Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:34, дипломная работа
Цель исследования
Разработать рекомендации по оптимальному использованию инновационных управленческих технологий при оказании экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Задачи исследования
1. Изучить деятельность станции скорой медицинской помощи г. Астаны.
2. Провести анализ проблем оказывающих отрицательное влияние на работу скорой медицинской помощи.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. (Обзор литературы)
1.1.Организационно-функциональные особенности специальной службы в некоторых зарубежных странах
1.2.Основные этапы организации развития службы скорой медицинской помощи в СССР
1.3.Основные принципы планирования, организации и управления скорой медицинской помощи в Казахстане
1.4 История развития службы скорой медицинской помощи в г.Астане (Целинограде, Акмоле, Астане)
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3. СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ ГОРОДСКОЙ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Г. АСТАНЫ
3.1. Организация деятельности станции скорой медицинской помощи г. Астаны за период 2004 – 2009 г.г.
3.1.1. Характеристика ГССМП г. Астаны. Организационная структура
3.1.2. Анализ обращаемости населения г. Астаны за скорой медицинской помощью
3.1.3. Анализ количественных и качественных показателей работы станции скорой медицинской помощи
3.1.4. Изучение мнения пациентов о качестве скорой медицинской помощи
3.2. Организация работы оперативного отдела
3.3. Характеристика кадрового ресурса ГССМП г. Астаны
3.3.1. Кадровая политика как фактор, влияющий на качество труда медицинских работников службы
3.3.2. Социальные, психологические и профессиональные особенности сотрудников станции скорой медицинской помощи, обеспечивающих успешное решение поставленных задач
3.4. Характеристика материальной ресурсной базы ГССМП г. Астаны. Технические аспекты деятельности службы скорой медицинской помощи и ее оценка
4.ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ВЛИЯНИЕ ИХ НА КАЧЕСТВО ОКАЗЫВАЕМОЙ ДОГОСПИТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
4.1. Инновационные технологии, внедренные в деятельность ГССМП
4.2. Показатели работы скорой медицинской помощи при внедрении новых организационно-управленческих технологий
5.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- определен перечень инновационных управленческих технологий и их ранжирование: кадровая, информационно-аналитическая, материально-техническая;
- проведен системный анализ влияния организационно - управленческих технологий на качество догоспитальной помощи;
- установлена роль фактора «кадровая политика» и уровня профессиональной компетентности медицинских работников скорой медицинской помощи в обеспечении качества медицинских услуг;
- выделены приоритетные факторы, максимально влияющие на качество медицинской помощи: материально-техническая оснащенность, автоматизированная система управления и оплата труда персонала;
- установлена высокая эффективность внедренных современных коммуникационных технологий, отразившихся на показателях экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Практическая ценность работы заключается в том, что использование организационно-управленческих технологий при оказании экстренной медицинской помощи, разработанная современная модель инновационных технологий дают возможность мониторинга процессов, повышения эффективности использования ресурсов ГССМП и направлены на улучшение качества оказания медицинских услуг, способствуют развитию службы скорой медицинской помощи.
Основные положения, выносимые на защиту
Апробация работы
Основные результаты проведенного исследования обсуждены и доложены на Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы неотложной медицинской помощи» 5 ноября 2010 год, Астана. Научно - практической конференции молодых ученых 13 мая 2011 года, Астана.
Публикации
Основные результаты и положения работы изложены в 19 научных публикациях, из них 3 в ближнем зарубежье, 3 – в дальнем зарубежье и 13 – в отечественных изданиях, 7 из которых – в журналах Комитета по контролю в сфере образования и науки.
Личный вклад автора
Автором полностью сформулированы цель, задачи исследования и рабочие гипотезы, разработана методика исследования, выполнено обобщение и анализ результатов исследования, научно обоснованы выводы и практические предложения
Структура и объем диссертации
Диссертация изложена на 150 странице компьютерного текста, состоит из введения, обзора проблемы, материалов и методов исследования, глав собственных исследований, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы. Работа иллюстрирована 33 таблицами и 8 рисунками. Список использованной литературы содержит 168 источников, из них 130 на русском и 28 на иностранном языках и 10 Интернет - источников.
