явлениях.
Информация о работе Современная российская система средств массовой информации и ее специфика