Динамика развитития детской инвалидности в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих  право на получение социального  пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового  стажа, не получали пенсий, а могли  рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Содержание

1. Динамика и основные причины детской инвалидности – стр 2

2. О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации
в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты – стр 3

3. Наиболее острые проблемы детской инвалидности – стр 12

Вложенные файлы: 1 файл

детская инвалидность.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1.  Динамика и основные причины детской инвалидности – стр 2

 

 

2.  О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации  
в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты – стр 3

 

3.  Наиболее острые проблемы детской инвалидности – стр 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Динамика и основные причины детской инвалидности

 

До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих  право на получение социального  пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».

Люди, не имевшие определенного трудового  стажа, не получали пенсий, а могли  рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Статус  «ребенка-инвалида» был впервые  официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

Согласно  приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в  возрасте до 16 лет» в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.

Утвержденный данным приказом «Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» включал в себя довольно ограниченный список очень тяжелых (как правило, врожденных) заболеваний, не поддающихся реабилитации.

В результате многие дети с ограниченными возможностями  здоровья не получали статус детей-инвалидов  и лишь по достижении возраста 16 лет  признавались инвалидами. После прохождения  врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) по отчетам Минсоцзащиты России доля таких инвалидов составляла 12% от общего числа инвалидов.

С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был  существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В результате число детей-инвалидов, получающих социальные пособия по инвалидности, стало быстро расти. Если в 1985 году такие  пособия получало 90,6 тыс. детей-инвалидов  в возрасте до 16 лет, проживающих  в семьях, а в1990 году – 155,1 тыс. детей-инвалидов, то в 1991 году число детей-инвалидов увеличилось до 212 тыс., в 1992 году составляло 285 тыс., в 1993 году – 345 тыс., в 1994 году – 399 тыс.. в 1995 году – 454 тыс., в 1996 году - 514 тыс. детей-инвалидов (или 1,4% от общего числа детей в возрасте до 16 лет).

По  состоянию на 1996 год, помимо 514 тыс. детей, проживающих в семьях, еще 35,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 159 домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей и 0,9 тыс. детей-инвалидов в 6 домах–интернатах для детей с физическими недостатками, принадлежавших системе Минсоцзащиты России.

Еще 18,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 252 домах ребенка, входящих в систему  Минздрава России.

Кроме того, в этом же 1996 году 199,5 тыс. детей-инвалидов  обучалось в 1437 школах-интернатах для детей с умственными и физическими недостатками, 271 тыс. детей-инвалидов - в 1871 вспомогательной школе и 28 тыс. детей-инвалидов - в детских домах системы Минобразования России.

После 1996 года рост численности детей-инвалидов  продолжался до 2000 года и составил максимальную величину 675 тыс. человек. Начиная с 2001 года, происходит стабилизация абсолютной численности и доли в детском населении детей- инвалидов, а их доля в детском населении составляет 2%.

С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2006 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей.

Что касается численности детей-инвалидов, находящихся  в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов  проживали в 153 учреждениях социального  обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек.

Кроме того, на 1 января 2006 года 447тыс. детей  дошкольного возраста посещали детские  сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с  нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.

В 1946 государственных  и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии в 2005/2006 учебном году обучалось 236 тыс. детей. Еще 189 тыс. детей обучалось в общеобразовательных учебных заведениях в классах для детей с отклонениями в развитии.

Следует отметить, что в 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.

Факторами, способствующими  возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная  экологическая обстановка, неблагоприятные  условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности  и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей.

В то же время, представляется, что очень  многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.

 

 

2.  О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации  
в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты

 

Большое значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет федеральная  целевая программа «Дети России».

Так, благодаря  реализации федеральной целевой  программы «Дети-инвалиды», рассчитанной до 2002 года, было начато формирование в России системы профилактики детской инвалидности.

В том  числе обеспечивался скрининг новорожденных  на группу патологий, началось формирование системы реабилитации детей-инвалидов  в органах социальной защиты населения, решалась задача координации деятельности министерств и ведомств в деле комплексной реабилитации, профессионально-трудовой подготовки детей-инвалидов, по выявлению наследственных заболеваний.

В частности, в 2002 году были закуплены и поставлены в федеральные и межрегиональные медико-генетические центры и консультации шести регионов России высокоавтоматизированные лаборатории «Viktor» для проведения неонатального и пренатального биохимического скрининга; закуплены российские и импортные препараты для обеспечения лечения новорожденных и детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией; в 89 субъектов Федерации поставлено 190 звукореакторотестов, а так же другие сложные диагностические приборы для массового аудиологического обследования детей.

Согласно  разделу программы «Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями» осуществлялась закупка и поставка различных видов оборудования в учреждения для детей-инвалидов систем социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Минтрудом России было выделено 380 единиц автотранспорта, 43 трактора, 10,8 тыс. слуховых аппаратов, 1,3 тыс. комплектов развивающего оборудования, 1,7 тыс. реабилитационных нагрузочных  и пневмомассажных комбинзонов, 11,2 тыс. ортезных изделий для детей-инвалидов, 845 штук индивидуальных средств реабилитации для глухих и др. Это оборудование было поставлено в 588 реабилитационных учреждений для детей-инвалидов 86 субъектов Федерации.

Минобразованием России было закуплено и поставлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей 597 комплектов реабилитационного оборудования, 33 комплекта звукоусиливающей аппаратуры, 97 комплектов оборудования для глухих и слабослышащих детей, 466 комплектов оборудования для слепых и слабовидящих детей и другое оборудование, которое было направлено в 531 детское специальное (коррекционное) образовательное учреждение 72 субъектов Российской Федерации.

Минздравом  России в рамках программы был  закуплено и поставлено реабилитационное оборудование для Российского реабилитационного центра «Детство».

Минкультуры России за счет средств программы  было направлено в 5 субъектов Федерации 5 передвижных центров-лицеев для  детей-инвалидов.

Были  также проведены многочисленные федеральные и региональные фестивали, конкурсы, спартакиады с участием детей-инвалидов.

За  счет средств федеральной целевой  программы «Дети-инвалиды» до 2002 года были разработаны и направлены в регионы 1700 комплектов методических пособий и кассет, организованы разнообразные  курсы по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

В результате выполнения федеральной целевой  программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди детей с хронической  патологией.

В том  числе удалось расширить сеть реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году). Оснащение их современным оборудованием позволило создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8% в 2002 году до 32% в 2006 году. Но до полного охвата детей-инвалидов реабилитационными услугами пока еще далеко, и это один из самых существенных недостатков государственной политики в отношении детей-инвалидов.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации отнесены:

  • охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
  • проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;
  • повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества.

В марте 2007 года Постановлением Правительства  Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая  программа "Дети России" на 2007-2010 годы, которая является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.

Целями  Программы «Дети России» на 2007-2010 годы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным задачам Программы относятся  обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции с обществом и др.

Финансирование  мероприятий Программы предусматривается  за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов  Российской Федерации в порядке  софинансирования и при условии  разработки субъектами Российской Федерации собственных региональных программ, финансируемых за счет средств своих бюджетов.

Затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования должны составить 47,8 млрд. рублей, из них за счет средств  федерального бюджета –10,1 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 36,3 млрд. рублей, средств внебюджетных источников –1,4 млрд. рублей.

Внебюджетные  средства будут привлекаться за счет средств общественных организаций  и спонсорских средств.

Финансирование  Программы за счет средств федерального бюджета планируется осуществлять по следующим направлениям:

  • капитальные вложения – 6,9 млрд. рублей;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 0,04 млрд. рублей;
  • прочие нужды – 3,1 млрд. рублей.

Достижение  указанных выше целей и задач  будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем  семей с детьми-инвалидами, обеспечение  их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как:

  • развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
  • внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
  • материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;
  • внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;
  • создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов;
  • проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);
  • разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей;
  • строительство и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов.

Информация о работе Динамика развитития детской инвалидности в рф