Скорая медицинская помощь является совокупностью специальных медицинских мероприятий, формой помощи, включающей организационно – структурные подразделения, обеспечивающих осуществление лечебно-диагностических мероприятий при возникновении заболеваний и состояний, требующих экстренной медицинской помощи для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни [56].
Скорая медицинская помощь не сразу сформировалась в такой форме, как мы привыкли видеть сегодня. Она возникла в конце 19-го века и предназначена была для оказания медицинских мероприятий при угрожающих здоровью и жизни состояниях – несчастных случаях и острых внезапных заболеваниях. Прошедший длительный период история скорой медицинской помощи был отмечен многократными преобразованиями организационной структуры этой службы, которые выражались в основном слиянием или разделением скорой и неотложной помощи.
Деятельность станции скорой медицинской помощи происходит в двух режимах: в режиме повседневной работы и режиме чрезвычайных ситуаций.
Задачи станции в режиме повседневной работы:
- организация и оказание скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары;
- проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний, практических навыков медицинского персонала;
- развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи населению, внедрение современных медицинских технологий, повышение качества работы медицинского персонала [95].
Накопленный опыт за годы функционирования скорой медицинской помощи в бывшем СССР, современных государствах постсоветского пространства, включая нынешнюю Республику Казахстан, позволил установить, что существует прямая зависимость исходов тяжелых травм и неотложных болезненных состояний от времени прибытия врача к пострадавшим больным, а также от качества и объема оказанной им МП на месте и по пути следования в стационар [9, 10, 16, 20, 21 41, 57, 83, 95, 101, 108, 126, 134, 135, 153, 154, 155, 156].
Негативные социально - экономических тенденции, наблюдаемые за последние годы, обусловливают:
- высокий уровень обращаемости больных с хроническими формами заболеваний,
- значительный
рост обращаемости населения
за экстренной медицинской помо
Существенные изменения произошли в структуре заболеваемости. Увеличивается число пострадавших с тяжелыми травмами, ранениями, отравлениями, осложнениями при острых сердечно - сосудистых заболеваниях, существенным образом повышающими летальность, в том числе на догоспитальном этапе [3, 18, 22, 34, 58, 70, 93, 95, 102, 110, 119, 132, 138, 144].
В последние годы мы стали свидетелями значительного смещения акцента оказания экстренной медицинской помощи с госпитального этапа на службу скорой помощи. К сожалению, почти в 60% случаев служба скорой помощи выполняет несвойственные ей функции, помогая амбулаторно-поликлинической службе по оказанию помощи на дому и транспортировке больных [27,56, 61,127, 130, 133, 146, 149, 151].
Это приводит к тому, что значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к больным и пострадавшим, действительно нуждающимся в экстренном поддержании жизненно важных функций, выполняется несвоевременно. Недостаточно эффективно используются возможности специализированных бригад медицинской помощи, нередко вынужденных выполнять обязанности линейных врачебных бригад [50, 53, 76, 84, 96, 106, 123, 142].
Положение усугубляется нарастающими в условиях финансового дефицита проблемами оснащения службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом, современными средствами связи, обеспечением лекарственными и медицинским оборудованием [2, 4, 32, 82, 94, 112, 115, 118, 148, 154].
Рядом исследователей была выявлена низкая удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи системой ПМСП. Скорая медицинская помощь, являясь доступной, экономически и социально приемлемым видом медицинской помощи населению, требует постоянного развития с учетом меняющихся социально-экономических факторов жизнедеятельности. Следует также признать, что оказание первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики, способное (по прогнозам специалистов) снизить обращаемость на «скорую помощь» на 30-40%, в силу «незрелости» этой службы в целом по Республики Казахстан в настоящее время нереально [36, 105].
Внедрение оптимизационных моделей медицинского обслуживания должно привести к улучшению профессиональной деятельности, преемственности в работе между ГССМП и лечебными учреждениями, повышению профессиональной компетенции врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи, развитию современных видов медицинской помощи и ресурсосберегающих технологий и т.д.
