Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:06, лекция
Краткое описание
Математические игры и головоломки очень популярны, как, впрочем, и все игры. И далеко не всегда более сложная игра – более интересная. Часто миллионы людей с неугасаемым интересом играют в самые простые игры, и именно эти игры больше всего ценят, именно они входят в историю математики и прославляют своих создателей. Наиболее приближенными к математике являются головоломки, но много головоломок образовалось из когда-то существовавших (а некоторые из ещё существующих) игр. Большинство таких основополагающих игр было придумано древнегреческими математиками.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СУЩНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ, ТИПЫ ИГР 4 2. ПРИМЕРЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР 8 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 ЛИТЕРАТУРА 18
Министерство образования и
науки Архангельской области государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Архангельской области
«Котласский педагогический колледж»
Шнякова Виктория
Обучающаяся 2 курса, 20 группы
МАТЕИАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
И ГОЛОВОЛОМКИ
Реферат
Руководитель:
Зорихин Д.А.
Котлас, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Математические игры и головоломки
очень популярны, как, впрочем, и все игры.
И далеко не всегда более сложная игра
– более интересная. Часто миллионы людей
с неугасаемым интересом играют в самые
простые игры, и именно эти игры больше
всего ценят, именно они входят в историю
математики и прославляют своих создателей.
Наиболее приближенными к математике
являются головоломки, но много головоломок
образовалось из когда-то существовавших
(а некоторые из ещё существующих) игр.
Большинство таких основополагающих игр
было придумано древнегреческими математиками.
В последнее время математическим
играм внимание уделяется, в основном,
для нахождения выигрышных стратегий,
на что сильно повлияло распространение
программирования: составить алгоритм,
по которому в игру смог бы играть компьютер,
часто бывает сложнее и интереснее, нежели
самому научиться играть в неё, при этом
глубже вникаешь в суть игры, после чего
выиграть в неё можешь уже практически
любого.
.
1. СУЩНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ, ТИПЫ ИГР
Игра – вид деятельности,
имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие
правила и ограниченную продолжительность.
Но, несмотря на различия в подходах к
определению сущности игры, ее назначения,
все исследователи сходятся в одном: игра,
в том числе математическая, является
способом развития личности, обогащения
ее жизненного опыта. Поэтому игра используется
как средство, форма и метод обучения и
воспитания.
Существует много
классификаций и видов игры. Если классифицировать
игру по предметным областям, то можно
выделить математическую игру. Математическая
игра по области деятельности это, прежде
всего, интеллектуальная игра, то есть
игра, где успех достигается в основном
за счет мыслительных способностей человека,
его ума, имеющихся у него знаний по математике.
Математическая
игра оказывает заметное влияние на развитие
мыслительных способностей. Игровой мотив
является действительным подкреплением
познавательному мотиву, способствует
созданию дополнительных условий для
активной мыслительной деятельности,
повышает концентрированность внимания,
настойчивость, работоспособность, создает
дополнительные условия для появления
радости успеха, удовлетворенности.
Типы игр:
1) Кооперативные
и некооперативные.
Игра называется кооперативной,
или коалиционной, если игроки могут объединяться
в группы, беря на себя некоторые обязательства
перед другими игроками и координируя
свои действия. Этим она отличается от
некооперативных игр, в которых каждый
обязан играть за себя. Развлекательные
игры редко являются кооперативными, однако
такие механизмы нередки в повседневной
жизни.
Часто предполагают, что кооперативные
игры отличаются именно возможностью
общения игроков друг с другом. В общем
случае это неверно. Существуют игры, где
коммуникация разрешена, но игроки преследуют
личные цели, и наоборот.
Из двух типов игр, некооперативные
описывают ситуации в мельчайших деталях
и выдают более точные результаты. Кооперативные
рассматривают процесс игры в целом. Попытки
объединить два подхода дали немалые результаты.
Так называемая программа Нэша уже нашла
решения некоторых кооперативных игр
как ситуации равновесия некооперативных
игр.
Гибридные игры включают в себя
элементы кооперативных и некооперативных
игр. Например, игроки могут образовывать
группы, но игра будет вестись в некооперативном
стиле. Это значит, что каждый игрок будет
преследовать интересы своей группы, вместе
с тем стараясь достичь личной выгоды.
2) Симметричные и нессиметричные.
Игра будет симметричной тогда,
когда соответствующие стратегии у игроков
будут равны, то есть иметь одинаковые
платежи. Иначе говоря, если игроки могут
поменяться местами и при этом их выигрыши
за одни и те же ходы не изменятся. Многие
игры для двух игроков — симметричные.
Остальные игры относятся к несимметричным.
3) С нулевой суммой и с ненулевой
суммой.
Игры с нулевой суммой — особая
разновидность игр с постоянной суммой,
то есть таких, где игроки не могут увеличить
или уменьшить имеющиеся ресурсы, или
фонд игры. В этом случае сумма всех выигрышей
равна сумме всех проигрышей при любом
ходе. Примерами таких игр может служить
покер, где один выигрывает все ставки
других; реверси, где захватываются фишки
противника; либо банальное воровство.
