Развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 09:35, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – обосновать эффективность использования дидактических игр, нестандартных задач в работе учителя начальных классов для формирования и развития познавательного интереса у учащихся к математике. Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики. Предмет исследования - развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики средствами использования дидактических игр и нестандартных задач.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики…………………………………………………………………….. 6
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса в процессе обучения ……………………………6
1.2 Понятие «познавательный интерес», его структура ………………..14
1.3 Взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике ………………………………..19
1.4 Познавательный интерес и познавательные УДД. Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников средствами использования занимательных дидактических игр……………23
1.5 Вывод по 1-ой главе ………………………………………………….......28
Глава II Эксперимент………………………………………………………...29
2.1 Содержание и ход эксперимента……………………………………….29
С точки зрения С.Л.Рубинштейна
и Б.Г.Ананьева психологические процессы,
включенные в познавательный интерес,
- это не сумма слагаемых, а особые связи,
своеобразные взаимоотношения. Интерес
– это «сплав» многих психических процессов,
образующих особый тонус деятельности,
особые состояния личности (радость от
процесса учения, стремление углубиться
в познание интересующего предмета, в
познавательную деятельность, переживание
неудач и волевые устремления к их преодолению).[7;с.33]
Познавательный интерес играет
в педагогическом процессе главную роль.
И. В. Метельский определяет познавательный
интерес следующим образом: «Интерес –
это активная познавательная направленность,
связанная с положительным эмоционально
окрашенным отношением к изучению предмета
с радостью познания, преодолению трудностей,
созданием успеха, с самовыражением развивающейся
личности». [25;с.20]
Г. И. Щукина, специально занимавшаяся
исследованием познавательного интереса
в педагогике, определяет его следующим
образом: «познавательный интерес выступает
перед нами как избирательная направленность
личности, обращенная к области познания,
к ее предметной стороне и самому процессу
овладения знаниями». [41;с.34]
У школьников одного и того
же класса познавательный интерес может
иметь разный уровень своего развития
и характер проявлений, обусловленных
различным опытом, особыми путями индивидуального
развития.
Элементарным уровнем познавательного
интереса можно считать открытый, непосредственный
интерес к новым фактам, занимательным
явлениям, которые фигурируют в информации,
полученной учеником на уроке. На этой
стадии – стадии любопытства ученик довольствуется
только занимательностью того или иного
предмета, той или иной области знаний.
На этой ступени у учащихся еще не замечается
стремления к познанию сущности.
Более высоким уровнем его является
интерес к познаниям существенных свойств
предметов и явлений, составляющих более
глубокую часто невидимую их внутреннюю
суть. Этот уровень, называемый стадией
любознательности, требует поиска, догадки,
активного оперирования имеющимися знаниями,
приобретенными способами. Стадия любознательности
характеризуется стремлением проникнуть
за пределы видимого на ступени развития
познавательного интереса. Школьнику
свойственны эмоции удивления, радости
познания. Ученик, включаясь по собственному
побуждению в деятельность, наталкивается
на трудности и сам начинает искать причины
неудачи. Любознательность, становясь
устойчивой чертой характера, представляет
большую ценность для развития личности.
Эта стадия, как показали исследования,
характерны для младших подростков, которые
еще не имеют достаточного теоретического
багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь
вещей, но уже оторвались от элементарных
конкретных действий и становятся способными
к самостоятельному дедуктивному подходу
в изучении. [15;с.24]
Еще более высокий уровень познавательного
интереса составляет интерес школьника
к причино-следственным связям, к выявлению
закономерностей, к установлению общих
принципов явлений, действующих в различных
условиях. Этот интерес характеризует
собой подлинно познавательный интерес.
Стадия познавательного интереса обычно
связывается со стремлением ученика к
разрешению проблемного вопроса. В центре
внимания школьника становится не готовый
материал учебного предмета и не сама
по себе деятельность, а вопрос, проблема.
Познавательный интерес, как особая направленность
личности на познание окружающей действительности,
характеризуется непрерывным поступательным
движением. Содействует переходу школьника
от незнания к знанию. Для познавательного
интереса характерно напряжение мысли,
усиления воли, проявление чувств, ведущие
к преодолению трудностей в решении задач,
к активным поискам ответа на проблемные
вопросы.
Существует так же стадия теоретического
интереса, связанная не только стремлением
к познанию закономерностей, теоретических
основ, но и с применением их в практике,
появляется на определенном этапе развития
личности и ее мировоззрения. Эта ступень
характеризуется активным воздействием
на мир, направленным на его переустройство,
требует от личности не только глубоких
знаний, она связана с формированием стойких
ее убеждений. На эту ступень в состоянии
подняться лишь старшие школьники, имеющие
теоретическую основу для формирования
научных взглядов, правильного миропонимания.
Эти ступени развития познавательного
интереса: любопытство, любознательность,
познавательный интерес, теоретический
интерес помогает нам более или менее
точно определить отношение ученика к
предмету и степень влияния его на личность.
И хотя эти стадии не все принимают и выделяются
они чисто условно остаются общепризнанными.
Было бы ошибкой, однако, рассматривать
указанные ступени познавательного интереса
изолированно друг от друга. В реальном
процессе они представляют собой сложнейшие
сочетания и взаимосвязи.
Состояние заинтересованности,
которое обнаруживает ученик на том или
ином учебном занятии, проявляющееся под
влиянием самых разнообразных сторон
обучения (занимательность, расположение
к учителю, удачный ответ, поднявший его
престиж перед коллективом и т. д.), может
быть временным, преходящим, не оставляющим
глубокого следа в развитии личности ученика,
в отношении школьника к учению. Но в условиях
высокого уровня обучения, при целенаправленной
работе учителя по формированию познавательных
интересов это временное состояние заинтересованности
может быть использовано, как отправная
точка для развития пытливости, любознательности,
стремления во всем руководствоваться
научным подходом при изучении различных
учебных предметов (искать и находить
доказательства, читать дополнительную
литературу, интересоваться последними
научными открытиями и т. д.). [17;с.43]
Познавательный интерес психологи
и педагоги изучают с различных сторон,
но любое исследование рассматривает
как часть общей проблемы воспитания и
развития. Сегодня проблема интереса всё
шире исследуется в контексте разнообразной
деятельности учащихся, что позволяет
творчески работающим учителям, воспитателям
успешно формировать и развивать интересы
учащихся, обогащая личность, воспитывать
активное отношение к жизни.
1.2 Понятие «познавательный
интерес», его структура
Познавательный интерес - это
избирательная направленность личности
на предметы и явления окружающие действительность.
Эта направленность характеризуется постоянным
стремлением к познанию, к новым, более
полным и глубоким знаниям. Лишь тогда,
когда та или иная область науки, тот или
иной учебный предмет представляются
человеку важными, значительными, он с
особым увлечением занимается ими, старается
более глубоко и основательно изучить
все стороны тех явлений, событий, которые
связаны с интересующей его областью знаний.
В противном случае интерес к предмету
не может носить характера подлинной познавательной
направленности: он может быть случайным,
нестойким и поверхностным.
Систематически укрепляясь
и развиваясь познавательный интерес
становится основой положительного отношения
к учению. Познавательный интерес носит
поисковый характер. Под его влиянием
у человека постоянно возникают вопросы,
ответы на которые он сам постоянно и активно
ищет. При этом поисковая деятельность
школьника совершается с увлечением, он
испытывает эмоциональный подъем, радость
от удачи. Познавательный интерес положительно
влияет не только на процесс и результат
деятельности, но и на протекание психических
процессов - мышления, воображения, памяти,
внимания, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность
и направленность.
Характерной особенностью познавательного
интереса является и его волевая направленность.
Познавательный интерес направлен не
только на процесс познания, но и на результат
его, а это всегда связано со стремлением
к цели, с реализацией ее, преодолением
трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес - не враг волевого
усилия, а верный его союзник. В познавательном
интересе своеобразно взаимодействуют
все важнейшие проявления личности.
Познавательный интерес - это
один из важнейших мотивов учения школьников.
Под влиянием познавательного интереса
учебная работа даже у слабых учеников
протекает более продуктивно. Этот мотив
окрашивает эмоционально всю учебную
деятельность подростка. В то же время
он связан с другими мотивами (ответственностью
перед родителями и коллективом и др.).
Познавательный интерес как мотив учения
побуждает ученика к самостоятельной
деятельности, при наличии интереса процесс
овладения знаниями становится более
активным, творческим, что в свою очередь,
влияет на укрепление интереса. Самостоятельное
проникновение в новые области знания,
преодоление трудностей вызывает чувство
удовлетворения, гордости, успеха, то есть
создает тот эмоциональный фон, который
характерен для интереса. [7;с.44]
Познавательный интерес при
правильной педагогической и методической
организации деятельности учащихся и
систематической и целенаправленной воспитательной
деятельности может и должен стать устойчивой
чертой личности школьника и оказывает
сильное влияние на его развитие. Как черта
личности познавательный интерес проявляется
во всех обстоятельствах, находит применение
своей пытливости в любой обстановке,
в любых условиях. Под влиянием интереса
развивается мыслительная активность,
которая выражается во множестве вопросов,
с какими школьник, например, обращается
к учителю, к родителям, взрослым, выясняя
сущность интересующего его явления. Отыскание
и чтение книг в интересующей области,
выбор определенных форм внеклассной
работы, способных удовлетворить его интерес,
- все это формирует и развивает личность
школьника.
