Организация профилактики курения в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение содержания организации профилактики курения в подростковой среде.
Задачи:
Изучить историю возникновения данной проблемы.
Обосновать социально-психологические причины, способствующие возникновению курения.
Описать методы социальной работы по профилактике курения среди учащихся в образовательном учреждении.

Содержание

Введение
Глава 1. История распространения курения и современное состояние этого явления.
Из истории курения табака
1.2 Социально-психологические причины, способствующие развитию курения и никотиномании
Влияние курения на здоровье и работоспособность
Курение как путь к наркомании
Борьба с курением
Глава 2. Организация профилактики курения в подростковой среде
2.1. Информационный аспект: нормативно-правовые вопросы профилактики и борьбы с курением
2.2. Школьная политика в отношении курения
2.3. Роль и влияние семьи в профилактике курения
2.4. Методы социальной работы по профилактике курения среди учащихся в МОУ СОШ № 10
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЗЖО.docx

— 97.86 Кб (Скачать файл)

Для учащихся средних классов:

-встречи с врачами-наркологами, инспекторами ПППН, психологами;

-показ художественно-публицистических фильмов.

Для учащихся старших классов:

-работа естественнонаучного отделения Школьного Научного Общества над научно-исследовательскими проектами;

-организация встреч и бесед учащихся со специалистами;

-участие в разработке законодательства на школьных парламентских играх.

2. Выпуск школьной стенгазеты "ЭХО".

3. Постоянно проводятся профилактические  беседы с учащимися, родительский  всеобуч.

4. Ежегодно проводится анкетирование  учащихся по данной проблеме  с целью выяснения динамики  отношения учащихся к курению.

5. Административные наказания за  курение.

6. Демонстрационные опыты, наглядно  показывающие, что оседает в легких курильщика, из чего состоит табачный дым

7. Школа принимала участие в  общегородской акции "Мы за  здоровый образ жизни..."

8. В рамках преподавания ОБЖ  проводятся уроки о влиянии  курения на организм.

9. Проводилось исследование семей  учащихся с целью выявления  отношения родителей и детей  к курению.

10. Изучение Закона об ограничении  курения табака от 10.07.01.

Реализация плана действий

Учащиеся нашей школы...

  • Создали видеозарисовку по теме: "Проблема табакокурения в нашей среде"
  • Разработали, напечатали и расклеили по школе листовки о вреде курения.
  • Предлагают создать центр помощи курящим, желающим избавиться от этой пагубной привычки.
  • Предлагают создать телефонную линию по работе с курящими.
  • Предлагают увеличить объем печати методической литературы, направленной на борьбу с табакокурением и пропаганду здорового образа жизни.
  • Предлагают усилить валеологическое воспитание детей дошкольного и начального школьного образования.

 

 

Социологический опрос

 

Цели:

1.Узнать как жители нашего  поселка относятся к проблеме  табакокурения.

2.Выявит процент курящих людей  среди опрошенных.

Методы исследования:

1.Анкетирование.

2.Анализ.

База:

Исследование проводилось на различных  возрастных и социальных группах (количество опрошенных 100 человек).

Результаты:

Из 100 человек опрошенных 27% - курят ( 22% мужчин и 5% женщин).

100% опрошенных знают о вреде  курения.

6% курящих положительно относятся  к курению.

21% курящих отрицательно относятся  к курению.

У 19% опрошенных - курят дети.

Методы борьбы

  • 38% - пропаганда здорового образа жизни.
  • 18% - запрет рекламы табачных изделий.
  • 16% - другие методы (закрытие заводов, введение школьных уроков).
  • 8% - повышение цен на табачную продукцию.
  • 6% - вести здоровый образ жизни.
  • 5% - запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним.
  • 5% - запрет всей продажи.
  • 4% - никаких методов борьбы нет.

Для справки:

"...В России курят около  40 млн. человек, т.е. треть населения.  Следовательно, можно говорить  уже об эпидемии курения..."Г. Онищенко, главный государственный врач России.

В России выкуривается за год 700 млн. штук сигарет - 240 пачек на душу населения, включая младенцев. Более 80% приобретают  эту привычку в молодые годы.

Вопрос:

Почему же подростки начинают курить?

Ответ: (по данным опроса)

  • из любопытства
  • чтобы казаться взрослыми
  • за компанию с друзьями
  • потому что модно
  • чтобы похудеть

 

Деловая игра

"Разработка системы первичной  профилактики табакокурения" в условиях школы

 

Цель  деловой игры: разработка системы  первичной профилактики табакокурения  в условиях школы

Задачи  деловой игры: в процессе деловой игры решаются задачи двух уровней

Задачи  первого уровня (специфические):

определение конкретного содержания профилактической работы для разных целевых групп (дети, родители, педагоги, психологи) и  формы этой работы;

разработка  целевых программ первичной профилактики для учащихся трех ступеней обучения

определение внутренних и внешних ресурсов для  проведения работы по первичной профилактике табакокурения

Задачи  второго уровня (неспецифические):

формирование  целостного видения проблемы профилактики табакокурения у специалистов системы  образования

изменение отношения к проблеме и ее реализации у участников деловой игры

Организация и проведение деловой  игры

Процедура деловой игры включает следующие  этапы.

I этап. Изложение  проблемы

На данном этапе ведущий деловой игры делает информационное сообщение, в котором  освещает следующие вопросы.

1. Современное  состояние проблемы табакокурения  в стране, городе (районе).

