Динамика развитития детской инвалидности в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих  право на получение социального  пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового  стажа, не получали пенсий, а могли  рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Содержание

1. Динамика и основные причины детской инвалидности – стр 2

2. О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации
в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты – стр 3

3. Наиболее острые проблемы детской инвалидности – стр 12

Вложенные файлы: 1 файл

детская инвалидность.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Решение проблемы профессионального образования  людей с ограниченными возможностями  здоровья связано со значительными  финансовыми затратами.

Так, например, по информации МГТУ им. Н.Э. Баумана, на обучение слабослышащего студента требуется в 2-3 раза больше средств, чем на подготовку обычного, это справедливо для всех уровней образования. Необходим сурдо-перевод, специальные экраны для видеотрансляций лекций и сканеры. Срок обучения таких студентов на 1 год длиннее, чем обычно. Преподаватели должны иметь специальные навыки.

Руководители  регионов зачастую не хотят вкладывать средства в интернатные и образовательные  учреждения для инвалидов, так как  это большие вложения в обеспечение  нужд небольшого контингента населения.

Проблемы  профессионального образования  инвалидов, тесно связаны с получением ими среднего образования. С 1 января 2005 года, в связи с принятием  Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г., вступили в действие новые редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Теперь вопросы обеспечения права лиц с ограниченными возможностями на получение общего (полного) образования находятся в компетенции субъектов Российской Федерации. Это создает неравные условия для людей, проживающих в различных регионах, соответственно нарушается равенство их конституционных прав на получение общего образования, особенно с учетом того, что это наименее мобильная категория населения.

Предстоящие реформы образования в части введения профильного образования, подушевого финансирования образования, единого государственного экзамена, реструктуризации сельских школ и другие слабо учитывают потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Так, например, сокращение сети сельских школ может значительно снизить возможности детей-инвалидов на селе жить в семье и обучаться в обычной школе.

Принятый  в 2007 году Федеральный закон о  введении ЕГЭ не учитывает особые потребности инвалидов. Сначала  в целом по России инвалиды проходили вступительные экзамены в учреждения профессионального образования в традиционной форме6. В то же время эксперимент, проведенный органами управления образованием Ленинградской области и Санкт-Петербурга, показал, что ЕГЭ может открыть перед детьми-инвалидами новые возможности. В настоящее время инвалидам предоставляется возможность сдавать ЕГЭ на добровольной основе либо в традиционной форме7.

При переходе на подушевое финансирование образования, при введении новых форм оплаты труда педагогов, когда заработок ставится в зависимость от нагрузки и качества выполняемой работы, необходимо предусмотреть особые меры, способствующие развитию интегрированного (совместно со здоровыми детьми) обучению инвалидов. Пока разработанная Минобрнауки России Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования не достаточно учитывает фактор введения в школах интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В законодательстве не оговорена возможность установления более высоких нормативов финансирования специальных образовательных учреждений и нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей данных учреждений и обучающихся.

Потребности инвалидов не интегрированы в общее законодательство России в полной мере, в части создания «безбарьерной среды»: установления специальных правил при строительстве зданий и сооружений, безопасности на улицах, обеспечения доступности транспорта8.

Установка пандусов и лифтов в вузах, где осуществляется обучение инвалидов – колясочников, также требует значительных затрат, более того все аудитории, помещения, проходы, должны позволять таким студентам перемещаться свободно. Зачастую вузы, работающие на включение людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, осуществляют переоборудование помещений за счет внебюджетного финансирования.

Проблема соблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации поднималась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка, данных Российской Федерации по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка; в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации»; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации «Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов» (февраль 2002 года), а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (январь 2006 года).

Новейшие данные о проблемах обеспечения прав детей-инвалидов содержатся в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год «О соблюдении прав детей инвалидов в Российской Федерации» (далее именуется – Доклад).

В Докладе отмечается нестабильность семейных отношений, связанных  с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка зачастую ведет  к распаду семьи. В 50% случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка, 32% отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде. По данным статистики расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72% семей с детьми-инвалидами.

В рассматриваемом  Докладе обращает на себя внимание жесткость оценок, касающихся положения  детей-инвалидов в Российской Федерации и соблюдения их прав.

В нем  содержатся выводы, что ряд основополагающих требований международных актов  в отношении детей-инвалидов пока еще не нашел своего отражения  в российском законодательстве.

Нарушается  конституционное право на образование  и социальную интеграцию детей-инвалидов. Отсутствует действенная государственная система поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения. Нередко в этих учреждениях дети подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство. Отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В Докладе отмечается, что основными причинами несоблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации являются:

  • традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития, по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской);
  • неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;
  • непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;
  • лишение большинства семей, в результате принятия Федерального закона о «монетизации» льгот № 122-ФЗ, возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.

В Докладе приводятся следующие данные о нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.9

Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

Государственная политика в отношении детей с  выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете «изъятия» их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше.

К Уполномоченному по правам человека поступает информация о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания.

Несмотря на рост числа центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), число их недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.

Родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги. Им очень трудно противостоять настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства.

В Докладе отмечается, что право каждого ребенка  воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса  Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов, лишенных попечения родителей. Для реализации этого права необходимо предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся в интернатных учреждениях.

В Докладе Уполномоченного  по правам человека отмечается, что особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов - воспитанников интернатных учреждений.

Приводятся данные, что в ходе проверок, проведенных  специалистами, учеными, руководителями правозащитных объединений в  течение 2005 года в домах-интернатах Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей установлены факты использования труда воспитанников без оплаты, грубых нарушений права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.

Особо тяжело положение  детей, находящихся на «постоянном  постельном режиме», а также детей, содержащихся в отделениях для «необучаемых». Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на «постоянном постельном режиме» находилось 17,2% детей (4 917 детей), а к категории «необучаемых» относилось 37% детей (10 461 детей).

Согласно данным Доклада в детских домах-интернатах нарушается право детей, нуждающихся  по состоянию здоровья в медицинском  уходе, на получение соответствующей  медико-социальной помощи и медицинского ухода, которые должны оказываться специалистами, что предусмотрено частями 1 и 2 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». В связи с тем, что ставки палатных медсестер не установлены, уход за детьми осуществляют санитарки-мойщицы или младшие медсестры, которые не являются специалистами, что противоречит постановлению Минтруда России от 27 августа 1997 года № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации».

Проверки, проведенные  аппаратом Уполномоченного по правам человека показали, что имеют место  многочисленные факты, когда к детям  «в дисциплинарных целях» применялись  сильнодействующие психотропные препараты. В ходе проверок только в Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без их письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В Докладе отмечается, что широко распространена практика неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку по достижении совершеннолетия их переводят в аналогичные интернаты для взрослых. Одна из причин этого явления, это использование устаревшей инструкции «О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты», утвержденной в 1978 году и до сих пор еще не пересмотренной Минздравсоцразвитием России.

Вместе  с этим администрации спецучреждений не выполняют требования статьи 43 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которым они обязаны не реже одного раза в год проводить освидетельствование больных с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем нахождении в учреждении. Формулировки диагнозов, указанные в заключениях психолого-медико-педогагических комиссий, во многих случаях не согласуются между собой и не соответствуют Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ). К тому же врачи учреждений по-прежнему не всегда используют МКБ для установления и формулировки медицинских диагнозов, а также международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) для описания социально-реабилитационных потребностей ребенка.

Информация о работе Динамика развитития детской инвалидности в рф