Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:00, научная работа
Моя задача состоит в подборе и реализации средств и приемов необходимых для формирования учебной самостоятельности учащихся.
Я считаю, что самостоятельная работа – это особая форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым и косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся частично или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Обратная сторона карточки:
I вариант | ||||
41 |
37 |
62 | ||
72 |
45 |
72 | ||
47 |
40 |
75 | ||
68 |
45 |
47 | ||
40 |
33 |
83 |
Аналогичные карточки есть на сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20, табличные виды умножения, умножение и деление в пределах 100 с «переходом через разряд».
Таким образом, для формирования учебной самостоятельности необходимо:
- системное использование заданий;
- разработка заданий как по форме, так и по содержанию;
- применение разноуровневых заданий;
- последовательное усложнение содержания задач, предлагаемых для работы;
- четкое формулирование целей заданий.
Формирование самостоятельной деятельности можно рассмотреть, как процесс обучения школьников.
Повышению эффективности обучения способствует организация системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.
«Лишь в условиях, когда самостоятельная
работа проводится
I уровень – репродуктивный. Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом предложенной темы и усваивают материал на уровне осмысленного воспроизведения. Здесь можно предложить самостоятельную работу обязательного уровня обучения.
II уровень – частично-поисковый. Происходит передача опыта деятельности, в которой приобретенная база знаний используется на уровне рассказывания (узнавания), что обеспечивает более высокий уровень усвоения. Предлагаю самостоятельную работу по расширению, углублению и приобретению новых знаний по теме, решение разноуровневых заданий на уроке.
Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации мне помогла технология уровневой дифференциации, которую я применила на уроках математики. Обобщим способы дифференциации:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму;
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
Разноуровневые задания позволяют каждому ученику работать в своем режиме. Дифференцированная работа была организована по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем обучаемости (который определяется по методике П.И. Третьякова) выполняют задание первого уровня. Дети отрабатывают отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем обучаемости – творческие (усложненные) задания.
Разноуровневые задания чаще предлагаю по выбору уровня задания. Ребята знают, что задания второго и третьего уровней сложнее.
По теме «Вычитание вида 33 – 7» предложила задания.
I уровень: 52 – 6 91 – 4 63 – 8
37 – 9 44 – 7 75 – 6
II уровень: 42 – 9 – 5 56 – 7 + 8
73 – 6 – 7 34 – 6 + 9
По теме «Умножение чисел» учащиеся выполняли следующую работу.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Выпиши верные равенства а) 7*4=7+7+7+7 б) 8+8+8=8*3 в) 6+6+6=6+3 г) 4*4=4+4+4+4 д) 9*2=9+9 е) 2+2+2+2+2-2*6 |
Выпиши выражения на сложение, которые можно заменить выражениями со знаком умножения. Выполни замену. а) 58+58+42+42 б) а+в+в+в+а в) ( а – в ) + ( а – в ) + ( а – в ) + ( а – в ) г) а + а + а - ( в + в + в ) д) х*у+х*у+х*у е) 2+2+с+с |
Выпиши верные равенства. а) (а +2) + (а + 2) + (а + 2) = ( а + 2 )*3 б) 81+81*4=81+81+81+81 в) 26+64*2+26=64+26+64+26+2 г) ( а – в )*2 + а + в = а + в + ( а – в ) + ( а – в ) д) 6*а=6+6+6+…+6 всего а слагаемых. |
Разноуровневые задания при решении задач
Карточка 1
1 уровень | ||
К школе привезли саженцы 48 берез и 36 осин. В первый день школьники посадили 32 саженца березы. Сколько саженцев осталось посадить школьникам? |
Дополни условие задачи согласно схеме и реши ее. |
Поясни выражение и запиши ответ. (48 – 32) – (36 – 30) |
Карточка 2
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Мама собрала 2 ящика помидоров по 9 кг в каждом и 8 таких же ящиков огурцов. Сколько кг овощей собрала мама? |
Все овощи мама засолила в бочках по 18 кг в каждой. Сколько бочек с овощами получилось? |
За первые три месяца года семья съела овощи из трех бочек. Какие это могли быть овощи, если в бочке засолены овощи одного вида? |
Карточка 3
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Для уроков труда купили 20 пачек цветной бумаги по 12 р. за каждую и столько же пачек картона по 18 р. за пачку. Сколько денег стоила вся покупка? |
Реши задачу другим способом |
За что заплатили денег больше и на сколько? |
Частично-поисковый метод использую при изучении нового материала. Например: тема «Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня».
