Однако если для воспитанника
цель - в самой игре, то для воспитателя,
организующего игру, есть и другая цель
- развитие детей, усвоение ими определенных
знаний, формирование умений, выработка
тех или иных качеств личности. В этом,
между прочим, одно из основных противоречий
игры как средства воспитания: с одной
стороны - отсутствие цели в игре, а с другой
- игра - есть средство целенаправленного
формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется
в так называемых дидактических играх.
Характер разрешения этого противоречия
и определяет воспитательную ценность
игры: если достижение дидактической цели
будет осуществлено в игре как деятельности,
заключающей цель в самой себе, то воспитательная
ее ценность будет наиболее значимой.
Если же дидактическая задача решается
в игровых действиях, целью которых и для
их участников является решение этой дидактической
задачи, то воспитательная ценность игры
будет минимальной.
Развитие познавательного интереса
к урокам математики младших школьников
средствами использования занимательных
дидактических игр. Для использования
игр характерна общая структура учебного
процесса, включающая четыре этапа:
1)Ориентация: учитель представляет
тему, дает характеристику игры,
общий обзор ее хода и правил.
2)Подготовка к проведению:
ознакомление со сценарием, распределение
ролей, подготовка к их исполнению,
обеспечение процедур управления
игрой.
3)Проведение игры: учитель
следит за ходом игры, контролирует
последовательность действий, оказывает
необходимую помощь, фиксирует результаты.
4)Обсуждение игры: дается
характеристика выполнения действий,
их восприятия участниками, анализируются
положительные и отрицательные
стороны хода игры, возникшие
трудности, обсуждаются возможные
пути совершенствования игры, в
том числе изменения правил.
При подборе и разработке игр
нужно исходить из основных закономерностей
обучения. Вот главная их них: обучение
происходит только при активной деятельности
учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая
учителем интенсивность деятельности
учащихся с предметом усвоения, тем выше
будет качество на уровне, зависящем от
характера организуемой деятельности
– репродуктивной или творческой. Проведение
игры требует мастерства от учителя. Перед
игрой учитель должен доступно изложить
ее сюжет, распределить роли, поставить
перед детьми познавательную задачу, подготовить
необходимое оборудование, сделать нужные
записи на доске. В игре обязательно в
той или иной роли должен участвовать
каждый ученик класса. В системе уроков
по теме важно подбирать игры на разные
виды деятельности: исполнительную, воспроизводящую,
контролирующую и поисковую. В игре следует
продумывать не только характер деятельности
детей, но и организационную сторону, характер
управления игрой.
В процессе игр учитель должен
постепенно воспитывать ведущих из числа
лидеров, а в простых играх предлагать
роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
[22;с.94]
Не следует приучать детей к
тому, чтобы на каждом уроке они ждали
новых игр или сказочных героев. Необходим
последовательный переход от уроков, насыщенных
игровыми ситуациями, к урокам, где игра
является поощрением за работу на уроке
или используется для активизации внимания:
весёлые шутки-минутки, игры-путешествия
в страну чисел или страну знаний.
Особенно широко используются
игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего
возраста, поскольку ведущей деятельностью
детей до поступления была игра, а с поступлением
в школу происходит смена ведущей деятельности
на учебную. Надо иметь в виду, что очень
эффективными являются игровые формы
обучения, различного рода дидактические
игры. В этих условиях переход от одной
ведущей деятельности к другой происходит
безболезненно. Надо шире практиковать
занимательные игровые формы обучения,
которые вызывают большой интерес у детей
(например, игру в магазин при обучении
математике, обведение контуров рисунка
при обучении письму, игру с куклами и
мячами на уроках по развитию речи и т.д.)
Даже слаборазвитые, робкие
и застенчивые дети охотно включаются
в подобные игры. При этом надо чётко представлять
себе, какую именно дидактическую нагрузку
несёт содержание той или иной игры, и
постепенно совершенствовать эту дидактическую
основу. В ситуации весёлой, увлекательной
дидактической игры дети более успешно
усваивают знания, чем в процессе учебных
занятий.
Разумеется, обучение нельзя
превращать в сплошную игру. И в дальнейшем
ученики, когда станут старше, поймут,
что учение не игра, а труд, и труд серьёзный
и ответственный, хотя по-прежнему радостный
и увлекательный.
Младший школьник мыслит наглядно-образно,
поэтому необходимо при применении дидактических
игр использовать наглядность. Игра должна
быть занимательной, интересной для детей,
но ни в коем случае нельзя принудительно
заставлять детей играть. Это не даст желаемого
результата ни в развивающем, ни в образовательном
плане.
1.5 Вывод по 1-ой
главе
Итак, мы рассмотрели в первой
главе историко-педагогический аспект
проблемы формирования познавательного
интереса в процессе обучения;
понятие «познавательный интерес»,
его структура; взаимосвязь проблем воспитания
познавательного интереса и развития
мышления в процессе обучения математике.
В связи с этим можно сделать следующие
выводы:
Познавательный интерес психологи
и педагоги изучают с разных сторон, но
любое исследование рассматривает интерес
как часть общей проблемы воспитания и
развития.
Познавательный интерес – это
избирательная направленность личности
на предметы и явления окружающей действительности.
Познавательный интерес можно
рассматривать с разных сторон: как мотив
учения, как устойчивую черту личности,
как сильное средство обучения. Для того
чтобы активизировать учебную деятельность
школьника нужно систематически возбуждать,
развивать и укреплять познавательный
интерес и как мотив, и как стойкую черту
личности, и как мощное средство обучения.
Структура. Существует четыре
уровня развития познавательного интереса.
Это любознательность, любопытство, познавательный
интерес и теоретический интерес. Учителю
нужно уметь определять, на какой стадии
развития познавательный интерес у отдельных
учащихся, для того чтобы способствовать
укреплению интереса к предмету и его
дальнейшему росту.
Существует определенная взаимосвязь
проблем воспитания познавательного интереса
и развития мышления в процессе обучения
математике.
Глава II. Экспериментальное
исследование.
2.1 Содержание
и ход эксперимента
Экспериментальная работа проводилась
на базе МБОУ «Растопуловская СОШ» г. Астрахани,
Астраханской области, села Растопуловка.
Испытуемые – ученики 1 «А»
класса в количестве 20 человек.
Целью эксперимента повышение
уровня познавательного интереса к урокам
математики у младших школьников способствует
включение в процесс обучения систематически
проводящихся разнообразных дидактических
игр.
Экспериментальное исследование
проводилось в три этапа:
- поисково - теоретический
- опытно - экспериментальный
- заключительно - обобщающий
Первый этап – поисково
- теоретический.
Цель данного этапа – изучить
теоретические и практические основы
формирования универсальных учебных действий
в начальной школе и развитие познавательных
интересов на уроках математики. На этом этапе
была изучены различные статьи. Статьи
были взяты из следующих интернет - ресурсов
(см. Приложение 1).
- http://miroshnichenkog.ucoz.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.uchportal.ru/
- http://metodsovet.su/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://www.openclass.ru/
- http://www.metod-kopilka.ru/
- http://festival.1september.ru/
Изучив различные
статьи по формированию УУД и развитию
познавательных интересов на уроках было
выявлено, что на уроках математики универсальным
учебным действием может служить познавательное
действие (объединяющее логическое и знаково-символическое
действия), определяющее умение ученика
выделять тип задачи и способ ее решения.
С этой целью ученикам предлагается ряд
заданий, в которых необходимо найти схему,
отображающую логические отношения между
известными данными и искомым. В этом случае
ученики решают собственно учебную задачу,
задачу на установление логической модели,
устанавливающей соотношение данных и
неизвестного. А это является важным шагом
учеников к успешному усвоению общего
способа решения задач. Можно предложить
ученикам парные задания, где универсальным
учебным действием служат коммуникативные действия, которые
должны обеспечивать возможности сотрудничества
учеников: умение слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия
друг друга и уметь договариваться.
Второй этап – опытно
- экспериментальный.
Цель этого этапа – провести
различные дидактические игры, нестандартные
задачи, примеры по математике 1 класс,
провести диагностику на выявление познавательных
интересов к математике в школе. (см.
приложение 2)
Оценка |
Количество выполненных заданий |
5 (отлично) |
Все задания решены верно |
4 (хорошо) |
Все задания, но допущены 1 –
2 ошибки |
3 (удовлетворительно) |
2 задания (одно задание
– задача) выполнены безошибочно,
в других допущены ошибки. |
2 (отрицательно) |
1 задание, но допущены
ошибки. |
Обработка результатов:
№ |
Фамилия, имя |
Оценка |
1 |
Арехова Валерия |
|
2 |
Аристова Мария |
|
3 |
Берцев Алексей |
|
4 |
Бирхеева Анастасия |
|
5 |
Бурхаев Мурат |
|
6 |
Варлахов Алексей |
|
7 |
Дуйсембиев Мурат |
|
8 |
Искакова Эльмира |
|
9 |
Ильина Виктория |
|
10 |
Имангалиев Булат |
|
11 |
Инкаров Дамир |
|
12 |
Кадралиева Милана |
|
13 |
Кайдалов Амир |
|
14 |
Коопуанов Дамир |
|
15 |
Лейкина Виктория |
|
16 |
Лихшембиев Даниял |
|
17 |
Марашов Алексей |
|
18 |
Нургалиев Сисенгали |
|
19 |
Саналиев Алишер |
|
20 |
Тайкенов Алискер |
|
Результаты работы:
«5» -
«4» -
«3» -
Результаты контрольного этапа
исследования отражены в диаграмме на
рис.3