Следует отметить, что реформа службы скорой медицинской помощи с точки зрения системного подхода представляет собой инновационный процесс, который предусматривает внедрение технических, организационных, медицинских и экономических инноваций. Преобразования в конечном итоге должны привести к формированию инновационной среды функционирования медицинских учреждений, характеризующейся способностью к реагированию на постоянно изменяющейся потребности [54, 114].
А.И. Вялков и В.З. Кучеренко (2006) считают, что инновационные технологии можно объединить в несколько основных групп: технологические (создание и освоение новых услуг, модернизация оборудования и т.д.), медицинские (использование современных методов диагностики и лечения, внедрение протоколов лечения заболеваний и т.д.), ресурсосберегающие (персоналозамещающие технологии), социологические (исследования по выявлению уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинского обслуживания и удовлетворенности сотрудников работой, социально-психологическим климатом в коллективе), экономические (внедрение системы экономических поощрений производственной деятельности с учетом качества и объемов предоставляемых услуг, развитие платных медицинских услуг и т.д.); организационно-управленческие технологии (компьютерные системы управления, введение новых штатных единиц, стиль и методы принятия решений), информационные (новые средства обработки поступающей информации, новые методы анализа и формирования учетно-отчетной документации с использованием их в качестве инструмента для принятия управленческих решений в оперативном и стратегическом управлении).
Результаты исследований, проведенных рядом ученых, показывают, что после внедрения инновационных технологий в учреждениях службы скорой помощи последовали улучшения показателей, характеризующих управление кадровыми, финансовыми и производственными ресурсами.
Технические технологии, внедренные в профессиональную деятельность медицинских работников способствуют расширению производственных мощностей, диверсификации производственной деятельности, изменению структуры медицинского учреждения. Внедрение экономических технологий приводит к изменению методов и способов планирования производственно-хозяйственной деятельности, снижению производственных затрат и улучшению конечных результатов, росту экономического стимулирования и материальной заинтересованности работников. Реализация социальных технологий улучшает условия и характер труда, психологический климат и характер взаимоотношений между сотрудниками в организации, управленческих технологий – совершенствует организационную структуру, стиль и методы принятия решений. Новые медицинские технологии помогают повысить качество оказываемой медицинской помощи. Информационные технологии решают задачу организации рациональных, информационных потоков в процессе оказания медицинской помощи, повышения достоверности и оперативности получения информации.
Надо отметить, что различные виды инновационных технологий находятся в тесной взаимосвязи и представляют специфические требования к инновационному процессу. Так, технические инновационные технологии, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инновационных технологий, поскольку вносят изменения в организацию процесса производства и оказания медицинских услуг.
Таким образом, инновационная деятельность медицинских учреждений должна быть направлена на практическое использование инновационных организационно-управленческих, медицинских, экономических технологий для доступности и улучшения качества предоставляемых медицинских услуг, повышения результативности и эффективности деятельности, заинтересованности персонала в удовлетворении потребностей пациентов в высококачественных медицинских услугах, а в конечном итоге – на улучшение здоровья населения.
К сожалению, в доступной нам литературе нет достаточно полного освещения эффективности инновационных процессов на уровне скорой медицинской помощи, особенно в условиях ее структурных изменений, повышения уровня и результативности скорой медицинской помощи за счет внедрения инновационных технологий. Необходимо подчеркнуть, что по этой причине сложно делать какие-либо сравнения с результатами других исследований.
Таким образом, приходится констатировать, что проблема эффективности инновационных моделей скорой медицинской помощи и ее результатов мало исследована с позиции инновационного менеджмента. Это связано, прежде всего, с различной трактовкой понятия «инновации в здравоохранении».
При оценке внедрения инновационных технологий, как отмечают вышеуказанные российские авторы, следует рассматривать показатели всех трех видов эффективности деятельности медицинской организации – использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов [54].
Как показывает анализ доступной нам литературы, имеются социологические исследования по отдельным проблемам, возникающим в процессе внедрения конкретных инновационных технологий медицинских учреждений. Их можно объединить в два основных блока: изучение удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи и изучение оценки деятельности медицинских учреждений и работы медицинского персонала [44, 78, 80, 105].
Критерий удовлетворенности населения медицинским обслуживанием оценивается исследователями по ряду характеристик: доступности объема предоставляемых медицинских услуг, отношение персонала к больным, условий получения медицинской помощи.