Организация профилактики курения в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение содержания организации профилактики курения в подростковой среде.
Задачи:
Изучить историю возникновения данной проблемы.
Обосновать социально-психологические причины, способствующие возникновению курения.
Описать методы социальной работы по профилактике курения среди учащихся в образовательном учреждении.

Содержание

Введение
Глава 1. История распространения курения и современное состояние этого явления.
Из истории курения табака
1.2 Социально-психологические причины, способствующие развитию курения и никотиномании
Влияние курения на здоровье и работоспособность
Курение как путь к наркомании
Борьба с курением
Глава 2. Организация профилактики курения в подростковой среде
2.1. Информационный аспект: нормативно-правовые вопросы профилактики и борьбы с курением
2.2. Школьная политика в отношении курения
2.3. Роль и влияние семьи в профилактике курения
2.4. Методы социальной работы по профилактике курения среди учащихся в МОУ СОШ № 10
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЗЖО.docx

— 97.86 Кб (Скачать файл)

Все методы воспитания можно подразделить на две  категории:

1) методы, оценивающие и стимулирующие  деятельность личности. К ним  относятся поощрения и порицания;

2) методы, побуждающие и формирующие определенную  деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение.

При работе над проблемой профилактики курения  действенны методы убеждения и побуждения. Убеждать — это значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираясь на внушение или прибегая к увещеванию, т.е. сочетая просьбу  с разъяснением и внушением.

Широко  практикуются в социальной работе такие  методы, как рассказы на нравственно-этические  темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий  метод убеждения — пример.

Технология  успеха в убеждении зависит от ряда условий, которые социальный работник как воспитатель должен соблюдать:

1. Убеждение  предполагает разъяснение и доказательство  по вопросам поведения в социальной  среде (в семье, на работе, в  быту и т.д.)

2. Эффективность  убеждения зависит от личности  воспитателя, от его поведения  и отношения к обсуждаемой  проблеме, от искренности его  желания помочь клиенту.

3. Успех  убеждения зависит от умения  профессионально вести беседу. Очень  важно уметь правильно и ясно  формулировать мысли, владеть  техникой речи, вызывать у подопечных  интерес и производить на них  соответствующее впечатление и,  конечно, знать историю и основные  проблемы того вопроса, который  педагог старается донести до  ребят.

4. Убеждать  — значит активизировать деятельность  объекта воздействия. Для этого  следует выполнять ряд условий:

— показывать индивиду ошибочные и положительные  стороны его поведения;

— ставить  человека в такие условия, где  он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом не имея возможности или  искушения совершить ошибочные  действия;

— вовремя  подмечать и поощрять положительные  стороны индивида;

— не рекламировать, не выставлять напоказ заботу, доброту, внимание к другим людям.

Главное при методе побуждения — нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод  воспитания, который определяет рамки  поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального  работника с клиентом или по отношению  к подчиненному выражается в форме  рекомендации, инструктажа, совета, в  том числе и по улучшению организации  жизни.

Работа  по профилактике курения проводится в основном с целыми классами или  группами учащихся. Широко применяются  сюжетно-ролевые игры, которые содержат и нормативную базу, и элементы игры, и в то же время вовлекают учащихся во взрослую жизнь. К примеру, очень увлекательно проходит «Суд над сигаретой», где дети сами изобличают вред курения и принимают необходимые решения: либо не начинать курить, либо бросить, если уже начали. (И вот здесь опять стоит задача социального работника: помочь тем учащимся, которые сделали осознанный выбор об отказе от сигареты, ведь бросить курить гораздо сложнее, чем начать).

При планировании работы совета профилактики внимание уделяется пропагандистской работе: выпуску информационных листовок, бюллетеней, стенгазет, тематических линеек и т.п. Возможно диагностирование учащихся с целью выяснения причины курения. Проводятся акции «Мы за здоровый образ жизни».

Таким образом, в профилактической работе с подростками  по борьбе с курением главным направлением является пропаганда здорового образа жизни, приобщение подростков к спорту, борьба с вредными привычками.

 

Заключение

 

Одной из основных задач оздоровления общества является активная систематическая профилактическая работа с подростками – борьба с курением. Искоренение причин табакокурения и никотиномании подростков может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков, выбирающих здоровый образ жизни, и в таком изменении системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия саморазвития личности, давало подростку право выбора, ориентированного на общечеловеческие ценности. Вот поэтому надо как можно больше и настойчивее, аргументировано и доказательно рассказывать о вреде курения, о его поистине пагубном воздействии на организм человека. Люди должны, наконец, понять, что здоровье – вещь весьма уязвимая и далеко не всегда поддающаяся восстановлению. Тем более недопустимо подрывать его, что называется своими собственными руками.

 

 

Использованная литература

 

  1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 120с.
  2. Белкин А.С. Нравственность. Здоровье. Семья. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2001. – 277 с.
  3. Беляев И.И. Табак – враг здоровья.- М.: «Медицина», 1979. – 54с.
  4. Васильева З.А, Любинская С.М. Резервы здоровья.- М.: Медицина, 1984.- 74 с.
  5. Генкова Л.Л., Славков И.Б. Почему это опасно.- М.: Просвещение, 1980 – 96 с.

6. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство.- М.: Советская Россия, 1989. - 62 с.

7. Куценко  Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом  образе жизни.- М.: Профиздат,1987.

8. Матвеев  В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика  вредных привычек школьника.-М.: Просвещение,1987. – 95 с.

9. Мириам Стоппард. Бросим курить.- М.: Физкультура и спорт, 1986 – 80 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.:ТЦ Сфера,2005 – 480 с.

11. Ожегов  С.И. Толковый словарь русского  языка.-М.:РАН,2001 –94 с

12. Панкратьева  Н.В. Попов В.Ф. Здоровье –  социальная ценность.– М.: Мысль,1989 – 237 с.

13. Попов  В.Ф. Беляева А.Т. Санитарное  просвещение.- М.: Медицина, 1988 – 142 с.

14. Радбиль  О.С. Комаров Ю.М. Курение.- М.: Медицина, 1988 - 160 с.

15. Стойко  А.Г. Хронический никотинизм и  его лечение.- М.: Медгиз.1958 – 64 с.

16. Ушинский  К.Д. Собрание сочинений Т.1., ГИХЛ.-М.,1960, 246 с.

17. Ягодинский  В.Н. Школьнику о вреде никотина  и алкоголя. – М.:Просвещение.1985 – 112 с.

18. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, "Советская энциклопедия" 1979

19. Большая  советская энциклопедия, Москва, "Советская  энциклопедия" 1971.

20.Брошюра  « Дыши свободно!» (профилактика  подросткового курения в

вопросах  и ответах М. Журнал Здоровье№5 2005 – 33с

 

 

Приложение

 

Открытое письмо школьного врача

 

«Уважаемые  родители, дорогие учащиеся!

Я считаю своим долгом обратить ваше внимание на исключительно важную проблему –  здоровье и табакокурение. Некоторые  из вас – курильщики или некурящие  – скажут: к нам не относится. Я хотел бы напомнить, что табачный дым содержит в 10000 раз больше порошкообразных  частиц, чем самый загрязненный воздух индустриальных центров. В сравнении  с главной струей дыма, которую  вдыхает курильщик, воздух вокруг него еще более опасен для окружающих, поскольку содержит в 2 раза больше никотина (сильно отравляющее вещество); в 3 раза больше бензпирена (канцерогенное  вещество); в 5 раз больше оксида углерода (11) (ядовитый газ).

Медицинская статистика показывает, что 75% людей, умерших  от инфаркта миокарда, были курильщиками, что один из 10 курильщиков умирает  от рака легких, что каждый курильщик  сокращает себе жизнь на 5-10 лет. Активным и «пассивным» курильщикам грозит опасность получить болезнь нервной, дыхательной и других систем организма. Стоит ли человеку рисковать своим  здоровьем и сокращать себе жизнь  из-за сомнительного удовольствия –  табакокурения.

Все больше разумных людей говорят категорически: НЕТ! И вообще не прикасаются к  сигаретам или вовремя отказываются от этого порабощающего порока. Последуйте и вы их примеру, если хотите быть физически и психически здоровыми людьми и если вы думаете о здоровье членов вашей семьи. Стоит хорошо подумать, прежде чем сделать выбор: табакокурение или здоровье».

 

Информационный бюллетень Свердловского  областного центра медицинской профилактики

 

О вреде  курения, наверное, знают все. Но цифры  свидетельствуют: сегодня треть  юношей-старшеклассников и четверть девушек курят практически ежедневно. Врачи установили: чем раньше человек  начинает курить и чем дольше стаж курильщика, тем выше для него риск преждевременной смерти от рака легкого, коронарной болезни сердца или инсульта. В молодости, конечно, об этом не думает никто. Однако, очень хотелось бы, чтобы  каждый начинающий подросток нашел  в себе силы сделать правильный выбор. Тем более, что наш организм всегда на страже и подает в случае опасности  сигналы бедствия – вспомните  реакцию на первые выкуренные сигареты: тошнота, головная боль, неприятный привкус  во рту.

Не удивительно. Ведь табачный дым содержит в 10000 раз  больше порошкообразных частиц, чем  самый загрязненный воздух индустриальных центров. Горящая сигарета является уникальной химической фабрикой, продуцирующей  более 40 канцерогенных веществ и  по меньшей мере 12 веществ, являющихся непосредственными возбудителями  и пособниками раковых заболеваний. И хотя дым одной сигареты содержит эти вещества в небольшой концентрации, редко кто ограничивается двумя-тремя  сигаретами в день. Привычные полпачки (10 сигарет) в день – это 3600 штук в  год. А сто выкуренных сигарет (это  всего пять пачек) по вреду, который  наносится организму, приравниваются к году работы с вредными веществами.

Какие зубы бывают у курильщика? Они окрашены в такой желто-серый цвет, что  его уже ничем не уничтожить. Да и рот курильщика отличается специфическим  ароматом, как его ни полощи. Слюна, содержащая ядовитые вещества, воздействует на слизистую оболочку желудка. Отсюда хронический гастрит, язва желудка  и двенадцатиперстной кишки. Курение  в ста случаях их ста сопряжено  с бронхитом, который особенно ощущается  по утрам, проявляется в кашле. А  синильная кислота, содержащаяся в табачном дыме? Проникая в кровь, она парализует нервные клетки, снижая их способность питаться кислородом. Наступает кислородное голодание. А в виду того, что нервные клетки больше других нуждаются в кислороде, они первыми и в большей степени страдают от действия синильной кислоты. Расплатой за курение является рак легких. А первопричина этого – поглощение при вдыхании дыма полония – одного из наиболее активных радиоэлементов.

Воздействие дыма, рано или поздно, на дыхательные  пути сказывается на голосовых связках: голоса грубеют, теряют сочность, звучность, чистоту. Особенно это заметно у  девушек. Вообще, курение на внешности  женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. И не утешайте себя тем, что большинство  ваших курящих подруг прекрасно  выглядят – все еще впереди. У  женщин кожа на лице стареет быстрее, теряет эластичность, а в уголках  рта и глаз появляются глубокие морщины. Зато у мужчин в 8 случаях из 10 в  связи с курением развивается  сужение кровеносных сосудов  в половых органах и как  следствие этого – импотенция. Шансов стать импотентом у курильщиков  в два раза больше, чем у некурящих.

Курение «повинно» в 20% всех смертей, в США  оно ежегодно уносит 434 тысячи жизней. Обследование 10000 детей в Англии показало, что в семьях, где матери выкуривают более 14 сигарет в день, дети из-за пассивного курения болеют бронхитами на 49% больше. В мире, где  курят взрослые, ребенок становится первой жертвой курения. Материнская  сигарета воздействует на него даже до того, как он появляется на свет. Доказано, что у курящих женщин чаще происходят выкидыши и преждевременные роды, а дети рождаются, как правило, ослабленными, с плохой сопротивляемостью болезням. Если бы все женщины бросили курить во время беременности, это предотвратило  бы около 5% смертности среди новорожденных. Задумайтесь над этими цифрами! Все больше разумных людей говорят  категорически: нет! И вообще не прикасаются  к сигаретам или вовремя отказываются от них. На западе курение становится просто немодным. Бросить курить – задача нелегкая, однако миллионы людей в мире доказали, что это возможно. Люди, бросившие курить, живут дольше тех, кто продолжает. Курильщики-мужчины, которые бросают курить в возрасте от 33 до 39 лет, прибавляют к продолжительности своей жизни в среднем 5 лет. Женщины этого же возраста, отказавшиеся от сигарет, удлиняют свою жизнь на 3 года.

Доставая  очередную сигарету из пачки, помните: курильщик трижды платит за каждую выкуренную сигарету: от тратит деньги, свое здоровье и здоровье своих детей. Найдите в себе силы отказаться от курения – и вы никогда не пожалеете  об этом!

 

Подготовила С.В.Бачинина

Издательство  «Уралмедиздат»,1995. Лицензия ЛР N020847 от 24.12.93

 

Профилактика табакокурения

 

1. Ежегодный цикл мероприятий  5-11 классов. Администрация школы,  классные руководители

Для учащихся младших классов:

-конкурс рисунков и плакатов на тему борьбы с курением (проводится с 1992 года)

Информация о работе Организация профилактики курения в подростковой среде