В играх с ненулевой суммой
выигрыш какого-то игрока не обязательно
означает проигрыш другого, и наоборот.
Исход такой игры может быть меньше или
больше нуля. Такие игры могут быть преобразованы
к нулевой сумме — это делается введением
фиктивного игрока, который «присваивает
себе» излишек или восполняет недостаток
средств.
Ещё игрой с отличной от нуля
суммой является торговля, где каждый
участник извлекает выгоду. Сюда также
относятся го, шашки и шахматы; в двух последних
игрок может превратить свою рядовую фигуру
в более сильную, получив преимущество.
Во всех этих случаях сумма игры увеличивается.
4) Параллельные и последовательные
В параллельных играх игроки
ходят одновременно, или, по крайней мере,
они не осведомлены о выборе других до
тех пор, пока все не сделают свой ход.
В последовательных, или динамических,
играх участники могут делать ходы в заранее
установленном либо случайном порядке,
но при этом они получают некоторую информацию
о предшествующих действиях других. Эта
информация может быть даже не совсем
полной, например, игрок может узнать,
что его противник из десяти своих стратегий
точно не выбрал пятую, ничего не узнав
о других.
Различия в представлении параллельных
и последовательных игр рассматривались
выше. Первые обычно представляют в нормальной
форме, а вторые — в экстенсивной.
5) С полной или неполной информацией.
Важное подмножество последовательных
игр составляют игры с полной информацией.
В такой игре участники знают все ходы,
сделанные до текущего момента, равно
как и возможные стратегии противников,
что позволяет им в некоторой степени
предсказать последующее развитие игры.
Полная информация не доступна в параллельных
играх, так как в них неизвестны текущие
ходы противников. К играм с полной информацией
относятся шахматы, шашки, го, манкала
и другие.
Часто понятие полной информации
путают с похожим — совершенной информации.
Для последнего достаточно лишь знание
всех доступных противникам стратегий,
знание всех их ходов необязательно.
6) Игры с бесконечным числом
шагов.
Игры в реальном мире или изучаемые
в экономике игры, как правило, длятся
конечное число ходов. Математика не так
ограничена, и в частности, в теории множеств
рассматриваются игры, способные продолжаться
бесконечно долго. Причём победитель и
его выигрыш не определены до окончания
всех ходов.
Задача, которая обычно ставится
в этом случае, состоит не в поиске оптимального
решения, а в поиске хотя бы выигрышной
стратегии. Используя аксиому выбора,
можно доказать, что иногда даже для игр
с полной информацией и двумя исходами
— «выиграл» или «проиграл» — ни один
из игроков не имеет такой стратегии. Существование
выигрышных стратегий для некоторых особенным
образом сконструированных игр имеет
важную роль в дескриптивной теории множеств.
Математическая
игра имеет характеристические черты.
С одной стороны, условный характер игры,
наличие сюжета или условий, наличие используемых
предметов и действий, с помощью которых
происходит решение игровой задачи. С
другой стороны, свобода выбора, импровизация
во внешней и внутренней деятельности
позволяют участникам игры получать новую
информацию, новые знания, обогащаться
новым чувственным опытом и опытом мыслительной
и практической деятельности.
2. ПРИМЕРЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ИГР
Существует несколько игр, в
которых двое играющих A и B, руководствуясь
определёнными правилами, по очереди вынимают
то или иное число фишек из одной или нескольких
кучек – побеждает тот, кто берёт последнюю
фишку. Простейшая такая игра – это игра
с одной кучкой фишек, и сделать ход в ней
– значит взять из кучки любое число фишек
от 1 до m включительно. Многие подобные
игры поддаются исследованию с помощью
числа Шпрага-Гранди G(C). Пустой позиции
O, не содержащей фишек, отвечает G(O)=0. Комбинацию
кучек, состоящих соответственно из x,
y, … фишек, обозначим C=(x, y, …) и предположим,
что допустимые ходы переводят C в другие
комбинации: D, E, … Тогда G(C) есть наименьшее
неотрицательное число, отличное от G(D),
G(E), … Это позволяет по индукции определить
G(C) для любой комбинации C, разрешённой
правилами игры. Так, в упомянутой задаче
G(x)=x mod (m+1).
Если G(C)>0, то игрок, делающий
следующий ход, допустим, это игрок A, может
обеспечить себе выигрыш, если ему удастся
перейти к “безопасной” комбинации S
с G(S)=0. Действительно, по определению G(S)
в этом случае либо S – пустая позиция,
и тогда A уже выиграл, либо B следующим
ходом должен перейти к “опасной” позиции
U с G(U)>0 – и тогда всё повторяется снова.
Такая игра после конечного числа ходов
заканчивается победой A.
К подобным играм относится
«Ним». Имеется произвольное число кучек
фишек, и игроки по очереди выбирают одну
какую-то кучку и вынимают из неё любое
число фишек (но хотя бы одну обязательно).
Более общий случай представляет
игра Мура, которую также можно назвать
k-ним. Правила её те же, что и в обычном
ниме (1-ним), но здесь разрешается бать
фишки из любого количества кучек, не превосходящего
k.
Ещё одна подобная игра – Кегли.
В ней фишки разложены в ряд, и при каждом
ходе убирается одна какая-либо фишка
или две соседние. При этом ряд может разбиться
на два меньших ряда. Выигрывает тот, кто
возьмёт последнюю фишку. Обобщённая вариация
этой игры известна под именем игры Витхоффа.
Есть интересная вариация игры
ним под названием “Звёздный ним”. Она
довольно проста, но стратегия в ней видна
не сразу. Играют в эту игру на звездообразной
фигуре, изображённой на рис. 1, слева. Поставьте
по одной фишке на каждую из девяти вершин
звезды. Игроки A и B делают ходы по очереди,
снимая при каждом ходе либо одну, либо
две фишки, соединённые отрезком прямой.
Тот, кто снимает последнюю фишку выигрывает.
Рис.1 Звездный ним и выигрышная
стратегия.
У игрока B при игре в звёздный
ним есть выигрышная стратегия, использующая
симметрию игровой доски (вообще, выигрышные
стратегии многих математических игр
строятся на этом). Представим, что отрезки
прямых, соединяющие вершины звезды, -
это нити. Тогда всю конфигурацию можно
развернуть в окружность, топологически
эквивалентную нитяной звезде. Если A снимает
с окружности одну фишку, то B снимает две
фишки с противоположного участка окружности.
Если A берёт две фишки, то B снимает с противоположного
участка окружности одну фишку. В обоих
случаях на окружности остаются две группы
из трёх фишек. Какую бы фишку (или какие
бы фишки) ни взял A из одной группы, B берёт
соответствующую фишку (или фишки) из другой
группы. Ясно, что последняя фишка достанется
игроку B.
В конце 60-х годов Дж. Леутуэйт
из шотландского города Терсо изобрёл
замечательную игру с искусно скрытой
стратегией “парных ходов”, обеспечивающей
второму игроку заведомый выигрыш. На
доске размером 5*5 квадратных клеток в
шахматном порядке расставлены 13 чёрных
и 12 белых фишек, после чего любая из чёрных
фишек, например, стоящая на центральном
поле, снимается (рис. 2, слева).
Игрок A ходит белыми фишками,
игрок B – чёрными. Ходы делаются по вертикали
и горизонтали. Проигравшим считается
тот из игроков, кто первым не сможет сделать
очередной ход. Если доску раскрасить
подобно шахматной доске, то станет ясно,
что каждая фишка со своего поля переходит
на поле другого цвета и что ни одну фишку
нельзя заставить ходить дважды. Следовательно,
игра для каждого игрока не может продолжаться
более 12 ходов. Но она может окончиться
и раньше выигрышем для любого игрока,
если только B не будет придерживаться
рациональной стратегии.
Рис.2. Игра Дж. Луитуэйта (слева)
и стратегия парных ходов для неё (справа).
Рациональная стратегия для
игрока В состоит в том, чтобы мысленно
представить себе всю матрицу (за исключением
пустой клетки), покрытую двенадцатью
неперекрывающимися костями домино. Как
именно они разложены на доске, не имеет
значения. На рис. 2, справа показан один
из способов покрытия доски костями домино.
Какой бы ход ни сделал игрок А, В просто
делает ход на ту кость домино, которую
только что покинул А. При такой стратегии
у В всегда есть ход после очередного хода
А, поэтому В заведомо выигрывает за 12
или за меньшее число ходов.
В игру Леутуэйта можно играть
не только фишками на доске, но и квадратными
плитками или кубиками, передвигаемыми
внутри плоской коробочки, на дне которой
начерчена матрица. Предположим теперь,
что в правила игры внесена поправка, позволяющая
любому игроку в любое время ходить любым
числом (от 1 до 4) фишек, стоящих на одной
горизонтали или вертикали, если первая
и последняя фишки в выбранной им горизонтали
или вертикали “его” цвета. Перед нами
великолепный пример того, как тривиальное
(на первый взгляд) изменение правила приводит
к резкому усложнению анализа игры. Леутуэйту
не удалось найти выигрышную стратегию
ни для одного из игроков в этом варианте
игры.
Большинство игр, рассмотренных
нами, имели выигрышную стратегию, но это
не значит, что практически у всех подобных
игр она существует. Есть множество игр,
выигрышную стратегию в которых на сегодняшний
день ещё не изобрели, а есть много и таких,
у которых таковой вообще нет.
3.МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ГОЛОВОЛОМКИ
Математические головоломки
бывают самые разные: вращательные (кубик
Рубика), “Волшебные кольца”, “Игры с
дыркой” (пятнашки), решётчатые и многие
другие. Мы рассмотрим лишь некоторые
из них.