Даны слова: массаж, рассмешил, оттащу, аппетит, сумма, ввинтил, оттолкнул, дрожжи.
Прочитайте слова. Что общего? (Есть удвоенные согласные).
массаж рассмешил
сумма оттащу
дрожжи ввинтил
аппетит оттолкнул
Удвоенные согласные пишутся в корне слова, на стыке приставки и корня.
На уроках чтения некоторые большие произведения изучаются частично (отрывки). Чтобы поддержать интерес к самостоятельному прочтению всего произведения предлагаю детям кроссворды, викторины.
Например: Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»
1. Чьим сыном был Чиполлино? (Чиполлоне.)
2. На чем возили живот барона Апельсина? (Тачка.)
3. Кто управлял богатыми поместьями графинь Вишен? (Помидор.)
4. За Помидором следил адвокат Горошек. А за адвокатом Горошком? (Петрушка.)
5. Какое знамя повесили друзья Чиполлино на башню? (Свободы.)
6. Из какой семьи Чиполлино? (Луковая.)
7. Кто в зоосаде терпеть не мог медведя? (Тюлень.)
8. Кто помогал Чиполлино прокладывать подземные ходы и выручать друзей? (Крот.)
9. Кто заплатил штраф за Чиполлино и выручил его друзей? (Вишенка.)
10. С кем познакомился и подружился в лесу Чиполлино? (Медведь.)
III уровень – исследовательский (творческий). На данном этапе предлагаются задания, для которых нет готовых решений. Это творческие задания, творческие и исследовательские самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих работах проявляются индивидуальные качества учащихся.
Самостоятельную работу я использую не только с целью усвоения знаний и умений, но и как средство развития творческой активности учащихся, их познавательной самостоятельности.
Творчество неповторимо,
в нем нет шаблонности, а есть
собственные мысли и
С первого класса формирую у учащихся потребность в творчестве. Даю самые разные виды самостоятельных работ. Ребята сочиняют стихи, сказки, волшебные истории, рассказы о герое «Узнай меня», рефераты, пишут письма-пожелания, сами пытаются составлять кроссворды.
Творческие работы по чтению.
Письма-пожелания ребятам, которые не читали книгу Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Дорогие ребята!
Я хочу, чтобы вы прочитали сказку Дж. Родари «Чиполлино». В этой сказке очень добрые и забавные герои. Они все сражаются против сеньора Помидора. Им удается победить его во главе с луковкой Чиполлино. Эта сказка учит добру, она очень интересная и веселая.
Антонова Юля
Дорогие ребята!
Я знаю, что вам не очень хочется читать. Но я хочу сказать, что сказка Дж. Родари «Чиполлино» очень интересная. Чиполлино совершает разные забавные поступки и помогает старикам. А еще он всегда пытается подразнить кавалера Помидора, и у него это получается. Чтобы подробнее узнать об этом, нужно прочитать книгу.
Ширяева Оля
Сочинение – рассказ о сказочном человечке.
План.
Моего сказочного героя зовут Чиполлино. Внешне он похож на лук. Он ходит в веселых штанишках на лямках. Его веселые глаза всегда широко раскрыты, а на лице сияет улыбка.
Чиполлино отличают такие черты характера как доброта, жалостливость. Он любит свою семью, друзей.
Его поступки очень благородны. Чиполлино помог выручить домик кума – Тыквы.
Автор относится к герою как к доброму друг. Он симпатизирует ему. Я согласен с Дж. Родари, мне тоже нравится этот сказочный герой. Характером я хотел бы походить на него.
Моего героя зовут Карлсон. Он маленький, толстенький, с пропеллером на спине и кнопочкой на круглом животе.
Карлсон смешной, немного проказник и шалун, но веселый, добрый и справедливый. Его поступки не всегда были правильными, но на него никто не обижался, потому что совершал он их не со зла. Для него любая проблема – пустяк. Он всегда успокаивал, приговаривая: «Спокойствие, только спокойствие!»
Я считаю, что автор относится к Карлсону хорошо, потому что описывает его с доброй стороны.
Мне Карлсон нравится. Он добрый, простой и веселый.
Нигматулина Лиана
Моего героя зовут Буратино. Это мальчик, которого сделал папа Карло из полена. У него длинный нос. Он очень добрый и отзывчивый. В трудную минуту он спасает друзей.
Автор считает Буратино положительным героем, смелым и добрым. Мне Буратино нравится, он всегда готов помочь своим друзьям.
Информация о работе Формирование самостоятельной деятельности младших школьников