Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:16, реферат

Краткое описание

Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы различных групп населения. Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка можно прогнозировать ее влияние на организм.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация находится в зависимости от социальных факторов.

Содержание

Влияние физического воспитания на состояние здоровья
Задачи физического воспитания
Гигиенические требования к условиям проведения физического воспитания
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе
Перечень мероприятий по врачебному контролю за физическим воспитанием учащихся
Контроль адекватности физической нагрузки школьников
Методы определения физической работоспособности, тренированности и суточной двигательной активности детей и подростков
Закаливание детей и подростков
Медицинский контроль за организацией закаливания и оценка эффективности закаливающих процедур
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гигиена срс 1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Кафедра общественного здравоохранения с курсами гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС

На тему: Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией

 

 

 

 

Выполнила: Кумарова Айсулу, 309 «А»

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Влияние физического воспитания на состояние здоровья

 
 

Задачи физического воспитания

 
 

Гигиенические требования к условиям проведения физического воспитания

 
 

Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе

 
 

Физиолого-гигиеническая оценка урока физической культуры в школе

 
 

Перечень мероприятий по врачебному контролю за физическим воспитанием учащихся

 
 

Контроль адекватности физической нагрузки школьников

 
 

Методы определения физической работоспособности, тренированности и суточной двигательной активности детей и подростков

 
 

Закаливание детей и подростков

 
 

Медицинский контроль за организацией закаливания и оценка эффективности закаливающих процедур

 
 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы различных групп населения. Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка можно прогнозировать ее влияние на организм.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма,  а их реализация находится в зависимости от социальных факторов. Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).

Дефицит движений (гипокинезия) вызывает морфофункциональные изменения в организме, более глубокие изменения, обусловленные гипокинезией – астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.

Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) – распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпато-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета организма.

Суточная двигательная активность – это сумма движений, выполняемых в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания, физическая активность. осуществляемая во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности, спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, по количеству локомоций (шагов), по величине энерготрат и изменениям ЧСС.

Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, от организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, от количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.

Ведущими биологическими факторами, определяющими потребность организма в движениях, являются возраст и пол. Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек 8-9 лет двигательная активность практически не отличается от двигательной активности у мальчиков, однако, с увеличением возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными.

Резкое уменьшение двигательной активности наблюдается с началом обучения в школе.

Важным социальным фактором, формирующим двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.

На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. Наименьшая активность наблюдается в зимний период.

Биологическая потребность школьников в движении может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 часов.

В подростковом возрасте наиболее часто наблюдается уменьшение числа локомоций и увеличение числа движений, выполняемых в положении сидя или стоя, но сопровождающихся значительными энергетическими затратами. Такие движения встречаются при профессиональном обучении, трудовой деятельности и занятия некоторыми видами спорта и могут идти в зачет суммарных локомоций подростков.

 

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.

Основные задачи физического воспитания:

1. обеспечение благоприятно  протекающего созревания и функционального  совершенствования ведущих систем организма, повышение его биологической надежности;

2. своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;

3. повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;

4. совершенствование реакций  терморегуляции, обеспечивающее устойчивость  к простудным заболеваниям;

5. нормализация нарушенной  деятельности отдельных органов  и систем, а также коррекция  врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние;

6. формирование мотивации  и сознательного отношения к  занятиям физической культурой и спортом.

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОВЕДЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эффективность физического воспитания зависит от состояния среды, в которой проходят физкультурные занятия.

Загрязнение воздуха помещений в период занятий бывает особенно интенсивными. В воздушной среде может находиться более 400 веществ антропотоксического характера. Это продукты обмена веществ, а также вредные примеси, выделяющиеся из полимерных материалов, которыми отделаны помещения.

Помещение учебно-спортивного зала необходимо в процессе урока активно аэрировать, для чего на подветренной стеновой панели следует оставлять открытым 1-2 окна (температура наружного воздуха не ниже +50С, ветер слабый – 3,5-5,2 м/с) или только фрамуги (более жесткие погодные условия). В перемены или межсменные перерывы должно быть проведено сквозное проветривание зала.

