Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:26, реферат
Всех сознательных родителей и педагогов волнуют вопросы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе. По всем ли параметрам готов ребенок стать школьником? Есть ли какие-то пробелы, недоработки в плане этой подготовки? Каков потенциал развития ребенка? В чем заключаются важнейшие источники развития? Только находя верные ответы на эти вопросы (и предпринимая соответствующие действия) можно не беспокоится за достойное вступление первоклассника в стены школы.
1. Введение.
2. Теоретические основы подготовки детей к обучению математике в школе.
3. Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе.
4. Организация подготовки будущих первоклассников к школьному обучению математике.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Укреплению возникшего интереса к математике способствует результативность выполняемой будущими первоклассниками работы. Сообщение или показ результатов математической деятельности дошкольников, поощрения их работы значительно укрепляют интерес к изучению мира математики.
Наблюдение за будущими школьниками в процессе выполнения математических заданий в каждом отдельном случае позволяет выявить, что радость открытия, даже незначительного, вселяет уверенность в познавательном поиске. Выполнив определенный вид математического действия, дошкольник становится более знающим, умеющим, и эти успехи выступают движущей силой интереса к математике, рожденного не из внешней заинтересованности, а путем определенных усилий в преодолении трудностей.
Подготовка будущего первоклассника к школе – проблема многогранная, включающая несколько определяющих аспектов – личностный, волевой, интеллектуальный и коммуникативный. Не «затерялась» среди них и математическая готовность к обучению в школе, так как математика, как было отмечено выше, способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Освоение «дошкольных начал» математики позволяет уже школьникам делать гораздо более важные открытия легко и непринужденно. И помочь осуществлению этой связи возрастных периодов должны взрослые – родители и педагоги будущих первоклассников.
Организация подготовки будущих первоклассников к школьному обучению математике
В качестве диагностического метода
работы были выбраны индивидуальные креативные
занятия с каждым ребенком. То есть, сущность
этих занятий не была задана каким-то диагностическим
шаблоном. Главное было – зафиксировать
(в том числе документально), насколько
развиты у детей математические представления.
«Шаблонной» точкой был лишь список таких
представлений, а именно:
Согласно Л.И.Кляузер, готовый к обучению в школе ребенок:
– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.
– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).
– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.
– Различает количественный
и порядковый счет в пределах десяти.
– Умеет для каждого числа называть предыдущее
и следующее за ним число, продолжать счет,
как в прямом, так и в обратном порядке
от любого заданного числа.
– Умеет сравнивать стоящие
рядом в числовом ряду числа (в пределах
десяти).
– Знает состав чисел первого десятка
из двух меньших чисел и отдельных единиц.
– Умеет различать и читать печатные цифры,
соотносить их с соответствующим множеством
предметов, заданных с помощью числовых
фигур и предметных картинок или количеством
звуков.
– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.
– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.
– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.
– Имеет представление о разнообразии
общепринятых способов измерения. Осуществляет
сериацию предметов по величине. Правильно
называет элементарные геометрические
фигуры (вершина, сторона, угол).
– Умеет распознавать круг, треугольник,
четырехугольник (квадрат, прямоугольник).
– Имеет представление о многоугольнике.
Понимает геометрические понятия: линия,
точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия,
угол (прямой, острый, тупой).
– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.
– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.
– Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под).
– Воспроизводит предлагаемые графические образцы.
– Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними.
– Знает последовательность дней недели, месяцев года.
– Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год.
– Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.
– Проявляет интерес к математическим играм.
В соответствии с этим списком, детям в ходе занятий поочередно демонстрировались монеты разного номинала, предъявлялись геометрические фигуры, рисунки с вертикальными и горизонтальными линиями, «тайно» указывались предметы, находящиеся сзади, справа, слева, спереди и так далее.
Заключение
Проблема математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе, несомненно, будет оставаться одной из наиболее актуальных в сфере гуманитарной науки. Это и понятно - общество требует от молодых людей хорошего знания математики, и основные знания закладываются в школе и вузе, но этот процесс, как показал проделанный анализ литературы во многом обусловлен дошкольным «фундаментом».
Список литературы
Информация о работе Диагностика готовности детей к обучению математики в начальной школе