Познавательный интерес выступает
и как сильное средство обучения. Характеризуя
интерес как средство обучения, следует
оговориться, что интересное преподавание
- это не развлекательное преподавание,
насыщенное эффективными опытами, демонстрациями
красочных пособий, занимательными задачами
и рассказами и т. д., это даже не облегченное
обучение, в котором все рассказано, разъяснено
и ученику остается только запомнить.
Интерес как средство обучения действует
только тогда, когда на первый план выступают
внутренние стимулы, способные удержать
вспышки интереса, возникающие при внешних
воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность,
странность, несоответствие ранее изученному,
все эти особенности способны не только
вызвать мгновенный интерес, но и пробудить
эмоции, порождающие желание изучить материал
более глубоко, т. е. содействовать устойчивости
интереса. Классическая педагогика прошлого
утверждала – ” Смертельный грех учителя
– быть скучным”. Когда ребенок занимается
из-под палки, он доставляет учителю массу
хлопот и огорчений, когда же дети занимаются
с охотой, то дело идет совсем по-другому.
Активизация познавательной
деятельности ученика без развития его
познавательного интереса не только трудна,
но практически и невозможна. Вот почему
в процессе обучения необходимо систематически
возбуждать, развивать и укреплять познавательный
интерес учащихся и как важный мотив учения,
и как стойкую черту личности, и как мощное
средство воспитывающего обучения, повышения
его качества.
Быть внимательным к каждому
ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика
малейшую искру интереса к какой-либо
стороне учебной работы, создавать все
условия для того, чтобы разжечь ее и превратить
в подлинный интерес к науке, к знаниям
- в этом задача учителя, формирующего
познавательный интерес.
Таким образом, познавательный
интерес может рассматриваться как один
из важнейших мотивов учения, как устойчивая
черта личности и как сильное средство
обучения. В процессе же обучения важно
развивать и укреплять познавательный
интерес и как мотив учения, и как черту
личности, и как средство обучения. При
этом нужно помнить, что существуют разные
стадии развития познавательного интереса,
знать их особенности, признаки. А для
того чтобы учитель мог формировать познавательный
интерес в какой-либо деятельности он
должен знать основные формы и пути активизации
познавательного интереса, учесть все
необходимые для этого условия. [32;с.75]
Опираясь на огромный опыт прошлого,
на специальные исследования и практику
современного опыта, можно говорить об
условиях, соблюдение которых способствует
формированию, развитию и укреплению познавательного
интереса учащихся:
Первое условие состоит в том
чтобы, осуществлять максимальную опору
на активную мыслительную деятельность
учащихся. Главной почвой для развития
познавательных сил и возможностей учащихся,
как и для развития, подлинно познавательного
интереса, являются ситуации решения познавательных
задач, ситуации активного поиска, догадок,
размышления, ситуации мыслительного
напряжения, ситуации противоречивости
суждений, столкновений различных позиций,
в которых необходимо разобраться самому,
принять решение, встать на определённую
точку зрения.
Второе условие предполагает
обеспечение формирования познавательных
интересов и личности в целом. Оно состоит
в том, чтобы вести учебный процесс на
оптимальном уровне развития учащихся.
Путь обобщений, отыскание закономерностей,
которым подчиняются видимые явления
и процессы, — это путь, который в освещении
множества запросов и разделов науки способствует
более высокому уровню обучения и усвоения,
так как опирается на максимальный уровень
развития школьника. Именно это условие
и обеспечивает укрепление и углубление
познавательного интереса на основе того,
что обучение систематически и оптимально
совершенствует деятельность познания,
её способов, её умений. В реальном процессе
обучения учителю приходится иметь дело
с тем, чтобы постоянно обучать учащихся
множеству умений и навыков. При всём разнообразии
предметных умений выделяются общие, которыми
учение может руководствоваться вне зависимости
от содержания обучения, такие, например,
как умение читать книгу (работать с книгой),
анализировать и обобщать, умение систематизировать
учебный материал, выделять единственное,
основное, логически строить ответ, приводить
доказательства и т.д. Эти обобщённые умения
основаны на комплексе эмоциональных
регулярных процессов. Они и составляют
те способы познавательной деятельности,
которые позволяют легко, мобильно, в различных
условиях пользоваться знаниями и за счёт
прежних приобретать новые.