Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:22, творческая работа
Цели:
1. Образовательная.
Дать достоверную информацию о заболевании «Сахарный диабет».
Проинформировать о способах профилактики.
2. Развивающая.
Развитие эмоционально волевой цели, воображения, памяти, внимания и психики к сахарному диабету.
Развитие мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
3. Воспитательная.
Формирование ответственности к здоровью.
Отношение к здоровому образу жизни.
1. Вводная часть 4
1.1. Вступление к лекции 1 мин. 4
1.2. Актуальность темы 15 мин. 4
2. Основная часть 6
2.1. Типы сахарного диабета 5мин. 6
2.2. Причины возникновения сахарного диабета 10мин. 8
2.3. Симптомы сахарного диабета 10 мин. 10
2.4. Лечение сахарного диабета 5 мин. 13
2.5. Профилактика сахарного диабета 3 мин. 13
III Заключительная часть 15
Выводы 1 мин. 15
Приложение № 1 «Памятка лечебного питания
при сахарном диабете» 17
Приложение № 2 «Комплекс гимнастических упражнений» 19
Список литературы 22
Рецензия на лекционное занятие 23
Вопрос: Как рассчитать количество хлебных единиц в готовом продукте
Ответ: Расчёт хлебных единиц продукта в фабричной упаковке - очень прост. На всех фабричных продуктах указывают количество углеводов в 100 г продуктах, которое надо разделить на 12 и скорректировать по массе продукта.
Для расчёта хлебных единиц в ресторане или на домашней кухне нужны: рецептура приготовленного блюда, таблица хлебных единиц, калькулятор.
Например, взяли 9 столовых ложек муки (1 столовая ложка = 1 хлебная единица, всего 9), 1 стакан молока (1 хлебная единица), 1 столовая ложка подсолнечного масла (нет ХЕ), 1 яйцо (нет ХЕ). Испекли 10 блинов. Значит, 1 блин = 1 хлебная единица.
Или, например, одна котлета (70 г) состоит из мяса и хлеба, вывалена в муке и обсыпана панировочными сухарями. Получается, что одну котлета = 1 хлебная единица.
Отработка умений и навыков
Сейчас я попрошу Вас рассчитать свое меню на день- по количеству хлебных единиц..
Вывод: при расчете своего рациона, у многих возникали трудности при расчете количества хлебных единиц. После работы над ошибками, трудностей при расчетах отмечено не было.
2.6. Самоконтроль самочувствия
Кроме лабораторных показателей, необходимо контролировать общее самочувствие. Появление в течение нескольких дней таких симптомов (признаков), как общая слабость, повышенная утомляемость, снижение трудоспособности и аппетита, может быть признаком декомпенсации диабета и развития кетоацидоза.
Внезапное появление слабости, потливости, учащенного сердцебиения, головокружения или головной боли, сонливости или, наоборот, чувства тревоги может быть признаком гипогликемии.
Самоконтроль подразумевает еще и регулярный осмотр стоп и мест инъекций (при инсулинотерапии).
Самоконтроль самочувствия не заменяет самоконтроля гликемии, а дополняет его!
2.7. Дневник самоконтроля
Все результаты самоконтроля (ежедневные показатели гликемии, дозы и типы вводимых инсулинов или таблеток, их коррекция, количество ХЕ, которое вы употребляете на завтрак, обед и ужин, а также перекусывая, показатели общего самочувствия, физической активности) должны заноситься в специальный дневник – «дневник самоконтроля», который является основой самостоятельного лечения и предметом обсуждений с врачом.
Форма дневника может быть любой, важно его содержание - полнота фиксируемых данных. Дневниковые записи зависят от типа сахарного диабета и видов лечения (Приложение 1).
При интенсивной инсулинотерапии диабета 1-го типа в дневнике должны быть отражены следующие вопросы:
Больным сахарным диабетом 2-го типа в сочетании с ожирением и артериальной гипертензией, которые находятся на диете и принимают только гипотензивные лекарства, следует отражать в дневнике следующие сведения:
В дневник могут быть занесены результаты исследований липидного обмена (общий холестерин, триглицериды и др.), поскольку они, как и показатели гликемии, характеризуют при диабете 2-го типа риск сосудистых осложнений - макро- и микроангиопатий.
Больным сахарным диабетом, особенно склонным к развитию гипогликемических состояний, надо иметь при себе карточку (удостоверение) больного диабетом с информацией о том, с кем необходимо связаться и что делать в случае потери сознания. В кармане должна находиться карточка со следующим текстом: «Я болею сахарным диабетом. Если вы нашли меня на улице без сознания или мое поведение неадекватно, дайте мне сахар, который лежит в кармане или сумке. Если мне не стало лучше, свяжитесь с моим врачом (телефон) или родственниками (телефон)». Важно указать типы и дозы принимаемых препаратов.
III Заключительная часть
Выводы:
Сегодня мы с вами научились производить самоконтроль при сахарном диабете. Отработали навыки по самоконтролю гликемии, самоконтролю артериального давления, контролю массы тела, самоконтролю питания, самочувствия, научились вести дневник самоконтроля.
Контроль, а в частности, самоконтроль, при сахарном диабете очень важен, только благодаря ему можно поддерживать уровень сахара в крови в пределах, близких к норме.
Самоконтроль должен быть систематическим. Часто повторяющиеся, резкие колебания уровня сахара в крови могут привести к обострению болезни и, соответственно, ухудшению состояния больного.
Беседа по практическому занятию
Если Вас что-то интересует, по данной теме, то Вы можете задать мне вопросы.
Вопрос: Откуда в крови берется сахар?