-Площадь в расчете на 1 учащегося, м2  -  ≥4

-Расчетная температура воздуха, 0С  -  15-17

-Относительная влажность воздуха, % -  40-60

-Скорость движения воздуха в зоне нахождения учащихся, м/с - ≤0,5

-Коэффициент естественного освещения, %  ≥1,5

-Горизонтальная освещенность поверхности

пола при люминисцентных лампах, лк -  ≥200

-Коэффициент аэрации    -  ≥1:50

-Объем воздухоподачи в расчете  на 1 учащегося, м3/ч - ≥80

-ПДК диоксида углерода, мг/м3   -  1

-ПДК пыли, мг/м3    -  0,15

-Бактериальная обсемененность  воздуха, общее количество микробов/м3

весна - ≤2500

осень - ≤4500

 

 

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе определяется учебной программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Содержание уроков физкультуры определяется программой отдельно для учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов. Программы для 10-11 классов составлены с учетом пола.

 

Гигиеническая оценка организации урока физкультуры школьников проводится по следующей схеме:

1. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

-размещение в расписании занятий  в дни (часы) начального снижения  работоспособности учащихся и  нежелательность проведения в  последние дни учебной недели  и (или) последние часы учебного дня. Максимальная эффективность качественно по всем гигиеническим критериям проведенного урока достигается за счет его включения в расписание 3-4, в среду-четверг.

 

2. Недопустимость проведения:

-сдвоенным (кроме лыжной подготовки  и плавания);

-одним преподавателем с 2 и более группами одновременно;

-с детьми, имеющими противопоказания  к физической нагрузке; правильно  и в предварительном порядке не распределены на установленные медицинские группы;

-вне специализированных мест  и (или) сооружений, которые должны отвечать действующим гигиеническим требованиям; иметь необходимое количество современного, полностью исправного спортивного инвентаря и оборудования.

 

3. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки.

В структуре урока выделяют три части: вводная, основная, заключительная. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, основной 25-30 минут, заключительной 3-5 минут. Содержание занятия определяется программой и темой урока.

В вводной части должны присутствовать построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, упражнения для  профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата и их коррекции, легкий бег. Оптимально, чтобы за счет выполнения правильно подобранных упражнений вводная часть могла создать необходимые, в том числе психологические, предпосылки продуктивной, не сопряженной с травматизмом деятельности детей в основной части.

В основной части, помимо общеразвивающих и упражнений по выработке двигательных навыков с использованием гимнастических снарядов, мячей и др. спортивного инвентаря, должна присутствовать спортивная игра (особенно важно для младших школьников).

В заключительной части – ходьба с выполнением дыхательных упражнений, подведение итогов урока. Эта части урока должна минимизировать сдвиги функционального состояния организма, обусловленные выполнением физической нагрузки, стабилизируя одновременно у детей позитивное ощущение «мышечной радости» (И.П. Павлов). Это придает заключению урока известное психогигиеническое значение.

 

4. Оптимизирующее воздействие на организм в виде:

-улучшения показателей тренированности  кардиореспираторной системы;

-развития основных физических  качеств – выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, мышечной силы, телосложения и координационных способностей;

-повышения уровня физической  подготовленности, физической, умственной  и зрительной работоспособности;

-формирования правильной осанки, профилактики и коррекции плоскостопия;

-увеличения степени закаленности, неспецифической резистентности организма.

 

5. Адекватность и дифференцированность предъявляемых физических нагрузок, что предполагает соответствие их содержания, общего объема и интенсивности следующему комплексу критериев:

-состояние здоровья и медицинская группа;

-достигнутый уровень или зона  ближайшего развития физической  подготовленности;

-функциональное состояние организма, для оценки толерантности которого  к физическим нагрузкам наибольшее практическое значение имеют результаты проведения следующих проб: ортостатической; Штанге и Генчи (продолжительность задержки дыхания соответственно на вдохе и выдохе); нагрузочный тест – 20 приседаний или 30 подскоков за 30 секунд; степ-тест; велоэргометрии (две последние характеризуют общую физическую работоспособность организма).

-пол и биологический возраст.

 

6. Способствование правильному пониманию значимости двигательной активности человека как фактора, во многом обеспечивающего биологическую надежность его организма.

 

7. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВРАЧЕБНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА

ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧАЩИХСЯ

 

По итогам медицинских осмотров врачом-педиатром ежегодно учащиеся распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную. Занятия с детьми этих групп имеют свои особенности.

Информация о работе Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией