Развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 09:35, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – обосновать эффективность использования дидактических игр, нестандартных задач в работе учителя начальных классов для формирования и развития познавательного интереса у учащихся к математике. Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики. Предмет исследования - развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики средствами использования дидактических игр и нестандартных задач.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики…………………………………………………………………….. 6
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса в процессе обучения ……………………………6
1.2 Понятие «познавательный интерес», его структура ………………..14
1.3 Взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике ………………………………..19
1.4 Познавательный интерес и познавательные УДД. Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников средствами использования занимательных дидактических игр……………23
1.5 Вывод по 1-ой главе ………………………………………………….......28
Глава II Эксперимент………………………………………………………...29
2.1 Содержание и ход эксперимента……………………………………….29
Глава I Теоретические основы
процесса формирования и развития познавательного
интереса младших школьников на уроках
математики……………………………………………………………………..
6
1.1 Историко-педагогический
аспект проблемы формирования
познавательного интереса в процессе
обучения ……………………………6
1.2 Понятие «познавательный
интерес», его структура ………………..14
1.3 Взаимосвязь проблем
воспитания познавательного интереса
и развития мышления в процессе
обучения математике ………………………………..19
1.4 Познавательный
интерес и познавательные УДД. Развитие
познавательного интереса к урокам математики
младших школьников средствами использования
занимательных дидактических игр……………23
1.5 Вывод по 1-ой главе ………………………………………………….......28
Глава II Эксперимент………………………………………………………...29
2.1 Содержание и ход
эксперимента……………………………………….29
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Математика в начальных классах
является основным учебным предметом.
Младшие школьники усваивают систему
важнейших математических понятий, овладевают
умениями и навыками в области счета, письма,
речи, без чего невозможно успешное обучение
в школе.
Как известно, знания, полученные
без интереса, не становятся полезными.
Поэтому одной из труднейших и важнейших
задач дидактики как была, так и остается
проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес в трудах
психологов и педагогов изучен достаточно
тщательно. Но все-таки остаются не решенными
некоторые вопросы. Главный из них – как
вызвать устойчивый познавательный интерес.
С каждым годом учащиеся начальных
классов все равнодушнее относятся
к учебе. В частности понижается познавательный
интерес учащихся начальных классов к
такому предмету как математика. Этот
предмет воспринимается учащимися как
скучный и совсем не интересный. В связи
с этим учителями ведется поиск эффективных
форм и методов обучения математике, которые
способствовали бы активизации учебной
деятельности, формированию познавательного
интереса.
"Предмет математики
настолько серьезен, что полезно
не упускать случая сделать его немного
занимательным " - сказал Б.Паскаль.
Познавательный интерес – избирательная
направленность личности на предметы
и явления окружающие действительность.
Эта направленность характеризуется постоянным
стремлением к познанию, к новым, более
полным и глубоким знаниям. Систематически
укрепляясь и развиваясь познавательный
интерес становится основой положительного
отношения к учению. Познавательный интерес
носит поисковый характер. Под его влиянием
у человека постоянно возникают вопросы,
ответы на которые он сам постоянно и активно
ищет. При этом поисковая деятельность
школьника совершается с увлечением, он
испытывает эмоциональный подъем, радость
от удачи. Познавательный интерес положительно
влияет не только на процесс и результат
деятельности, но и на протекание психических
процессов - мышления, воображения, памяти,
внимания, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность
и направленность. Познавательный интерес
- это один из важнейших для нас мотивов
учения школьников. Его действие очень
сильно. Под влиянием познавательного
интереса учебная работа даже у слабых
учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной
педагогической организации деятельности
учащихся и систематической и целенаправленной
воспитательной деятельности может и
должен стать устойчивой чертой личности
школьника и оказать сильное влияние на
его развитие. Познавательный интерес
выступает перед нами и как сильное средство
обучения.
Классическая педагогика
прошлого утверждала – ” Смертельный
грех учителя – быть скучным”.
Когда ребенок занимается из-под
палки, он доставляет учителю
массу хлопот и огорчений, когда
же дети занимаются с охотой,
то дело идет совсем по-другому.
Активизация познавательной деятельности
ученика без развития его познавательного
интереса не только трудна, но
практически и невозможна. Вот
почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать,
развивать и укреплять познавательный
интерес учащихся и как важный
мотив учения, и как стойкую
черту личности, и как мощное
средство воспитывающего обучения,
повышения его качества. Познавательный
интерес направлен не только
на процесс познания, но и на
результат его, а это всегда
связано со стремлением к цели,
с реализацией ее, преодолением
трудностей, с волевым напряжением
и усилием. Познавательный интерес
– не враг волевого усилия,
а верный его союзник. В интерес
включены, следовательно, и волевые
процессы, способствующие организации,
протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе
своеобразно взаимодействуют все важнейшие
проявления личности.
Занимательные игры и нестандартные
задачи отличаются эмоциональностью,
вызывают у учащихся положительное отношение
к урокам математики; способствуют активизации
учебной деятельности; обостряют интеллектуальные
процессы и главное, способствуют формированию
познавательного интереса к предмету.
Противоречие заключается в том, что одна
половина педагогов считает, что через
дидактические игры и нестандартные задачи
развить познавательный интерес к математике
нельзя, они считают, что это отвлекает
учащихся, другая же половина педагогов
считает наоборот, что дидактические игры
и задачи эффективны в развитие познавательного
интереса к математике.
Проблема данного исследования заключается
в вопросе : Может ли занимательная игра
и нестандартные задачи являться эффективными
средствами развития познавательного
интереса учащихся к математике? В этом
и заключается проблема данного исследования
данного исследования Исходя из этой
проблемы, можно определить цель исследования.
Цель
исследования – обосновать эффективность
использования дидактических игр, нестандартных
задач в работе учителя начальных классов
для формирования и развития познавательного
интереса у учащихся к математике.
Объект
исследования - процесс развития познавательного
интереса у младших школьников на уроках
математики.
Предмет
исследования - развитие познавательного
интереса у младших школьников на уроках
математики средствами использования
дидактических игр и нестандартных задач.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
повышению уровня познавательного интереса
к урокам математики у младших школьников
способствует включение в процесс обучения
систематически проводящихся разнообразных
дидактических игр.
Задачи:
- изучить теоретические
основы формирования и развития
познавательного интереса через УДД у
младших школьников;
- выявить особенности
использования дидактических игр
и нестандартных задач на уроках математики;
- разработать и провести
опытно-экспериментальную работу
с целью проверки рабочей гипотезы.
Методологическая
основа: изучение методической, психолого-педагогической
литературы по рассматриваемой теме; наблюдение;
анкетирование; тестирование. Н.Е. Судаковой,
Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.Ф. С.Л.
Рубинштейна, Н.Ф, Талызина, Г.И. Щукиной
Теоретическая
значимость: исследования состоит в том,
что выводы и материалы исследования могут
быть использованы студентами и педагогами
учебных заведений, учителями начальной
школы при планировании и организации
уроков математики.
Эмпирические
методы :
Этапы:
Поисково – теоретический
Опытно - экспериментальный
Заключительно - обобщающий
Научная
новизна:
Практическая
значимость:
База исследовании: МБОУ "СОШ им. А. Джанибекова
с. Растопуловка"
- 1 класс 20 человек
Структура
работы:
В соответствии с целями и задачами
исследования выпускная квалификационная
работа состоит из введения, 2 глав, включающих
5 параграфов, в том числе опытно-экспериментальную
часть, заключения, списка используемой
литературы, приложений.
В заключении обобщаются результаты
исследования, формулируются выводы и
практические рекомендации.
Глава I Теоретические
основы процесса формирования и развития
познавательного интереса младших школьников
на уроках математики
1.1 Историко-педагогический аспект
проблемы формирования познавательного
интереса в процессе обучения
Проблема интереса к учению
в истории русской педагогической мысли
и в практике обучения выкристаллизовывалась
постепенно под влиянием требований жизни.
Социально-экономические изменения в
России начиная со второй половины XVIII
в. подводили к жизненно назревшим вопросам
развития просвещения. К перестройке просвещения
в России и поиску путей усвоения знаний,
пригодных для развития в стране промышленности
и торговли, с учётом, однако, интересов
помещиков-крепостников, были привлечены
образованнейшие для того времени люди,
воспринявшие передовые идеи европейской
педагогики, - И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.
Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные
заведения и вырастить в них «новую породу
людей» выражали новое отношение к природе
человека. Природу ребёнка нельзя разбудить,
пока учение будет горестным, нужно приохотить
детей к занятиям, вызвать у них любовь
к учению. Практически руководя перестройкой
образования в России, Бецкой доказывал
это в уставных документах и в своих работах.
Однако реализовать идею не удалось. Дальнейший
поиск системы образования и обучения
осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович
выступал за использование в обучении
элементов занимательности, игры, оживляющих
занятия. Он впервые увидел связь интереса
к учению с нравственностью. Линия связи
интереса с нравственным воспитанием
прослеживается и во взглядах Н.И. Новикова.
Он отождествлял любопытство с потребностью
в учении. Условием развития любопытства
Н.И. Новиков считал знание воспитателя
сил и способностей, которые дают наблюдения
за занятиями ребёнка «по натуральному
побуждению», выражающему интерес, внимание
к изучаемому. Реализовать первые подступы
к проблеме интереса в обучении было трудно.
В училищах, организованных Н.И. Новиковым
и в народных училищах, основанных Ф.И.
Янковичем, преобладали зубрёжка, побои,
и дети стремились убегать с уроков, пропускали
занятия по несколько месяцев. В первой
половине XIX в. общественно-экономическое
развитие России всё же привело к созданию
в стране системы образования, требовавшей
новой дидактической теории, которой в
России в начале века ещё не было. Появляются
отдельные, правда переводные, работы
по педагогике. Впервые любопытство от
любознательности отграничил В.Ф. Одоевский.
Он считал, что свойственное детям любопытство
при надлежащем руководстве может перерасти
в любознательность, в страсть к познанию,
развивающую умственную самостоятельность.
В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены
в том, что любознательность детей следует
в первую очередь развивать при помощи
естественных наук, книг, знакомящих с
землёй, природой, которые сильнее всего
могут заинтересовать детей, так как природа
близка им. Для педагогических воззрений
В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна
связь интереса к познанию с интересом
социальным. Но эта идея не могла найти
своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский
писал в подцензурной России, а работы
А.И. Герцена вообще были запрещены. И тем
не менее передовая педагогическая мысль
60–70-х гг. XIX в. в решении вопросов воспитания
и обучения не обходила стороной проблему
интереса в обучении, несмотря на то, что
социальных исследований по этой проблеме
всё ещё не было. Обстоятельно, в контексте
своей педагогической теории проблему
интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей
теории он психологически обосновал интерес
в обучении. Глубокая психологическая
основа всей педагогической теории К.Д.
Ушинского и проблемы интереса усилили
внимание к природосообразному развитию
детей. Обострённая критика обучения и
воспитания в период общественно- педагогического
подъёма привела к идее пристального внимания
к внутреннему миру ребёнка на основе
его полной свободы. Эту точку зрения отразил
в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой.
Он справедливо считал, что интерес ребёнка
может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих
проявление его способностей и наклонностей.
Интерес в педагогических взглядах Толстого
является центром всей педагогической
работы. Важнейшее условие проявления
интереса - это создание на уроке такой
естественной, свободной атмосферы, которая
вызывает подъём душевных сил ребёнка.
Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы
детей, за учителем оставалось право лишь
фиксировать увлечения детей, связанные
с их природой. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский
считали, что только воспитание, опирающееся
на разумную свободу ребёнка, развивает
его интересы и любознательность, укрепляет
его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов
высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя
поддерживали и развивали интерес детей
к учению. Но прогрессивные идеи трудно
было применить на практике. Причин было
много: неудовлетворительная подготовка
учителей, особенно начальной школы, консерватизм
учителей, перегруженность программ, тяжёлое
материальное положение народного учителя.
В начале XX в. отдельным изданием вышла
работа по интересу в обучении А.И. Анастасиева.
В этом исследовании весь процесс обучения
раскрывался через призму интереса. После
победы Октябрьской революции поиск новых
путей учебно- воспитательной работы связывался
с задачей воспитания поколений, способных
строить коммунистическое общество. С
марксистских позиций рассматривала проблему
интереса Н.К. Крупская. Практическое применение
прогрессивные идеи по проблеме интереса
в обучении нашли в опыте педагогов А.С.
Макаренко и С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий уделял
самое серьёзное внимание проблеме интереса
в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий:
с одной стороны, как он считал, интерес
- важный фактор активного усвоения ребёнком
социального опыта, с другой - роль интереса
он видел в приспособлении ребёнка к окружающей
среде. А.С. Макаренко раскрывает некоторые
методические приёмы поддержания и развития
интереса: подсказка, вызывающая догадку,
постановка интересного вопроса, введение
нового материала, рассматривание иллюстраций,
наталкивающих на вопросы, и т.д. Макаренко
считал, что жизнь и труд ребёнка должны
быть пронизаны интересом, что содержание
образовательной работы определяется
детским интересом. В диалектике воспитательного
процесса А.С. Макаренко показал единство
содержания, средств и методов воспитания,
раскрыл логику воспитательного процесса,
исходя из сочетания требований общественной
жизни с интересами детского коллектива
и интересами отдельной личности. Дальнейшая
разработка проблемы интереса была связана
с переходом на классно-урочную систему
обучения. Ш.А. Амонашвили разрабатывал
проблему интереса в обучении шестилеток.
Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью
младшего школьника: неосторожный поворот
метода, однообразие приёма может расшатать
интерес, который ещё очень хрупок. Лабораторией
экспериментальной диалектики НИИ педагогики
Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили
разработаны психолого - педагогические
основы, заложенные в эксперименте по
обучению шестилеток, накоплены приёмы
стимулирования познавательных интересов
детей (преднамеренные «ошибки» учителя,
задачи на внимание, сочинительство сказок,
задачи на сравнение и т.д.). Сегодня проблема
интереса всё шире исследуется в контексте
разнообразной деятельности учащихся,
что позволяет творчески работающим учителям,
воспитателям успешно формировать и развивать
интересы учащихся, обогащая личность,
воспитывать активное отношение к жизни.
Сегодня нужен человек не только
потребляющий знания, но и умеющий их добывать.
Нестандартные ситуации наших дней требуют
от нас широты интереса. Интерес - это реальная
причина действий, ощущаемая человеком
как особо важная. Он является одним из
постоянных сильнодействующих мотивов
деятельности. Интерес можно определить
как положительное оценочное отношение
субъекта к его деятельности.
Как сильное и очень значимое
для человека образование, интерес имеет
множество трактовок в своих психологических
определениях, он рассматривается как:
1)проявление его умственной
и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);
особый сплав эмоционально-волевых
и интеллектуальных процессов, повышающих
активность сознания и деятельности человека
(А.А.Гордон);
активное познавательное (В.Н.
Мясинцев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательное
(Н.Г.Морозова) отношение человека к миру;
специфическое отношение личности
к объекту, вызванное сознанием его жизненного
значения и эмоциональной привлекательности
(А.Г.Ковалев).
Этот перечень трактовок интереса
в психологии далеко не полон, но и сказанное
подтверждает, что наряду с различиями
выступает и известная общность аспектов,
направленных на раскрытие феномена интереса,
- его связи с различными психическими
процессами, из которых особенно часто
выделяют эмоциональные, интеллектуальные,
регулятивные (внимание, воля), его включенность
в различные личностные образования.
Особый вид интереса - интерес
к познаниям, или, как его принято теперь
называть, познавательный интерес. Его
область - познавательная деятельность,
в процессе которой происходит овладение
содержанием учебных предметов и необходимыми
способами или умениями и навыками, при
помощи которых ученик получает образование.
Проблема интереса как важнейшего
стимула развития личности теперь все
больше привлекает к себе внимание, как
педагогов, так и психологов.[4;с.45]
Интерес с психологической
точки зрения, характеризуется подвижностью,
изменчивостью, разнообразием оттенков
и степеней развития. Большинство психологов
относят интерес к категории направленностей,
то есть к стремлениям личности к объекту
или деятельности. Придавая особое значение
познавательному интересу, психологи
указывают на то, что под этим «интересом
понимаются как интерес к содержанию,
так и к процессу овладения знаниями».