Методическая разработка лекционного материала на тему: «Сахарный диабет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:22, творческая работа

Краткое описание

Цели:
1. Образовательная.
Дать достоверную информацию о заболевании «Сахарный диабет».
Проинформировать о способах профилактики.
2. Развивающая.
Развитие эмоционально волевой цели, воображения, памяти, внимания и психики к сахарному диабету.
Развитие мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
3. Воспитательная.
Формирование ответственности к здоровью.
Отношение к здоровому образу жизни.

Содержание

1. Вводная часть 4
1.1. Вступление к лекции 1 мин. 4
1.2. Актуальность темы 15 мин. 4
2. Основная часть 6
2.1. Типы сахарного диабета 5мин. 6
2.2. Причины возникновения сахарного диабета 10мин. 8
2.3. Симптомы сахарного диабета 10 мин. 10
2.4. Лечение сахарного диабета 5 мин. 13
2.5. Профилактика сахарного диабета 3 мин. 13
III Заключительная часть 15
Выводы 1 мин. 15
Приложение № 1 «Памятка лечебного питания
при сахарном диабете» 17
Приложение № 2 «Комплекс гимнастических упражнений» 19
Список литературы 22
Рецензия на лекционное занятие 23

Вложенные файлы: 1 файл

135 сахар.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 Вопрос: Как рассчитать количество хлебных единиц в готовом продукте

Ответ: Расчёт хлебных единиц продукта в фабричной упаковке - очень прост. На всех фабричных продуктах указывают количество углеводов в 100 г продуктах, которое надо разделить на 12 и скорректировать по массе продукта.

Для расчёта хлебных единиц в  ресторане или на домашней кухне нужны: рецептура приготовленного блюда, таблица хлебных единиц, калькулятор.

Например, взяли 9 столовых ложек муки (1 столовая ложка = 1 хлебная единица, всего 9), 1 стакан молока (1 хлебная единица), 1 столовая ложка подсолнечного масла (нет ХЕ), 1 яйцо (нет ХЕ). Испекли 10 блинов. Значит, 1 блин = 1 хлебная единица.

Или, например, одна котлета (70 г) состоит из мяса и хлеба, вывалена в муке и обсыпана панировочными сухарями. Получается, что одну котлета = 1 хлебная единица.

 

 

Отработка умений и навыков

 

Сейчас я попрошу  Вас рассчитать свое меню на день- по количеству хлебных единиц..

Вывод: при расчете своего рациона, у многих возникали трудности при расчете количества хлебных единиц. После работы над ошибками, трудностей при расчетах отмечено не было.

 

2.6. Самоконтроль самочувствия

 

Кроме лабораторных показателей, необходимо контролировать общее самочувствие. Появление в течение нескольких дней таких симптомов (признаков), как  общая слабость, повышенная утомляемость, снижение трудоспособности и аппетита, может быть признаком декомпенсации диабета и развития кетоацидоза.

Внезапное появление  слабости, потливости, учащенного сердцебиения, головокружения или головной боли, сонливости или, наоборот, чувства тревоги  может быть признаком гипогликемии.

Самоконтроль подразумевает  еще и регулярный осмотр стоп и  мест инъекций (при инсулинотерапии).

Самоконтроль самочувствия не заменяет самоконтроля гликемии, а  дополняет его!

 

2.7. Дневник самоконтроля

 

Все результаты самоконтроля (ежедневные показатели гликемии, дозы и типы вводимых инсулинов или таблеток, их коррекция, количество ХЕ, которое вы употребляете на завтрак, обед и ужин, а также перекусывая, показатели общего самочувствия, физической активности) должны заноситься в специальный дневник – «дневник самоконтроля», который является основой самостоятельного лечения и предметом обсуждений с врачом.

Форма дневника может  быть любой, важно его содержание - полнота фиксируемых данных. Дневниковые  записи зависят от типа сахарного  диабета и видов лечения (Приложение 1).

При интенсивной инсулинотерапии  диабета 1-го типа в дневнике должны быть отражены следующие вопросы:

  • время введения и дозы инсулинов с произвольно сокращенным названием их видов;
  • время и результаты самоконтроля глюкометром или тест-полосками уровня глюкозы в крови;
  • примерное количество потребленных усвояемых углеводов («хлебных единиц») по приемам пищи и в целом за сутки;
  • результаты самоконтроля тест-полосками мочи на содержание в ней глюкозы или ацетона, если анализы в этот день проводились;
  • сведения о самочувствии, особенно с указанием даже легких проявлений гипогликемии.

Больным сахарным диабетом 2-го типа в сочетании с ожирением  и артериальной гипертензией, которые  находятся на диете и принимают  только гипотензивные лекарства, следует отражать в дневнике следующие сведения:

  • показатели массы тела в ходе ее оздоровительной регуляции;
  • данные о примерной энергоценности пищевых рационов (достаточно через день, но можно и ежедневно);
  • данные об уровнях артериального давления утром и вечером (ежедневно);
  • если к лечению были добавлены глюкозоснижающие таблетированные препараты, к записям добавляются результаты самоконтроля уровня гликемии.

В дневник могут быть занесены результаты исследований липидного  обмена (общий холестерин, триглицериды и др.), поскольку они, как и показатели гликемии, характеризуют при диабете 2-го типа риск сосудистых осложнений - макро- и микроангиопатий.

Больным сахарным диабетом, особенно склонным к развитию гипогликемических  состояний, надо иметь при себе карточку (удостоверение) больного диабетом с информацией о том, с кем необходимо связаться и что делать в случае потери сознания. В кармане должна находиться карточка со следующим текстом: «Я болею сахарным диабетом. Если вы нашли меня на улице без сознания или мое поведение неадекватно, дайте мне сахар, который лежит в кармане или сумке. Если мне не стало лучше, свяжитесь с моим врачом (телефон) или родственниками (телефон)». Важно указать типы и дозы принимаемых препаратов.

 

III Заключительная часть

Выводы:

Сегодня мы с вами научились  производить самоконтроль при сахарном диабете. Отработали навыки  по самоконтролю гликемии, самоконтролю артериального давления, контролю массы тела, самоконтролю питания, самочувствия, научились вести дневник самоконтроля.

Контроль, а в частности, самоконтроль, при сахарном диабете  очень важен, только благодаря ему  можно поддерживать уровень сахара в крови в пределах, близких  к норме.

Самоконтроль должен быть систематическим. Часто повторяющиеся, резкие колебания уровня сахара в крови могут привести к обострению болезни и, соответственно, ухудшению состояния больного.

Беседа по практическому  занятию

Если Вас  что-то интересует, по данной теме, то Вы можете задать мне вопросы.

Вопрос: Откуда в крови берется сахар?

Ответ: Существует два источника повышения сахара в крови: углеводы, поступающие с пищей и глюкоза, попадающая в кровь из печени. Печень является складом (депо) сахара в организме. Поэтому нельзя добиться снижения уровня сахара в крови только ограничением потребления углеводов. В таких условиях печень просто усилит выброс сахара в кровь, а уровень сахара в крови все равно останется высоким.

Вопрос: Какой уровень сахара в крови считается нормальным?

Ответ: Для людей без сахарного диабета уровень сахара в крови натощак составляет 3.3 - 5.5 ммоль/л. После еды уровень сахара в крови у человека без сахарного диабета повышается до 7,8 ммоль/л (но не выше).

Пределы нормального  уровня сахара в крови колеблются от 3.3 до 7.8 ммоль/л.

Вопрос: Как правильно взять кровь из пальца?

Ответ: Существуют специальные автоматические ручки для прокалывания пальца. При пользовании ими эта процедура становится практически безболезненной.

Делать укол надо в  боковые поверхности пальцев (не в «подушечку»). Так взятие крови будет менее болезненным. Брать кровь для анализа рекомендуют из любого пальца, кроме большого и указательного. Так что не выбирайте себе «любимый» палец. Берите кровь по очереди из шести пальцев на двух руках.

Вопрос: Когда надо измерять уровень сахара в крови?

Ответ: Проверку необходимо делать перед едой перед завтраком, перед обедом и перед ужином). Дополнительно нужно контролировать уровень сахара в крови перед сном и во всех случаях ухудшения самочувствия. Вы должны понять, что только ежедневный, многократный контроль уровня сахара в крови поможет Вам скорректировать дозы инсулина соответственно Вашему образу жизни и режиму питания.

Если у Вас  нет более вопросов, то на этом наше занятие закончено.

Желаю Вам  всего наилучшего, здоровья Вам и  Вашим близким.

 

Приложение  1

Дневник больного сахарным диабетом

Критерии компенсации  сахарного диабета:

  1. Уровень гликированного гемоглобина ниже 7,6%
  2. Сахар крови:
    • натощак 4,0 -7,0 ммоль/л;
    • после еды 5,0 – 11,0 ммоль/л;
    • перед сном и ночью 6,0 – 7,5 ммоль/л;
  3. Отсутствие тяжелых гипогликемий и кетоацидоза;

Назначенная терапия

инсулин продленного действия (наименование) ___________________

инсулин короткого действия (наименование)______________________

Исходные данные пациента

вес _____кг   HbA1c_____% от "___"_________ 2011 г.

Дневник самоконтроля

Дата

Уровень гликемии, ммоль/л

Инсулин, МЕ

Диета, ХЕ

Примечание  
(гипогликемия, кетоны)

натощак

перед обедом

перед ужином

ночью

утром

днем

вечером

перед сном

завтрак

завтрак II

обед

полдник

ужин

ужин II

всего за день

                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 

Список литературы

 

  1. Воробьев В.И. Организация диетотерапии в лечебно-профилактических учреждениях. М.: Медицина,2008. - 254 с.
  2. Голубев М.А. , Беляева И.Ф. и др. Потенциальный клинико-лабораторный тест в диабетологии // Клинико-лабораторная диагностика.2008. № 5. С. 27-28.
  3. Гольдберг Е.Д., Ещенко В.А., Бовт В.Д. Сахарный диабет. Томск,2007. – 491с.
  4. Справочник врача общей практики / Под ред. Н.Р. Палеева. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. -  992 с.
  5. Уоткинс П. Дж. Сахарный диабет. - Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 2006. -134 с

 

Рецензия на практическое занятие.

 

№п/п

Параметры наблюдения

1

2

3

4

5

1

Степень конкретности, чёткости, лаконичности, формирования цели

       

+

2

Рациональность и эффективность  использования времени занятия, оптимальность его темпа, чередование  и смена видов деятельности.

       

+

3

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на занятии.

     

+

 

4

Степень целесообразности и эффективности  использования методов и форм организации работы.

       

+

5

Уровень обратной связи со слушателями  в ходе занятия.

       

+

6

Эффект контроля за работой  слушателей на котором проводится оценка знаний, умений и навыков.

     

+

 

7

Оценка основного характера  слушателей.

     

+

 

7.1

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

       

+

7.2

Уровень подготовки к занятию.

       

+

7.3

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

       

+

7.4

Уровень общеучебных  и специальных  умений и навыков.

       

+

8

Уровень подготовки к профессиональной деятельности.

       

+

9

Культура речи, темп, дикция, образованность, эмоциональность и степень грамотности лектора.

     

+

 

10

Степень тактичности и демократичности  со слушателями.

       

+

11

Внешний вид, мимика, жесты, культура поведения лектора.

       

+

12

Организационные моменты организации  лекции, выводы.

       

+


 

 

 

 

 ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Студентка ГОУ ВПО ЧелГМА РОСЗДРАВА, факультета социальной работы ВСО и М, Моргун Светлана Николаевна, проходила педагогическую практику на базе МУЗ Аргаяшское ЦРБ с 11.04.2011 по 15.04.2011 года.

За время практики Светлана Николаевна подготовила и провела лекцию с пациентами больными сахарным диабетом, она рассказала пациентам какие бывают типы сахарного диабета, что является причинами этой болезни, а также рассказала о симптомах сахарного диабета.

Также Светлана Николаевна на лекционном занятии рассказала, какие бывают методы лечения и профилактики сахарного диабета, выдала разработанные памятки о лечебном питании при сахарном диабете, о комплексе упражнений, рекомендуемых при сахарном диабете

Показала на личном примере, какие физические упражнения необходимо выполнять при сахарном диабете.

 На следующей встрече с пациентами Светлана Николаевна провела практическое занятие, рассказала подробно о самоконтроле при сахарном диабете. Провела практические мероприятия – по измерению уровня сахара в крови, измерению артериального давления, измерению индекса массы тела, правильному подсчету хлебных единиц, особое внимание акцентировала на самоконтроле при сахарном диабете.

Тема лекционного и практического занятий, были актуальны. Лекции проводились в интересной и доступной формах. Теоретические и практические задачи, поставленные Моргун С.Н., были выполнены.

В ходе занятий Моргун Светлана Николаевна, проявила себя, как грамотный и квалифицированный специалист.

Все занятия проводились  в хорошей эмоциональной обстановке.

Итоговая оценка по практическому занятию – отлично.

 

Заведующая терапевтическим  отделением Пашнина Л.А.




Информация о работе Методическая разработка лекционного материала на тему: «Сахарный диабет»