2. Существующие  модели профилактики табакокурения  (медицинская, образовательная, социально-психологическая).

3. Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная)

4. Цели  и стратегия первичной профилактики  табакокурения

5. Факторы  риска табакокурения (биологические,  социальные, психологические).

6. Факторы,  препятствующие формированию табачной  зависимости (социально-психологические,  личностные).

Данная  информация позволяет участникам деловой  игры сориентироваться в проблеме, дает отправные точки для дальнейшей работы в группах.

Этап  завершается обозначением целей  и задач деловой игры. В нашем  случае это:

определение конкретного содержания профилактической работы для разных целевых групп (дети, родители, педагоги) и форм этой работы;

разработка  целевых программ первичной профилактики для учащихся начальной, средней, старшей  школ;

определение внутренних и внешних ресурсов для  проведения работы по первичной профилактике табакокурения.

II этап. Разработка системы первичной  профилактики табакокурения в  начальной, средней и старшей  школах.

На этом этапе работа проходит в малых  проблемных группах. Все участники  деловой игры распределяются по малым  группам с учетом их личностных и  профессиональных качеств. Для эффективной  работы групп рекомендуется в  каждую группу включать специалистов с различным уровнем квалификации, опыта работы, знания проблемы. Так  же желательно, чтобы в группу включились люди, испытывающие друг к другу  симпатию и имеющие опыт совместной работы над другими проблемами.

В нашей  деловой игре - три проблемные группы.

1 группа - должна разработать систему  первичной профилактики табакокурения в начальной школе (1 - 3 классы);

2 группа - должна разработать систему  первичной профилактики табакокурения в средней школе (5 - 9 классы);

3 группа - должна разработать систему  первичной профилактики табакокурения в старшей школе.

Каждая  группа располагается за отдельным  столом. Отдельно от групп находятся  ведущий деловой игры и внешний  эксперт.

Для того, чтобы участники деловой игры могли продуктивно решить стоящие  перед ними задачи, можно предложить им методические материалы

В процессе работы члены проблемных групп должны:

определить "группы риска" табачной зависимости для данного возраста;

обозначить  профилактические мероприятия для  каждой группы детей, а также для  родителей, педагогов;

свести  все предложенные мероприятия, упорядочив их, в единую систему;

определить  условия, методические материалы, специалистов других профессий, которые необходимы для успешной реализации разработанной  системы.

Во время  обсуждения участники могут обращаться за помощью к внешнему эксперту для  уточнения стоящих перед ними задач, получения дополнительной информации по проблеме.

Результатом работы на данном этапе является система  первичной профилактики табакокурения

III этап. Общее обсуждение разработанных  систем.

На этом этапе каждая группа представляет сообщение  по определенной схеме:

1. Планируемые профилактические мероприятия.

2. Исполнитель, сроки проведения каждого мероприятия, общий срок выполнения программы.

3. Основные формы, условия, особенности проведения мероприятий.

4. Привлекаемые дополнительно специалисты и организации для проведения профилактических мероприятий.

5. Ресурсы, необходимые для успешного проведения мероприятий.

После сообщений  представителей групп идет работа экспертов. Во время выступления представителя  первой группы, члены двух других являются экспертами, оценивающими предлагаемую информацию по следующим критериям:

-достоинства  предложенной системы,

-возможные  недостатки предложенной системы,

-можно  ли оптимизировать данную систему  работы?

Если  можно - предложите, как это сделать.

После окончания  информационного сообщения эксперты задают уточняющие вопросы.

Затем следуют  сообщения экспертов.

Таким образом, каждая группа выступает один раз  в роли докладчика и дважды - в  роли эксперта.

После выступления  групп-экспертов высказываются ведущий  деловой игры и внешний эксперт.

Этап  считается завершенным после  выступления представителей групп, экспертов и уточнения всех нюансов.

IV этап. Подведение итогов деловой игры

На этом этапе группы объединяются в общий  круг, в который включают ведущий  деловой игры и внешний эксперт. Каждый участник деловой игры по кругу  говорит о полученном опыте, о  чувствах, возникших в процессе деловой  игры, об отношении к проблеме.

Во время  высказывания остальные члены круга  не имеют права перебивать, оценивать (особенно негативно) слова другого. За соблюдением правила строго следит ведущий. Это делается для того, чтобы  не разрушить доверительную атмосферу, возникшую в процессе деловой  игры. После прохождения круга  некоторые захотят высказаться  повторно, что должно быть им позволено. Ведущий деловой игры и внешний  эксперт высказываются последними.

Этап  считается завершенным, когда высказались  все.

Для успешного  проведения деловой игры и ее результативности необходимо жестко соблюдать регламент.

I этап. Изложение  проблемы - до 30 минут

II этап. Разработка системы первичной  профилактики табакокурения в  начальной, средней, старшей школах - 2 часа

После завершения II этапа объявляется перерыв - 20 минут

III этап. Общее обсуждение разработанных  систем

Доклад  представителя группы - 10 минут

Работа  экспертов - 10 минут

Доклад  экспертов - 10 минут

В связи  с тем, что в деловой игре принимают  участие три группы, общее время  этапа - 1 ч. 30 мин.

IV этап. Подведение итогов -20-30 минут

Таким образом, общее время деловой игры составляет от 4 часов 30 минут до 4 часов 50 минут.

Материалы, необходимые для проведения деловой  игры:




Информация о работе Организация профилактики курения в подростковой среде