Формирование самостоятельной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:00, научная работа

Краткое описание

Моя задача состоит в подборе и реализации средств и приемов необходимых для формирования учебной самостоятельности учащихся.
Я считаю, что самостоятельная работа – это особая форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым и косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся частично или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

formirovaniesamostoyatdeyatel-nosti.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Обратная сторона карточки:

I вариант

41

 

37

 

62

     

72

45

72

     

47

40

75

     

68

45

47

     

40

33

83


 

Аналогичные карточки есть на сложение и вычитание однозначных  чисел в пределах 20, табличные  виды умножения, умножение и деление  в пределах 100 с «переходом через  разряд».

 

Таким образом, для формирования учебной самостоятельности необходимо:

- системное  использование заданий;

- разработка  заданий как по форме, так  и по содержанию;

- применение разноуровневых заданий;

- последовательное  усложнение содержания задач,  предлагаемых для работы;

- четкое формулирование  целей заданий.

 

2.2.Формирование самостоятельной  деятельности, как процесс обучения  школьников

Формирование самостоятельной  деятельности можно рассмотреть, как  процесс обучения школьников.

Повышению эффективности обучения способствует организация системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.

 «Лишь в условиях, когда самостоятельная  работа проводится систематически, у учащихся вырабатывается психологическая  установка на познавательную  самостоятельность, формируются  необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладеть знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной   практике»1. Поэтому различные виды самостоятельных работ должны быть включены в учебный процесс в составе единой, научно обоснованной системы. Так как процесс учения школьников протекает на трех уровнях: репродуктивном, частично-поисковом, исследовательском (творческом), то и формирование самостоятельной деятельности младших школьников должно проходить эти уровни.

I уровень – репродуктивный. Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом предложенной темы и усваивают материал на уровне осмысленного воспроизведения. Здесь можно предложить самостоятельную работу обязательного уровня обучения.

II уровень – частично-поисковый. Происходит передача опыта деятельности, в которой приобретенная база знаний используется на уровне рассказывания (узнавания), что обеспечивает более высокий уровень усвоения. Предлагаю самостоятельную работу по расширению, углублению и приобретению новых знаний по теме, решение разноуровневых заданий на уроке.

       Создать благоприятные педагогические условия  для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации мне помогла технология уровневой дифференциации, которую я применила на уроках математики. Обобщим способы дифференциации:

  • дифференциация содержания учебных заданий:

- по уровню творчества;

- по уровню трудности;

- по объёму;

  • использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

- по степени самостоятельности  учащихся;

- по степени и характеру  помощи учащимся;

          - по характеру учебных действий.

      Разноуровневые  задания позволяют каждому ученику работать в своем режиме. Дифференцированная работа была организована по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем обучаемости (который определяется по методике П.И. Третьякова) выполняют задание первого уровня. Дети отрабатывают отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем  обучаемости – творческие (усложненные) задания.

Разноуровневые задания  чаще предлагаю по выбору уровня задания. Ребята знают, что задания второго  и третьего уровней сложнее.

По теме «Вычитание вида 33 – 7» предложила задания.

I уровень:  52 – 6   91 – 4   63 – 8

37 – 9   44 – 7   75 – 6

II уровень:  42 – 9 – 5   56 – 7 + 8

73 – 6 – 7   34 – 6 + 9

 

По теме «Умножение чисел» учащиеся выполняли следующую работу.

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Выпиши верные равенства

а) 7*4=7+7+7+7

б) 8+8+8=8*3

в) 6+6+6=6+3

г) 4*4=4+4+4+4

д) 9*2=9+9

е) 2+2+2+2+2-2*6

Выпиши выражения на сложение, которые можно заменить выражениями со знаком умножения. Выполни  замену.

а) 58+58+42+42

б) а+в+в+в+а

в) ( а – в ) + ( а –  в ) + ( а – в ) + ( а – в )

г) а + а + а - ( в + в + в )

д) х*у+х*у+х*у

е) 2+2+с+с

Выпиши верные равенства.

а) (а +2) + (а + 2) +  (а + 2) = ( а + 2 )*3

б) 81+81*4=81+81+81+81

в) 26+64*2+26=64+26+64+26+2

г) ( а – в )*2 + а + в = а + в + ( а – в ) + ( а – в )

д) 6*а=6+6+6+…+6  всего а слагаемых.


 

Разноуровневые  задания при решении задач

Карточка 1

1 уровень                                      2 уровень                              3     уровень

К школе привезли саженцы 48 берез и 36 осин. В первый день школьники посадили 32 саженца березы. Сколько саженцев осталось посадить школьникам?

Дополни условие задачи согласно схеме  и реши ее.

Поясни выражение и  запиши ответ.

(48 – 32) – (36 – 30)


 

Карточка 2

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Мама собрала 2 ящика  помидоров по 9 кг в каждом и 8 таких  же ящиков огурцов. Сколько кг овощей собрала мама?

Все овощи мама засолила в бочках по 18 кг в каждой. Сколько  бочек с овощами получилось?

За первые три месяца года семья съела овощи из трех бочек. Какие это могли быть овощи, если в бочке засолены овощи одного вида?


Карточка 3

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Для уроков труда купили 20 пачек цветной бумаги по 12 р. за каждую и столько же пачек картона  по 18 р. за пачку. Сколько денег стоила вся покупка?

Реши задачу другим способом

За что заплатили  денег больше и на сколько?


 

Частично-поисковый метод использую при изучении нового материала. Например: тема «Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня».

Даны слова: массаж, рассмешил, оттащу, аппетит, сумма, ввинтил, оттолкнул, дрожжи.

Прочитайте слова. Что  общего? (Есть удвоенные согласные).

  • На какие две группы их можно разделить? (Без приставок и с приставками).
  • Запишите слова в два столбика?
  • Что можете сказать об удвоенной согласной в первом столбике? ( Находится в корне слова, слова нужно запомнить).
  • Докажите графически. (Выделить корень, подчеркнуть удвоенные согласные).
  • Обратите внимание, в какой части слова находятся удвоенные согласные во втором столбике. (На стыке приставки и корня).
  • Обозначьте графически.

массаж     рассмешил

сумма     оттащу

дрожжи     ввинтил

аппетит     оттолкнул

Удвоенные согласные  пишутся в корне слова, на стыке  приставки и корня.

На уроках чтения некоторые  большие произведения изучаются  частично (отрывки). Чтобы поддержать интерес к самостоятельному прочтению  всего произведения предлагаю детям кроссворды, викторины.

Например: Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»

1. Чьим сыном был  Чиполлино? (Чиполлоне.)

2. На чем возили  живот барона Апельсина? (Тачка.)

3. Кто управлял богатыми  поместьями графинь Вишен? (Помидор.)

4. За Помидором следил адвокат Горошек. А за адвокатом Горошком? (Петрушка.)

5. Какое знамя повесили  друзья Чиполлино на башню? (Свободы.)

6. Из какой семьи  Чиполлино? (Луковая.)

7. Кто в зоосаде  терпеть не мог медведя? (Тюлень.)

8. Кто помогал Чиполлино  прокладывать подземные ходы и выручать друзей? (Крот.)

9. Кто заплатил штраф  за Чиполлино и выручил его  друзей? (Вишенка.)

10. С кем познакомился  и подружился в лесу Чиполлино? (Медведь.)

III уровень – исследовательский (творческий). На данном этапе предлагаются задания, для которых нет готовых решений. Это творческие задания, творческие и исследовательские самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих работах проявляются индивидуальные качества учащихся.

Самостоятельную работу я использую не только с целью  усвоения знаний и умений, но и как  средство развития творческой активности учащихся, их познавательной самостоятельности.

Творчество неповторимо, в нем нет шаблонности, а есть собственные мысли и переживания. Это бесценный материал для учителя  и один из любимых видов занятий  учащихся. Пусть детские высказывания еще несовершенны, но они искренни. Творческие работы вводят детей в мир фантазии, красоты, вдохновения, приучают к увлеченной самостоятельной работе, а значит, ведут к развитию детей.

С первого класса формирую у учащихся потребность в творчестве. Даю самые разные виды самостоятельных  работ. Ребята сочиняют стихи, сказки, волшебные истории, рассказы о герое «Узнай меня», рефераты, пишут письма-пожелания, сами пытаются составлять кроссворды.

 

Творческие  работы по чтению.

Письма-пожелания ребятам, которые не читали книгу Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

Дорогие ребята!

Я хочу, чтобы вы прочитали  сказку Дж. Родари «Чиполлино». В этой сказке очень добрые и забавные герои. Они все сражаются против сеньора  Помидора. Им удается победить его  во главе с луковкой Чиполлино. Эта  сказка учит добру, она очень интересная и веселая.

Антонова Юля

 

Дорогие ребята!

Я знаю, что вам не очень  хочется читать. Но я хочу сказать, что сказка Дж. Родари «Чиполлино»  очень интересная. Чиполлино совершает  разные забавные поступки и помогает старикам. А еще он всегда пытается подразнить кавалера Помидора, и у него это получается. Чтобы подробнее узнать об этом, нужно прочитать книгу.

Ширяева Оля

 

Сочинение –  рассказ о сказочном человечке.

План.

  1. Как зовут героя?
  2. Внешний вид.
  3. Черты характера.
  4. Поступки.
  5. Отношения автора к герою.
  6. Мое отношение к герою.

Моего сказочного героя  зовут Чиполлино. Внешне он похож  на лук. Он ходит в веселых штанишках  на лямках. Его веселые глаза всегда широко раскрыты, а на лице сияет  улыбка.

Чиполлино отличают такие  черты характера как доброта, жалостливость. Он любит свою семью, друзей.

Его поступки очень благородны. Чиполлино помог выручить домик  кума – Тыквы.

Автор относится к  герою как к доброму друг. Он симпатизирует ему. Я согласен с  Дж. Родари, мне тоже нравится этот сказочный  герой. Характером я хотел бы походить на него.

  • Вальков Слава

  • Моего героя зовут  Карлсон. Он маленький, толстенький, с  пропеллером на спине и кнопочкой  на круглом животе.

    Карлсон смешной, немного  проказник и шалун, но веселый, добрый и справедливый. Его поступки не всегда были правильными, но на него никто не обижался, потому что совершал он их не со зла. Для него любая проблема – пустяк. Он всегда успокаивал, приговаривая: «Спокойствие, только спокойствие!»

    Я считаю, что автор  относится к Карлсону хорошо, потому что описывает его с доброй стороны.

    Мне Карлсон нравится. Он добрый, простой и веселый.

    Нигматулина Лиана

    Моего героя зовут  Буратино. Это мальчик, которого сделал папа Карло из полена. У него длинный  нос. Он очень добрый и отзывчивый. В трудную минуту он спасает друзей.

    Автор считает Буратино положительным героем, смелым и добрым.  Мне Буратино нравится, он всегда готов  помочь своим друзьям.

    Информация о работе Формирование самостоятельной деятельности младших школьников