Ответ: Существует два источника повышения сахара в крови: углеводы, поступающие с пищей и глюкоза, попадающая в кровь из печени. Печень является складом (депо) сахара в организме. Поэтому нельзя добиться снижения уровня сахара в крови только ограничением потребления углеводов. В таких условиях печень просто усилит выброс сахара в кровь, а уровень сахара в крови все равно останется высоким.
Вопрос: Какой уровень сахара в крови считается нормальным?
Ответ: Для людей без сахарного диабета уровень сахара в крови натощак составляет 3.3 - 5.5 ммоль/л. После еды уровень сахара в крови у человека без сахарного диабета повышается до 7,8 ммоль/л (но не выше).
Пределы нормального уровня сахара в крови колеблются от 3.3 до 7.8 ммоль/л.
Вопрос: Как правильно взять кровь из пальца?
Ответ: Существуют специальные автоматические ручки для прокалывания пальца. При пользовании ими эта процедура становится практически безболезненной.
Делать укол надо в боковые поверхности пальцев (не в «подушечку»). Так взятие крови будет менее болезненным. Брать кровь для анализа рекомендуют из любого пальца, кроме большого и указательного. Так что не выбирайте себе «любимый» палец. Берите кровь по очереди из шести пальцев на двух руках.
Вопрос: Когда надо измерять уровень сахара в крови?
Ответ: Проверку необходимо делать перед едой перед завтраком, перед обедом и перед ужином). Дополнительно нужно контролировать уровень сахара в крови перед сном и во всех случаях ухудшения самочувствия. Вы должны понять, что только ежедневный, многократный контроль уровня сахара в крови поможет Вам скорректировать дозы инсулина соответственно Вашему образу жизни и режиму питания.
Если у Вас нет более вопросов, то на этом наше занятие закончено.
Желаю Вам всего наилучшего, здоровья Вам и Вашим близким.
Приложение 1
Дневник больного сахарным диабетом
Критерии компенсации сахарного диабета:
|
Назначенная терапия инсулин продленного действия (наименование) ___________________ инсулин короткого действия (наименование)________________ Исходные данные пациента вес _____кг HbA1c_____% от "___"_________ 2011 г. | |||||||||||||||
Дневник самоконтроля | ||||||||||||||||
Дата |
Уровень гликемии, ммоль/л |
Инсулин, МЕ |
Диета, ХЕ |
Примечание | ||||||||||||
натощак |
перед обедом |
перед ужином |
ночью |
утром |
днем |
вечером |
перед сном |
завтрак |
завтрак II |
обед |
полдник |
ужин |
ужин II |
всего за день | ||
Список литературы
Рецензия на практическое занятие.
№п/п |
Параметры наблюдения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Степень конкретности, чёткости, лаконичности, формирования цели |
+ | ||||
2 |
Рациональность и |
+ | ||||
3 |
Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на занятии. |
+ |
||||
4 |
Степень целесообразности и эффективности использования методов и форм организации работы. |
+ | ||||
5 |
Уровень обратной связи со слушателями в ходе занятия. |
+ | ||||
6 |
Эффект контроля за работой слушателей на котором проводится оценка знаний, умений и навыков. |
+ |
||||
7 |
Оценка основного характера слушателей. |
+ |
||||
7.1 |
Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности. |
+ | ||||
7.2 |
Уровень подготовки к занятию. |
+ | ||||
7.3 |
Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. |
+ | ||||
7.4 |
Уровень общеучебных и специальных умений и навыков. |
+ | ||||
8 |
Уровень подготовки к профессиональной деятельности. |
+ | ||||
9 |
Культура речи, темп, дикция, образованность, эмоциональность и степень грамотности лектора. |
+ |
||||
10 |
Степень тактичности и демократичности со слушателями. |
+ | ||||
11 |
Внешний вид, мимика, жесты, культура поведения лектора. |
+ | ||||
12 |
Организационные моменты организации лекции, выводы. |
+ |
ХАРАКТЕРИСТИКА
Студентка ГОУ ВПО ЧелГМА РОСЗДРАВА, факультета социальной работы ВСО и М, Моргун Светлана Николаевна, проходила педагогическую практику на базе МУЗ Аргаяшское ЦРБ с 11.04.2011 по 15.04.2011 года.
За время практики Светлана Николаевна подготовила и провела лекцию с пациентами больными сахарным диабетом, она рассказала пациентам какие бывают типы сахарного диабета, что является причинами этой болезни, а также рассказала о симптомах сахарного диабета.
Также Светлана Николаевна на лекционном занятии рассказала, какие бывают методы лечения и профилактики сахарного диабета, выдала разработанные памятки о лечебном питании при сахарном диабете, о комплексе упражнений, рекомендуемых при сахарном диабете
Показала на личном примере, какие физические упражнения необходимо выполнять при сахарном диабете.
На следующей встрече с пациентами Светлана Николаевна провела практическое занятие, рассказала подробно о самоконтроле при сахарном диабете. Провела практические мероприятия – по измерению уровня сахара в крови, измерению артериального давления, измерению индекса массы тела, правильному подсчету хлебных единиц, особое внимание акцентировала на самоконтроле при сахарном диабете.
Тема лекционного и практического занятий, были актуальны. Лекции проводились в интересной и доступной формах. Теоретические и практические задачи, поставленные Моргун С.Н., были выполнены.
В ходе занятий Моргун Светлана Николаевна, проявила себя, как грамотный и квалифицированный специалист.
Все занятия проводились в хорошей эмоциональной обстановке.
Итоговая оценка по практическому занятию – отлично.
Заведующая терапевтическим отделением Пашнина Л.А.
Информация о работе Методическая разработка лекционного материала на тему: «Сахарный диабет»