Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Математическое развитие-Занимательный материал.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

1.

Понятие и значение занимательного  математического  материала для развития детей  дошкольного возраста.

        Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость. Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету. 

        Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Виды занимательного математического материала, его  характеристика.

       Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

       Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


Развлечения

Математические (логические)

игры, задачи упражнения

Дидактические игры

упражнения


Загадки, задачи-шутки, ребусы,

кроссворды, головоломки,

математические квадраты,

математические фокусы,

“Танграм”,

“Стомахион”,

“Пентамино”

,“Гексатрион”,

“Пифагор”, “Колумбово яйцо”,

“Кубики для всех”

С блоками, кубиками на включение,

нахождение

Шашки, шахматы

Словесные

С наглядным материалом

Словесные


Исходя из классификации  занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

  • Игры шашечного хода.
  • Шашки, шахматы.
  • Головоломки. Головоломки с палочками.
  • Разнообразные лото.
  • Рамки вкладыши.
  • Блоки Дьениша.
  • Палочки Кьюзенера.
  • Игры на классификацию.
  • Мозаики.
  • Строительные наборы.
  • Игры на составление узоров.
  • Лабиринты.
  • Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов*.
  • Игры для ориентировки на листе бумаги*.
  • Игры на передвижение*.
  • Игры В.Воскобовича.
  • Настольно-печатные игры.
  • Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки**.
  • Математические сказки**.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Особенности работы воспитателя и детей с занимательным  математическим материалом.

         Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель - сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

      Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:

- настольно-печатные игры;

- игры для развития  логического мышления, подводящие  детей к освоению шашек и  шахмат (игры шашечного хода);

- головоломки;

- логические задачи;

- кубики, лабиринты;

- игры на составление  целого из частей;

- игры на передвижение.

   Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.

Формы и методы представления  занимательного материала:

1. Совместная игра воспитателя  с ребенком;

2. Самостоятельная деятельность  детей;

3. Математические праздники  и развлечения;

4. Занятия (в соответствии  с учебным расписанием);

5. Отгадывание загадок,  занимательных вопросов, шуточных  задачек, головоломок;

6. Чтение математических сказок.

     Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В комплексном подходе  к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным  развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется  значением занимательных задач  в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание:

Перечень занимательного математического материала в  разных возрастных группах.

Младший возраст

Образовательные задачи:

  • Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
  • Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий.
  • Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности, радости от реализации своих замыслов и желаний.
  • Учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый.  

 

Перечень занимательного материала

«Одень куклу по цвету», «Подбери предмет», «Раздели круги»,  «Шарик улетел», «Веселый поезд», «Подбери матрешке платье», Вкладыши , Лабиринты, «Подбери по цвету», «Покажи не ошибись», «Подбери предметы», Квадрат Воскобовича,  «Кто выше?», «Найди различия», «Где игрушка?», «Найди пару», «Сложи квадрат», «Малыши карандаши», «Волшебная дощечка», «Жил-был кружочек», «Цветные колпачки», «Цвет и форма», «Составь картинку», «Геометрическое лото», «Волшебные круги», «У кого какой предмет?», Логические блоки Дьенеша, «Матрешки», Кубики, «Дополни недостающие», «Количество и счет», «Найди различия», «Сравни».

 

Средний возраст

Образовательные задачи:

  • Различать геометрические фигуры по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).
  • Классифицыровать фигуры по 3-м свойствам одновременно.
  • Решение задач на построение и перестроение при помощи палочек.
  • Воссоздание силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера по образцу и собственному замыслу.
  • Понимание схематического изображения позы человека.
  • Выделение пространственных отношений вверх-вниз, направо-налево, назад-вперед.
  • Составление упорядоченных  рядов из 5 – 7 предметов.
  • Развивать произвольное внимание, память.
  • Количественный и порядковый счет в пределах 5 – 10.
  • Продолжать находить одинаковые предметы в контурном и цветном изображении.
  • Осуществлять опердмечивание созданного объекта.
  • Составление целого изображения из 6 – 8 и более частей.
  • Отгадывание загадок, шуточных задач.
  • Учить принимать поставленную задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре.
  • Действовать по правилам, стремится к результату.

 

Перечень занимательного материала 

«Цвет и форма», «Сколько?», «Куда еду?», «Закрой окошки в  домиках», «Какая фигура лишняя?», Домино, Лабиринты, Квадрат Воскобовича, «На что похоже?», «Жил-был кружочек», «Часть и целое», «Веселое лото», «Разноцветные узоры», Логические блоки Дьенеша, «Раз, два сосчитай», «Где Я?», «Чем мы похожи?», «Геометрическая цепочка», «Веселый счет», «Где спрятался зайка?», «Геометрическое лото», «Подбери по контуру», «Кто в теремочке живет?», «Подбери узор», «Какая фигура лишняя?», «Сложи квадрат», «Путешествие по магазинам», «Найди различия», «Волшебный круг», «Математический планшет», Палочки Кюизенера, «Электронная муха», «Смена позиций», «Что лишние?», «Прозрачный квадрат», «Мы считаем», «Волки и овцы».

 

Старший возраст

Образовательные задачи

  • Углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур.
  • Развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
  • Познакомить с правилами игр шашечного хода и игр на передвижение.
  • Учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.
  • Развитие личности ребенка через активное включение в коллективную игру, оказание помощи сверстнику в случае необходимости.
  • Развивать мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные способности через складывание объемных фигур по расчлененным и простейшим нерасчлененным образцам.
  • Свободно общаться со взрослыми по поводу игр и заданий.
  • Продолжать формировать произвольное внимание.
  • Развивать образное и элементы логического мышления.

 

Средства реализации:

Игры шашечного хода: «Хасами шогу», «Болотуду», «Так-тиль», «Рендзю», «Сиджа», «Волки и овцы», «Волк и овцы», «Сенегальские шашки», «Куры и лисы», «Илькульерк», «Смена позиций», «Мельница», «Встречный ход», «Ку-ну», «Леопарды и стадо», «Астар».Шашки, шахматы.

Информация о работе Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста